Плач Иеремии. Финал

Последняя глава эго-романа "Плач Иеремии".
Опубл. в ж-ле "Нева" в нумере 8 за 2015 год.
(журнальная версия)

1.

1. Вот стою я пред вами, и вопль, и слезы исторгаются из души моей. И голос мой глух, голос мой беден, и всякое слово говорю против воли своей, против силы своей и против смысла своего.

2. Плач мой по миру, по граду, по человекам.

3. Слово мое водрузится на мире экземою, присохнет к народам коростой, набухнет в человеках нарывами.

4. Взгляните! Вот лицо мое горит от стыда за мое существование и мира существование; человека же существование не производит во мне стыда, оно производит во мне скорбь.

5. Вот еще стою я пред вами человеком-спазмом, содрогание есть главное дело души моей, моих артерий, сухожилий и лимфатических узлов. Ныне негодование — все наличное достояние мое.

6. Дайте же мне тысячекратный микроскоп, чтобы я мог рассмотреть душу всякого из вас! И то рассмотреть не сумею! Нет души ни у одного из вас; души ваши есть лишь коацерватные капли.

7. Как вы пустыми своими погремушками сотрясаете над слюнявыми своими младенцами, заискивая и пресмыкаясь пред малостью их и слабостью, так и я погремушками бесполезных словес сотрясаю над миром вашим и человеком.

8. Привык же ты быть гнойною язвой на теле мира, двуногий! Иного предназначения ты и не знаешь, бессмысленный человек!

9. Всю слабость свою, всю малость свою, всю нервную свою незаметность изолью я теперь над глупыми главами вашими, над скудными душами вашими, и будете вы удивлены. «Кто с нами еще говорил так?» — скажете себе вы.

10. Я говорю с вами гласом Того, Кого не знаете вы, и еще гласом камней, гласом урочищ, гласом ветра, гласом сосен, травы и попираемых вами млекопитающих. Ныне я — зуд ваш, лихорадка ваша и ваше першение в глотке.

11. Не для человеков, но для неба, для ветра, для травы, для песка, для почвы — сии больные и плачевные мои разностишия.

 

2.

1. Взгляните же, теперь же взгляните на мир! Разве не видите вы в нем ужасающего, лишайного?!

2. Не говорите, не говорите мне ничего про блудные свои цивилизации! Они есть ошибки рода твоего, человек, все до единой! Ни одной не было цивилизации достойной, незамутненной, ни одна не стоила доброго слова или преклонения!

3. Весь же смысл твой, человек, пребывает под знаком незаконнорожденности! Под эгидой неправедности! Под вывеской прежних веяний!

4. Что же такое происходит в мире? Тля с человеком соединились, спарились, и вышел человекотля. Объявили целью своей сверхчеловека, но избранною для сего дорогою пришли лишь к человекотле и ни к чему другому прийти не могли.

5. Человекотля ныне глумится, куражится над предком своим, над прародителем своим, над богом своим. Но и мир с опаской, с трепетом и восхищением взирает на деяния человекотли и сам примеряет на себе иные уделы и поприща насекомых.

6. Бойся, человек, продуктов своего ума! Дьявол поселился в Windows. Дьявол — куратор всех твоих этических систем и философических учений. Всех твоих школ и доктрин. Всех твоих предначертаний и предопределений.

7. Дьявол стоит на страже твоего творчества, твоего равнодушия, твоей обыденности и благих помышлений. Дьявол — твое другое я, твой смысл, твои надежды, твое сокровенное. Все, что ты видишь, слышишь, чувствуешь, осязаешь, есть его великий промысел, его алгоритм и стратегия.

8. Вы создали такой мир и не позаботились о его удобоваримости, о пронзительной его достоверности.

9. Много у мира свойств, но нет среди них безошибочности. Мир постарел, ему теперь тяжело носить свою кожу. Болен мир, болен; у него аневризма! В нем воцарилось язвенное, в нем главенствует нечистоплотное.

10. Мир еще вовсе не сыт по горло нечестием и готов вкушать и потреблять его до изжоги, до рвоты, до вздутия, до боли во чреве, до холодного пота, до рези в глазах.

11. Вся ваша хваленая эволюция — лишь путь от человекообразной обезьяны к обезьяноподобному человеку! Вся ваша пресловутая цивилизация — в бормотании телевизора, в лживом его бормотании.

 

3.

1. Вы не ведаете, нисколько не ведаете: был я когда-то велик, неудержим, самороден.

2. Но величие мое пресловутое ныне попрано вашими недостойными подошвами. Вашими подлыми каблуками.

3. Так что вот уж оно и не величие вовсе, но — прокаженность, беспримерная отвергнутость, безбрежное умаление.

4. Ныне я попраннейший из попранных, никогда не воздвигнусь я сызнова на привычных моих основаниях.

5. Я ходил по одним улицам с вами, я дышал с вами одним воздухом. Я думал свои странные думы, я бормотал свои едкие словеса, а вы о том даже не догадывались.

6. Иные извержения моей правоты проходили под знаком природной моей безнадежности.

7. Я умел держать чрезвычайно высокою свою обыкновенную планку прокаженности.

8. В отместку за неизбежность собственной смерти я изобретал тотальные дискредитации Бога и мира. И всех человеческих и ангельских оснований.

9. «Неужто жизнь мне положить свою на изобретение главнейших мировых метафор?! — говорил себе я. — Сверхъестественных земных междометий?!»

10. Ныне я не таков. Я уж не молод, вовсе не молод. Ныне я — небытия и безвременья постоялец.

11. Ныне и мир отменно преуспевает в жанрах бесплодия.

12. Как ныне жизнь моя идет на убыль, так же точно и мир идет на убыль.

13. Мне не пристало мериться с миром нашими заносчивостями. Нашим сокровенным.

14. Дух мой теперь безжалостнее любого самого опасного химического реактива. Он подобен картечи.

15. Многое видел я в граде сем и мире сем, видел человеков, получеловеков, четвертьчеловеков и ничтожные дела их.

16. И вот сердце мое ныне зашлось от безжалостности.

17. Ныне жизнь для меня в тягость; жизнь есть нечто из рода постылых обязанностей.

18. Иногда мне и дышать стыдно. Стыдно за бьющееся свое сердце, за видящие мои глаза, за лихорадочный мой мозг. Стыдно слышать вас, человеки, стыдно видеть вас, копошащихся в обыденности.

19. Человек есть мельтешение низких навыков, столпотворение грязных намерений. Сборище подлых компромиссов.

20. Любовь к своим детенышам, к своим трясинам, тучам и перелескам вы возвели в ранг своих великих добродетелей. И других добродетелей не имеете.

21. Рыба не воспитывает своих детей, а иная — так их поедает. Вы же чадам своим и отпрыскам своим лишь преподаете уроки ваших низости и двоедушия. Рыбу, поедающую детей своих, славлю; вас же, с вашими дидактиками и риториками, презираю и поношу.

22. Человек ниже рыбы и все же дерзает ее улавливать и поедать, в чрезвычайном своем бесстыдстве. Человек также хуже всех птиц, он — худшее из млекопитающих.

23. Человек — мерзейший из биологических видов; я был послан, чтобы сообщить вам о том. Чтобы вас в этом уверить.

24. Я рассею сегодня все ваши уверенности, подточу убежденности. Заставлю усомниться и в очевидном. Имени и духа своих не пожалею, безвидной жизни своей не пощажу, чтобы только вы взглянули на себя иными глазами.

25. Долго-долго я был в этом мире неуважаемым человеком, и ныне невозможны никакие изменения данного обстоятельства.

26. Разве для того я был призван, чтобы сделаться одним из вас? Одним из тщетных, одним из пустопорожних?

27. Разве для того пришел я, чтобы говорить одними с вами словами? Слова ваши мертвы, смыслы исчерпаны, души иссохли и обезлюдели.

28. Разве для того явился я, чтобы приумножить мира промозглость и сомнительное его содержание?

29. Разве могу я бросить существование свое в угоду обыденному? На потеху заурядному? На пропитание нечестивому?

30. Дух мой ныне безвиден и темен, дух мой блуждает. Погрязши в метафорах. Прозябши в наречиях. Много слов позвал я из-под спуда, много сарказмов освободил из-под глыб. Много сравнений отделил от тяжелой почвы.

31. Ныне же всякое из оставшихся мгновений моих стану вопить миру о скудоумии его и безнадежности. И человеку — о подлости его и пронырливости.

32. Отвергну я человека, оттолкну мир и уйду тихой своею стопою в словесное, в сокровенное, в недосказанное.

33. Много в этом проклятом мире воздуха, много! но только не для меня.

 

4.

1. Солнце всходит на западе, а заходит в дом свой на востоке. Ныне от негодования на человеков даже Земля в другую сторону вертится.

2. Совести не имеют они, первозданной и неприкосновенной, но одну лишь генно-модифицированную совесть, одну лишь пассивную добавку к пище. Но также и бога действительного не знают они, зато снискали себе бога с экраном жидкокристаллическим и дюймами по диагонали.

3. Глину и древо сменили они на воображаемое, сменили они на несуществующее. Утвердились они в придуманном мире. Кажущееся для них определеннее живого.

4. Истину сменили они на рейтинг и надувание пузырей. Возносятся у них одни выскочки и нищие совестью. Процветают сверкающие, одетые в зеркала. Незаурядные же прозябают, дух их изнемогает, дело их недоступно.

5. Ничего нет у них подлинного, но одно только пресловутое и обсуждаемое, то, что на устах у бездельников и пустоцветов. И вот же вопль раздавленного муравья слышен на краю мира и космоса, плач же уязвленного человека не стоит даже напряжения слуха. Невозможно отличить истинное от мелькнувшей картинки.

6. Нельзя сказать, что ныне опомнились они, ибо высший смысл и главная радость у них в их пресловутом беспамятстве. Забыли они человеческое.

7. Они существуют громко, они живут напоказ, душу же имеют будто цветы, увядшие после празднества, душу имеют тщетную. В груди их фальшивый воздух.

8. Клоуну, придурку они позволили водрузиться над своим досугом. Пред болтуном раболепствуют, остряка превозносят. Скакуна венчают лаврами. Танцора обожествляют.

9. Боже, ты видишь их всех, и Ты от них сокрушаешься! Не таким был замысел Твой и Твое Сотворение. Не знали они замысла Твоего, знать не хотели, и вот же низкое в них возобладало! Стоит ли удивляться?!

10. Принимаю руку Твою, посылающую им истребление, принимаю ярость Твою, радуюсь гневу Твоему и всему происходящему. Происходящее же ужасно; ныне радуюсь и ужасному.

11. Гнев Твой на мир велик, Господи, гнев Твой безбрежен, но мир будет легок и чист без лишая на теле его — человека. Славлю твой будущий легкий мир, Господи! Мир, свободный от человеков!

 

5.

1. Из глубин, забвений и ничтожеств ныне взываю к Тебе, Господи! Из униженного восклицаю к Тебе! Опровергаю ныне я себя прежнего, отрицаю себя лукавствующего и суетного, отступаюсь от прежнего дыхания моего, от воздуха груди моей, от тока моей крови, от привычного ее тока.

2. Не любил я человеков и теперь не люблю, но вот я стою пред Тобой с главою моею понурой и лишь взношу к Тебе голос мой, беспорядочный мой голос.

3. Разве не сыт Ты еще по горло их умалениями, хрустом костей их, их слезами, их глазами раздавленными, их жилами лопнувшими, их потом, их стенаниями, их попранным духом?!

4. Разве не хочешь Ты, чтобы людишки, засучив души, теперь строили свое несчастное, свое негодное, свое человеческое? Лишь корпя над недоступными для них смыслами, лишь изнемогая над всякою мистической порослью?

5. Много видел я человеков, но мало было в них смысла. Дай же им смысл Свой, Господи, один на всех! Один на миллионы!

6. Пусть смутятся и иссохнут конфессии, пусть обмелеют течения, учителя умолкнут, ученики застынут в неведении, и да впрягутся человеки в одну лямку, потащат один воз! Пусть ярмо их будет всечеловеческим, многотрудным и немыслимым. Нельзя теперь человекам давать легкого ярма!

7. Дай им новые обстоятельства и чрезвычайные фабулы! Перемени их кумиров и казусы! Пусть нищетою гордятся они, скудостью — восторгаются, аскетическое — прославляют, пронзительное и причудливое — чтут!

8. Пошли им новые песни и арии, новые канцоны и мадригалы, приумножь гармоническое, дай им другой звукоряд! Нашепчи им иные притчи, пошли им иных сказителей и сатириков (прежних же изгони и унизь!). Пусть их художники набивают руки на трепетном! Пусть их кисти вопиют о высоком!

9. Возвести им новые прописные истины, нашепчи им иные банальности, преткни их на новых общих местах! Вдохни другой смысл в их морали и дидактики, старые же смыслы осмей!

10. Пусть небесное, слишком небесное будет в обращении у народов, в повседневном их обращении. Пусть чудесное пребывает между людей, смущая порою их дух, высоким хмелем дурманя воспоминания.

11. К Богу, миру и человеку взываю я, но вовсе не слышен голос мой, голос мой тщетен! Голос мой бесполезен. Он тише ветра ясною звездною ночью. Ветер же веет над миром, одинок и свободен!..


Рецензии
"Пусть смутятся и иссохнут конфессии, пусть обмелеют течения, учителя умолкнут, ученики застынут в неведении, и да впрягутся человеки в одну лямку, потащат один воз!" = ранний В.В. Маяковский???!!! "смазал карту будня"
С искренней благодарностью, Алексей Ник

Александров Алексей Ник   24.10.2022 23:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей Ник.

Станислав Шуляк   25.10.2022 15:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.