Сэмюэл Оуэн. Провидение Божие

ПРОВИДЕНИЕ БОЖИЕ
Сэмюэл Оуэн
https://www.biblicalstudies.org.uk/pdf/ref-rev/04-2/4..

Провидение, от латинского pro и videre, буквально означает предвидение, а затем тщательно подготовленную договоренность для достижения определенной цели. Как правило, когда мы говорим о Божьем провидении, мы говорим о Его деятельности во всем, что происходит в мире, сохраняющей и направляющей все к цели, которой Он обладает (1). В любом полном обсуждении этого вопроса должны быть осмыслены много других истин Писания, большинство из которых относятся к учению о Самом Боге. Оно начинается с Его суверенитета (Его превосходство, его Царство, его Божественность), с того, что Он есть Высший, Всемогущий, Единственный Царь царей и Господь господствующих (1 Тим.6.15). Но провидение Божие не связано только с обсуждением Его суверенитета. Стивен Чарнок в своем классическом исследовании Бога не вводит отдельного раздела о провидении. Скорее, он обсуждает его в каждом из своих разделов, посвященных силе Бога, Его неизменности, вездесущности, знании, добре и мудрости. Он говорит, что отрицать Божие провидение значит отрицать каждый из этих атрибутов, и наоборот. Например, он говорит: «Божья благость отрицается недоверием к Его провидению. Если мы верим Его, считая Его добрым, то все недоверие к Нему предполагает Его злым, или не добрым, потому что Он не хочет проявить Свою силу, или слабым, чтобы проявить Свою доброту" (2). Наше обсуждение провидения Бога здесь по необходимости должно быть более ограниченным по объему. Поэтому мы попытаемся кратко определить тему, отметить ее масштабы (особенно в связи с народом Божиим) и ее тайну, и показать ее влияние на жизнь тех, кто реально верит в это.

Определение провидения

Божье реальное провидение - это «действенное действие Его сила и всемогущий акт Его воли, посредством чего Он поддерживает все, управляет и распоряжается всеми вещами, людьми и их действиями, с целями, которые Он предназначил для них" (3), во славу и похвалу Его благодати. Рассмотрим компоненты этого определения.
1. Божие провидение - это действенная работа Его силы и воли в достижении желаемых Им целей. У Бога есть план для всего творения. В Своем провидении Он эффективно осуществляет этот план, ибо Он обладает достаточной силой для получения желаемого результата (Еф.1.11, Ис.45.5-7, Иоан.5.17).
2. Сфера провидения включает в себя все вещи, в том числе людей и их действия (подробнее об этом ниже).
3. Целью Божьего провидения является Его собственная слава (Еф.1.6-14, Иоан.12.28, 1 Пар.29.11, Ис.42.8). Он Бог, и Он делает то, что хочет, на небесах и на земле (Пс.115.1-3, 135.3).
4. Обратите внимание на действия Божией воли в провидении: поддержание, управление, распоряжение. Божья поддержка - это Его поддержка всего (Деян.17.28, Кол.1.17, Евр.1.3, Пс.63.8), и сохранение Им Своего творения. Как заметил Кальвин, Бог «поддерживает и питает все, что Он сотворил, и заботится об этом" (4).
Хотя большинство людей с радостью принимают идею о том, что Бог заботится о Своем творении, наличие бедствий при Его правлении воспринимается гораздо труднее. Тем не менее, Писание ясно и в этом отношении: Бог на самом деле распоряжается всеми вещами по Своему назначению (Притч.16.4). Это управление включает в себя все. Ходж утверждает: "Бог от вечности абсолютно постановил все, что сбудется, изначально создал все из ничего по слову Своей силы и продолжает впоследствии постоянно присутствовать на каждом атоме Его творения, поддерживая все вещи в бытии и в упражнении всех их свойств, и Он также постоянно таким образом контролирует и направляет действия всех Его созданий, что, не нарушая присущей им природы, Он безошибочно вызывает все действия и события единичные и универсальные происходят в соответствии с вечным и неизменным планом, воплощенным в Его указе. В замысле провидения Бог избрал Свою великую цель, проявление Своей славы, но для этого Он выбрал неисчислимые подчиненные цели и направил их, и Он назначил все действия и события в их нескольких отношения как средство достижения этих целей; и Он постоянно так направляет действия всех существ, которыми все эти общие и особые цели выполняются именно в то время, тем способом и в условиях, которые Он из вечности предусмотрел" (5).
Итак, в провидении мы видим мудрость Божьего планирования, знание Божьего руководства, неизменную волю и исполняющую силу Божью.

Степень Божия провидения

Как сказано выше, Божье провидение распространяется на все (6). Оно простирается над миром природы (Пс. 147. 8-18; Деян. 14.17), включает в себя создание животных (Пс. 104.21-29; Мф. 6.26). распространяется на общие дела людей (Притч. 21. 1; Ис. 10. 12-15, 45: 1-7; Дан. 2.21; 4.25). Обстоятельства отдельных лиц под контролем Бога (1 Цар.2.6, Притч.16.19, Иак.4.1-15), как и события, которые мы рассматриваем • как случайные (Исх.21.13, Притч.16.33). Действительно, Божье провидение связано не только с великими событиями человечества, но и с деталями повседневной жизни (Мф. 10. 29-30), как напоминает нам Цвингли: "Мы не можем не признать, что даже самое малое происходит,если это не предписано Богом. Много ли столь любопытных людей, что они будут выяснять, сколько у них волос на голове? Нет таких, Бог, однако, знает число. На самом деле, ничто не слишком мало в нас или в любом другом существе, что не повелевается всезнающим могущественным провидением Бога" (7).
Кроме того, Божье провидение управляет людьми и их действиями. Это распространяется на самоопределенные действия людей (напр. Притч. 16. 1; 19.21; 20.24; Иер. 10.23), и на самом деле проявляется даже в греховных поступках людей. Это видно в следующем:
1. Греховные поступки человека находятся под Божественным контролем в том смысле, что они происходят только с его разрешения и в соответствии с Его замыслом (Быт.45.5, Деян.4.27-28, 2.23, 3.18, ср. Ис.53.10).
2. Бог сдерживает и контролирует грех (Быт. 50.20);
3. Он всегда управляет им (Деян.13.13) (8). Обратите внимание, что Бог не вызывает греха и не одобряет его; Он только разрешает, направляет, сдерживает, ограничивает и отменяет его. Человек является единственной ответственной и виновной причиной своего собственного греха (9). Бог охотно (согласно Его определенному совету) страдает во Христе от греховных поступков нечестивых, но через это проявляется Его праведность. Таким образом, Всемогущий Бог извлекает свет из тьмы, добро из зла (10).
Бог особенно проявляет Своё провидение к Своему народу, Своей Церкви, во всех поколениях, для которых предназначено все. Чарнок говорит: "У Него особое отношение к Его Церкви. Она печать и браслет на руке Его, сад, за которым Он с радостью ухаживает, обрезая и очищая его, и если Он радеет о Своей лозе, то Он делает ее все более прекрасной и восстанавливает, чтобы она была плодотворна" (11).
Божье внешнее провидение по отношению к Своему народу состоит как минимум в трех вещах (12): во-первых, Он делает так, чтобы все вещи работали вместе для блага Его людей (Мтф. 6. 31-33; Рим. 8.28); во-вторых, Он располагает царства, народы и людей в их интересах (Пс.105.14-15, Рим.9.17), в-третьих, мстит за них Своим врагам (Лк.18.17, Откр.17.14).
Божье провидение назначает все блага, которыми мы наслаждаемся, и все страдания, которые мы испытываем. Хотя порядок Его провидения по отношению к нам различен, каждое Его действие стремится к одной определенной цели - Его славе.

Тайна Божьего провидения

Тот факт, что Бог управляет всем Своим творением, указан (и везде предполагается) в Писании. Но это не оставляет нас без тайны. Например, мы не всегда (возможно, даже не очень часто) понимаем, как Божья слава работает в трагедиях, страданиях и переменах нашего земного существования. Но мы знаем, что Бог повелевает всем к Его назначенным целям, стоит рядом с нами и идет перед нами, и обещает никогда не покидать нас, даже когда, кажется, все вокруг доказывает обратное. Теперь мы видим в тусклом зеркале смутно, но однажды мы увидим ясно. Слова Лютера показывают это в перспективе: "Представь разные виды света: свет природы, свет благодати и свет славы, как говорит об этом общепринятое и хорошее разделение. В свете природы неразрешимо, что Он справедлив, если доброго Он губит, а злого прощает. Но свет благодати на это отвечает. В свете благодати неразрешимо, как это Бог проклинает того, кто при всех своих усилиях не способен ни на что, кроме греха и преступлений. И свет природы, и свет благодати на это говорят, что виновен здесь не жалкий человек, в Божья -несправедливость, и они не могут иначе судить о Боге, который нечестивца своею милостью без всяких его заслуг увенчивает, а другого, хотя он менее или, по крайней мере, не более нечестив, Он не увенчивает, а проклинает. Но свет славы говорит иное и показывает, что Бог, справедливость суда которого непостижима, наисправедливейший и наипонятнейший. И мы должны поверить в это, убежденные и укрепленные примером света благодати, который тоже казался подобным чудом в свете природы" (14).

Правильный ответ на Божье провидение

Доктрина провидения является оплотом против идеи, что Бог отделен от нынешнего состояния вселенной или что мы попали в фатализм. Она нам о том, что мир и наша жизнь управляются не случайно или судьбой, а Богом, Чья рука у руля. Посреди великой сумятицы Божьему народу было сказано: "Остановитесь и познайте, что Я Бог" (Ис.46.10), познайте Его бытие и провидение. Джонатан Эдвардс отмечает, что это подразумевает как минимум три вещи (15):
1. В отношении языка: не следует возражать против суверенных устроений Провидения или жаловаться на них, омрачая совет Божий словами без знания;
2. Что касается действий и внешнего поведения, нужно быть твердым, чтобы не воспротивиться Богу;
3. Нам нужно взращивать покой внутреннего расположения сердца, спокойное и тихое подчинение души Божьему благоволению, каким бы оно ни было. Псалом 46 дает основание этого покоя: совершенство Бога. Бог совершенен в Своей бесконечной силе, знании, понимании и святости, и в то же время Его величие за пределами нашего понимания. "Если мы найдем некий недостаток в Его правлении, мы фактически предполагаем, что мы являемся советниками Бога, в то время как нам скорее следует смиренно присоединиться к Павлу (Рим.11.33 и далее) (16).
Поэтому позвольте нам утешиться в учении о Боге и Его провидении. "Из знания этой истины вытекает благодарность в случае благоприятного исхода вещей, терпение в бедственном положении и невероятная свобода от беспокойства о будущем, ибо мы можем возложить свое бремя на Того, Чья власть обуздывает сатану со всей его яростью и способна убрать с нашего пути любые препятствия" (17). Давайте со страхом посвятим себя Богу и будем верить и провозглашать доктрину Егго суверенного и доброго провидения. Ибо "Божия благость желает нашего высочайшего блага, Его мудрость планирует это, и сила Божия в состоянии дать нам то, чего нам не хватает" (18).

1 AA Hodge, Outlines of Theology (Banner of Truth, 1972),258.
2 Stephen Charnock, The Existence and Attributes of God (Baker, 1979), 2:319.
3 John Owen, Works (Banner of Truth, 1965), 1:475.
4 Calvin, Institutes of the Christian Religion (Westminster,1960), 1.16.1.
5 Outlines, 262.
6 The following is a concise summary in Hodge, 265-66.
7 Quoted in Timothy George, Theology of the Refonners The Providence of God (Broadman, 1988), 123.
8 Hodge, 267.
9 Ibid., 268.
10 Owen, 1:475.
11 Charnock,I:406407.
12 Owen, 1:475.
13 George, 312.
14 Martin Luther, Bondage of the Will (Revell, 1957), 317.
15 Jonathan Edwards, Works (Banner of Truth, 1974), 2: 1 07.
16 Ibid., 2:108.
17 Calvin, 1.17.7; 1.16.3.
18 AW. Tozer, The Knowledge of the Holy (Harper & Row,1961),70.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии