Хроника 42 и 53 ДБАП с 21. 02. 40 г. по 29. 02. 40

Хроника 42 и 53 ДБАП с 21.02.40 г. по 29.02.40 г.

*****
Девятый боевой вылет 42 ДБАП. 21.02.40 г.

«Железная воинская дисциплина – коренное условие высокой боеспособности войск» под таким названием вышла передовица «Красной звезды», которая однозначно была проработана личным составом полка.

«…Без дисциплины нет боеспособной армии. Какие бы изменения на протяжении всей своей истории ни претерпевала военная организация всех государств и народов, дисциплина всегда была основным мерилом и одним из решающих факторов боевых возможностей войск.

22-летняя история Красной армии целиком подтверждает положение, что железная воинская дисциплина — коренное условие успехов в мирной учебе и в бою. Только на основе высокой дисциплинированности подчиненных и начальников достигается отличная боевая выучка и слаженность частей и подразделений, бойцы мастерски овладевают своей специальностью и техникой, умело и согласованно действуют на поле боя. В боевой обстановке малейшая недисциплинированность отдельного бойца, а тем более начальника, небрежность в выполнении приказов и распоряжений способна разрушить план целой операции и повлечь за собой напрасные жертвы.

Ленин и Сталин учат: в армии необходима самая строгая, железная дисциплина, основанная не на палке, а на сознательности, преданности Родине, на самоотвер-женности всех ее бойцов. Твердая воинская дисциплина — не раз указывал товарищ Ворошилов — нужна нам, как воздух...

Принимая присягу, каждый воин Красной армии торжественно поклялся своему народу «...быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников». Борьба за высокую дисциплинированность является обязательством, которое принял на себя каждый военнослужащий. Командование, политаппарат и партийные организации частей должны своей работой обеспечить полное и точное выполнение этого обязательства, создать обстановку, которая бы исключала нарушения дисциплины.

Важнейшим средством укрепления воинской дисциплины является высокая требовательность. Там, где требовательность характеризует стиль руководства людьми, где духом требовательности пронизаны отношения, вся жизнь части, — там, как правило, организованность в работе и дисциплинированность личного состава стоят на высоком уровне, а каждый день приносит новые и новые успехи в боевой и политической подготовке.

Чувство высокой требовательности должно быть развито не только у начальников, но и подчиненных, буквально у каждого бойца. Следует добиться того, чтобы любое нарушение дисциплины и установленного порядка не только руководителями части или подразделения, но и самой красноармейской массой рассматривалось, как событие, как явление, позорящее, Красную армию, подрывающее ее боевую мощь. Каждый красноармеец должен быть, так воспитан, чтобы он чувствовал ответственность не только за себя, но и за товарищей, за состояние дисциплины и организованности в своем подразделении.

Поднять и привести в движение силу красноармейского общественного мнения составляет одну из самых важных задач в борьбе за крепкую воинскую дисциплину. Многочисленные примеры работы партийных и комсомольских организаций частей показывают, какую огромную роль играет общественность в изживании разного рода недочетов, в том числе и в области воинской дисциплины...

Надо широко популяризировать боевые традиции Красной армии, воспитывать бойцов на примерах боевой работы героев гражданской войны и наших дней. Примеры героизма — сильнейшее средство воспитания смелых, волевых бойцов, не знающих страха в бою, готовых преодолеть любое препятствие, любые трудности для того, чтобы точно и вовремя выполнить боевой приказ командования.

Железная дисциплина и высокая организованность — неотъемлемое качество каждого бойца и командира Красной армии, нерушимый закон всей их жизни. Развить эти качества до совершенства —  задача, на решение которой комиссары частей, политорганы соединений и армейские парторганизации обязаны направить все силы, все внимание».

Весьма показательный методический материал: объект – дисциплина; качество объекта – железная; цель – закрепить железную дисциплину; где – в войсках, для кого – среди военнослужащих от командиров до рядовых; на основании чего – на основании принятия воинской присяги; путем чего – «не на палке, а на сознательности, преданности Родине, на самоотверженности»; с помощью чего –  высокой требовательности к себе и другим и ответственности за себя и за других; с помощью кого – комиссаров, политорганов, парторганизаций и общественного «самобичевания» индивида за прорехи в достижении главной цели; с опорой на что – на боевые традиции РККА, примеры героизма и результаты боевой работы; ради чего – «беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников».

Сдается мне, что это нечто декларации намерений создать из военнослужащего вроде «советского камикадзе» и это претворялось в жизни на уровне госполитики и эксплуатировалось десятилетиями и не только среди военных, но и среди гражданских. 

На этой базе советские люди совершали подвиги: трудовые и ратные, которые мир не видывал. Результат сих потуг и пропаганды, и подвигов народа советского времени на нынешний момент известен. Осталось понять – это результат советской пропаганды, или все же проявление человеческих инстинктов, проявившихся в период решения, казалось бы, банального вопроса – «быть или не быть»? Инстинкт свободы, иль инстинкт самосохранения вида, доставшихся от зверья, или может от инстинкта достоинства, который властвует над смертью, или альтруизма, которые были наработаны уже в сношении друг с другом на протяжении тысячелетий, или всего разом?

Летающая торпеда

По сообщениям печати, руководитель Американского института телевидения в Чикаго Санабриа представил военному министерству США чертежи воздушной торпеды, управляемой при помощи телевизора с самолета. Торпеда представляет собой небольшой самолет. В носовой части этой торпеды устанавливается фотоэлектрический (телевизорный) передатчик, который передаст картину местности на экран контролирующего самолета. Этот контролирующий самолет может находиться примерно в 160 км. от торпеды, однако контрольный инженер, находящийся в кабине самолета, видит прекрасно всю картину местности под торпедой и направляет ее прямо в цель.

В фюзеляже торпеды имеется груз взрывчатого вещества, взрывающийся при соприкосновении с мишенью. Количества взрывчатого вещества в торпеде вполне достаточно для того, чтобы уничтожить даже крупный линкор. По заявлению Санабриа, торпеда является вполне практичной, и ее производство возможно организовать на автомобильном заводе в массовом масштабе без особых затрат. (ТАСС).

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 21 февраля. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии: «На западном Фронте —  никаких особых событии. В результате боевых операции германских разведывательных самолетов над побережьем Англии п Шотландии, а также над Шетландскими островами потоплено два английских миноносца и один вооруженный торговый пароход. Все германские самолеты без потерь вернулись на свои базы. За полночь несколько самолетов противника пролетели через голландскую территорию с запада и северо-запада и взяли курс на германскую бухту. Одна германская подводная лодка, вернувшаяся из дальнего плавания рапортовала о потоплении пароходов противника общим водоизмещением в 27.795 тонн».

ПАРИЖ, 21 февраля. (ТАСС). Агентство Гавас в сообщении о военных действиях на западном Фронте заявляет, что в результате наступившей оттепели операции на Фронте опять «несколько сократились». На рейнском Фронте по-прежнему происходила перестрелка между войсками по обе стороны реки. На двух участках лотарингского сектора фронта немцы провели две небольшие вылазки.

ПАРИЖ, 21 февраля. (ТАСС). В официальном коммюнике, опубликованном вчера вечером в Париже, говорится, что на Фронте «день прошел спокойно».

Сегодняшнее утреннее коммюнике отмечает «слабую перестрелку артиллерии и пехотных частей в разных пунктах фронта, в частности в районе Вогезов и на Рейне».

Военные действия в Китае

В Южном Китае в южной части провинции Гуанен, в нанинском секторе, 21 февраля между китайскими и японскими войсками происходили бои. На Наньнин- Циньчжоуском шоссе китайские части захватали Сяодун.

В Центральном Китае в юго-восточной части провинции Хубэй, в секторе Туншань, китайские войска успешно отбили атаки японских войск. В северной части провинции Хубэй, в секторе Суйчжоу, китайские войска предприняли против японских позиций несколько успешно закончившихся небольших атак.

В Северном Китае газета «Шеньчжоу- жибао» пишет, что 19 февраля китайские партизаны атаковали японский гарнизон в Мыньтоугоу (известный угольный центр вблизи Бэйпина). Китайцы, перебив свыше ста японских солдат, заняли город. (ТАСС).

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 21 февраля на фронте не произошло ничего существенного.

С 19 по 21 февраля нашими войсками занято по фронту, в том числе в районе крепости Койвисто, 176 оборонительных укрепленных пункта противника, из них 37 железобетонных артиллерийских сооружений.

Наша авиация вела активные боевые действия по войскам и военным объектам противника. В происшедших воздушных боях сбито 16 самолетов противника.

Аэродром Кречевицы. 21.02.40 г.
--------------------------------------------------------

21.02.40 г. по данным Олега Киселева 36 ДБ-3 42-го ДБАП под прикрытием 9 истребителей 68-го ИАП бомбили ж.-д. узел Хиитола. Сброшено 27 ФАБ-250, 180 ФАБ-100 и 90 ЗАБ-50. Обстреляны огнем МЗА, потерь нет.

Финская сторона о 42-ом ДБАП в этот день не упоминает.

В этот же день 6-ой ДБАП выполнял боевое задание по разрушению ж.-д. узла Элисенваара 27-ю Дб-3 и ж.-д. узла Хиитола 9-ю Дб-3. Было сброшено 50 ФАБ-250, 80 ФАБ-100, 50 ЗАБ-50, а общий налет составил 147 часов. Хотя этот вылет финская сторона приурочила к 20 февраля 1940 г.

Подробности боевой работы в этот день 42-го ДБАП находим как всегда в архивной тетради историка Сергиенко:

«21.02.40 г. 42-ой ДБАП в составе 4-х девяток (36 Дб-3) в период 14:00 – 14:02 выполнял боевое задание по разрушению цели № 14 (ж.-д. станция Хиитола). С Н=1300-1500 м сброшено 27 ФАБ-250, 180 Фаб-100, 90 ЗАБ-50. Цель поражена всеми девятками отлично. На станции и в поселке возник сильный пожар, часть бомб попала в эшелон на станции. Задача полком выполнена полностью. В районе цели и над целью девятки были обстреляны огнем ЗА. Разрывы ложились по высоте точно, по направлению впереди и справа. Истребители противника не появлялись. Потерь нет. Ведущий самолет командира полка майора Вязникова поражен снарядом ЗА в ребро атаки плоскости. Имеется вмятина, т.к. удар снаряда был скользящим.

Погода в районе цели 10 баллов на Н=2000 м. По маршруту затягивающаяся облачность с Н=1500 м. Израсходовано 1300 боеприпасов на обстрел бортового вооружения. Общий налет 151 час 50 мин.
Вылет девяток произведен за 44 мин. В лучшую сторону выделена одна девятка, взлетевшая за 9 мин.

Цель сфотографирована.

Посадка всех девяток произведена за 34 мин в период с 15:43 по16:17. [стр.60]

*****
Двадцать первый боевой вылет 53 ДБАП. 26.02.40 г.

26 февраля, как сообщил по телеграфу спецкор «Красной Звезды» из Львова, крестьяне села Прильбичи Яворовского избирательного округа выдвинули своим кандидатом в депутаты Верховного Совета УССР воспитанника Красной армии товарища Захарычева. Его кандидатуру горячо поддержали избиратели всего Яворовского округа. По этому поводу состоялся митинг.

Сын крестьянина-бедняка, он батрачил у кулаков вплоть до 1925 года. Армия воспитала его, дала ему образование.  Красная армия направила его в Военно-политическую академию, которую он успешно закончил. Тов. Захарычев участвовал в выполнении исторической задачи по освобождению трудящихся Западной Украины от панского гнета.

Когда на митинге тов. Захарычев произносил имя великого Сталина, давшего свободу и счастье народам Западной Украины и Белоруссии, раздается гром аплодисментов.

Овация длится несколько минут. Несутся возгласы: «Хай живе вiльный народ Украины», «Хай живе любимый батько товарищ Сталин».

Слово берет доверенное лицо Иван Григорьевич Луне.

— Были у нас в старой Польше выборы в сейм, —говорил он, —но своих депутатов мы никогда не видали. На собраниях мы свободно говорить не могли, собрание проходило под надзором жандармов. Теперь мы выберем того, кого хотим, кто лучше сумеет защищать наши интересы. Красная армия показала на деле, чьи интересы она защищает. Нет у нас теперь польской шляхты, нет жандармов, нет помещиков. Я думаю, что мы все, как одни, отдадим голоса за славного сына Красной армии товарища Захарычева.

Выступивший затем избиратель Федор Иванович Озинко говорил о том, что советская власть открыла глаза трудовому крестьянству.

— Польские паны всячески клеветали на Советский Союз, —рассказывает он, — обманывали нас, уверяли, что нет в Советском Союзе Конституции. А что мы видим? Мы с вами сейчас готовимся к выборам в парламент народа. Черные дни больше не вернутся. Теперь мы — равноправные граждане великого Советского Союза. На выборах 24 марта мы будем голосовать за сына бедняка, бывшего батрака, а ныне политработника Красной армии тов. Захарычева.

Митинг окончен, но народ не расходится. Молодежь организует танцы и пляски.

Как явствует из заметки на четвертой странице «Красной Звезды» на линии Мажино в последнее время творилась какая-то «чертовщина»:

«Английские корреспонденты, посланные на западный фронт, снабжают свои газеты самыми разнообразными сведениями относительно времяпрепровождения солдат на линии Мажино.

Французская и английская печать уделяли в последнее время много места сетованиям о том, что солдатам на фронте скучно, что их надо развлекать и т. п.

Недавно «Таймс» в очередной корреспонденции с западного Фронта сообщила, что в туманные ночи отрядам, находящимся на передовых позициях, являлось... «божественное видение — пресвятая дева Мария в сопровождении сонмов ангелов».

Богородица, как известно из англо-французской печати, с самого начала войны приняла сторону союзников, заняв позицию «доброжелательного нейтралитета». Это явствует из многократных заявлений различных государственных деятелей Англии и Франции: «С нами бог»; «За нас небеса, и мы победим с помощью своей силы, а также с поддержкой всевышнего»; «С нами дева Мария» и т. п. Вполне логично, что последняя, читая свежие номера «Таймс» и «Тан», живо откликнулась на тему дня и срочно снизошла на лилию Мажино.

Через несколько дней, как сообщает «Таймс», на основании «слухов, подтвержденных из различных источников», бог (взявший на себя, по-видимому, роль главного антрепренера на западном фронте) переменил программу и послал соскучившимся солдатам видение уже не небесного, а, так сказать, военно-исторического порядка — герцога Мальборо на белом коне. Однако, поскольку герцог известен своими войнами против Франции, гастролировало это видение всего только одни день.

Мы не располагаем сведениями относительно того, насколько все эти небесные явления развлекли и удовлетворили французских солдат. Однако, поскольку французский журнал «Эроп Нувель» писал, что моральное состояние их «оставляет желать лучшего», можно полагать, что видения эти, как правило, действия не оказывают.

Можно было бы ожидать, что армия, находящаяся на линии Мажино, увидит для поднятия духа запряженный ангелами обоз с большим количеством продуктов питания, табака и теплой одежды, которых так не хватает на фронте.

Совершенно бестактно, однако, предполагать, что из арсенала империалистических небесных видений солдатам на линии Мажино будет показан, например, ангел мира. Такое видение, несомненно, было бы непатриотическим и свидетельствовало бы о «непонимании» мирной роли англо-французского блока в ведущейся империалистической войне. Хотя это видение, даже если бы оно по недосмотру и появилось, можно было бы в крайнем случае выдать за переодетого Уэллеса.

В одном из последних номеров «Таймс» сообщает, что существует предположение, будто немцы с помощью сильного прожектора и волшебного фонаря в туманные ночи проектируют на облаках «какие-то фигуры»... Впрочем, это принадлежат в противоположность ко всему вышеизложенному к разряду сведений «неподтвержденных».

Чудеса чудесами, а война по расписанию:

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 26 февраля. (ТАСС). В сводке, опубликованной верховным командованием германской армии, отмечается: «На западе незначительный местный артиллерийский огонь, а также разведывательная деятельность авиации с обеих сторон. Во время патрульных полетов в районе фронта германские истребители не пришли в соприкосновение с неприятелем. В районе Эйпеля германская зенитная артиллерия сбила французский самолет типа «Потез-63».

Командир подводной лодки капитан-лейтенант Герберт Шульце, возвратившись из дальнего рейда, рапортовал о потоплении неприятельских судов общим водоизмещением в 34.130 тонн. Всего же с начала войны эта подводная лодка потопила 16 пароходов общим водоизмещением в 114.510 тонн».

ПАРИЖ, 26 февраля. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном в Париже вчера вечером, говорится: «После минометной подготовки противник пытался атаковать один из наших постов между Рейном и Вогезами, но немедленно был отброшен с потерями».

В сегодняшнем утреннем сообщении сказано, что «на многих участках фронта между Мозелем и Сааром наблюдается возросшая активность передовых частей».

ЛОНДОН, 26 февраля. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что в Северном море наскочил на мину и затонул английский пароход «Джевингтон Корт» водоизмещением в 4.544 тонны. Экипаж был спасен.

Военные действия в Китае

В Южном Китае. В южной части провинции Гуанси бои идут севернее Наньнина. Город, как выясняется, находятся в руках японцев.

В Центральном Китае. В провинции Цзянси, юго-западнее Наньчана, китайские войска недавно произвели удачный налет на японские позиции в Гаоюши. Японские потери исчисляются в 200 человек убитыми и ранеными. Китайцы захватили 100 японских винтовок.

В Северном Китае. В западной части провинции Суйюань китайские войска продолжают сжимать кольцо вокруг Уюаня. Передовые китайские части подошли к городу и ведут бои в его окрестностях. (ТАСС).

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 26 февраля на Карельском перешейке наши части продолжают уничтожение укреплений противника. Попытки противника контратаковать наши части отбиты с большими для него потерями. В одной из контратак подбито 5 танков противника, из которых три захвачены нашими частями.

По дополнительным данным на острове Койвисто (Бьернэ), сверх указанных военных трофеев в сводке от 24 февраля, нашими частями захвачено 26 оборонительных укрепленных пунктов противника, из них 15 железобетонных артиллерийских сооружений, кроме того 2 крепостных каземата, 4 склада с оружием и продовольствием, 10.000 снарядов, свыше 5.000.000 патрон.

На остальных участках фронта не произошло ничего существенного.

Наша авиация вела активные боевые действия по войскам и военным объектам противника. В происшедших воздушных боях сбито 19 самолетов противника.

Аэродром Куусику. Эстония.
----------------------------------------------

Олег Киселев: 26 февраля 1940 года 14 ДБ-3 53 ДБАП вновь совершили налет на «резиденцию финского правительства» в Юлистари.

*****
Десятый боевой вылет 42 ДБАП. 26.02.40 г.

Из архивной тетради историка Сергиенко:

«22.20.40 г. происходила подготовка к вылету. В16:30 назначен разбор боевых вылетов со всем летным составом. Намечены контрольные полеты по кругу и в зону. [стр.63]
23.02.40 г. Полк готовил матчасть к боевому вылету. С техсоставом был произведен разбор по обслуживанию боевых вылетов. Летный состав отдыхал. [стр.60]
24.02.40 г. В 18:00 намечено совещание боевого актива».

Согласно архивным данным, любезно предоставленным Людмилой Мальковой (Прокудиной), могу добавить следующее оперативное донесение батальонного комиссара Козлова [ф.34980 оп. 12 ед.хр. 1963]:

«22.02.40 г. младшие командиры срочной службы Шамонов и Анисифоров (6 АЭ) вернулись в общежитие пьяными (во время обеда выпили по 300 гр.), их разобрали на комсомольском собрании.

23.02.40 г. выпившими пришли в ДКА начальник разведки управления полка капитан Хомец, начальник службы связи полка капитан Волькенштейн, начальник оперативного отделения капитан Сметанкин, дело разбирало партбюро».

Финская сторона утверждает, что, либо 23, либо 25 февраля 1940 года, 42-ой ДБАП в составе 4-х девяток (36 Дб-3) совершил налет на ж.-д. станцию Элисенваару без потерь, заходя на цель через острова Валаамского архипелага с Ладоги.

По данным Олега Киселева 26.02.40 г. без истребительного прикрытия 42-ой ДБАП 36-тью ДБ-3 в 11:40 с Н=2500 м бомбил ж.-д. узел Элисенваара. Сброшено 180 ФАБ-100, 80 ФАБ-50 и 70 ЗАБ-50. Бомбардировщики обстреливались редким огнем финской ЗА. Потерь нет.

А 6-ой ДБАП в этот день 45-тью Дб-3 бомбил ж.-д. узел Лаперанта.

Из архивной тетради историка Сергиенко:

«26.02.40 г. в составе 4 девяток в период с 11:40 по 11:42 42-ой ДБАП выполнял боевое задание по разрушению цели НР-15 (ж.-д. станция Элисенваара) с Н=3100-3500 м. Сброшено 174 ФАБ-100, 80 ФАБ-50, 70 ЗАБ-50. В районе цели обстреляны слабым огнем ЗА. В районе северо-восточней 10 км Кексгольм на обратном маршруте на малой высоте было замечено звено истребителей неустановленного типа, летели на север. Потерь нет. Задача выполнена хорошо. Имеется до 25 прямых попаданий. Погода Ясная. Потрачено 1860 боеприпаса на обстрел бортового вооружения. Общий налет 137 час 45 мин.

а) 1 девятка, ведущий майор Ломакин, производила взлет в течении 8 мин. Летчик 3 АЭ Николаев, летевший в составе 1 девятки, произвел ненормативную посадку из-за ошибки в расчете, которая едва не окончилась большим летным происшествием;

б) Из второй девятки вернулся с маршрута из района Н. Ладога из-за неисправности мотора летчик 2 АЭ ст. лейтенант Доброквашин. Посадку произвел с бомбами нормально. Взлетела девятка в течении 9 мин;

в) 3 девятка взлетела в течении 10 мин. Один экипаж из-за неисправности бомбового вооружения не смог сбросить все бомбы над целью. Сбросил нормально только 4 бомбы ФАБ-100. Остальные привезены обратно;

г) 4 девятка взлетела в количестве семи самолетов за 4 мин. Один самолет на боевое задание не вышел из-за обрыва троса переключения шага винта (обрыв внутри Боуденовской оболочки). [стр.71]

Есть еще одна запись, указывающая на время взлета:

«26.02.40 г. Полк в количестве 4 девяток произвел боевой вылет на цель НР 15 в период с 9:00 по 9:39».

Людмила Малькова (Прокудина): из оперативного донесения батальонного комиссара Козлова: «26.02.40 г. К 22-ой годовщине РККА по итогам соцсоревнования между звеньями и эскадрильями: 1-е место по выполнению боевого задания заняла 6 АЭ, командир капитан Тимофеев, комиссар Орлов; 2-е место 1 АЭ командир капитан Бабенко, комиссар Диесперов, и 3 АЭ командир майор Плескачев, комиссар Перминов и 3-е место АЭ, командир капитан Комаровский, комиссар Писанник.

На выполнение боевого задания 26.02.40 г. летало 4 девятки (34 самолета), отлично бомбила 1-я девятка, ведущий командир майор Ломакин, штурман Соколов и 4-я девятка капитан Комаровский, штурман Духонин. Хорошо выполнили боевое задание экипажи: Дорофеева, Петухова, Карабанова и др.

Задание не выполнили экипажи: старшего лейтенанта Доброквашина вернулся от Ладожского озера – остудил мотор; лейтенанта Федорова опоздал с подготовкой матчасти; на самолете экипажа Кушнерович, техник Габайдулин, во время переключения с большого шага на малый оборвался трос.

Не полностью выполнили задание экипаж Охапкина, штурман Кобзев, не сбросил 6 бомб – отказ СБР-2, а ПСБР на высоте 4600 м замерз. Самолет произвел посадку с бомбами (аварийный сбрасыватель не работал, погнуты рычаги передач).

Младший лейтенант командир экипажа Средницкий обморозил 2 пальца, вышел из строя на 5 дней; помощник командира 4 АЭ старший лейтенант Цветков обморозил ноги».
Из летной книжки летчика-наблюдателя Прокудина Алексея Николаевича, предоставленной дочерью Людмилой Мальковой, явствует, что 26 февраля 1939 года состоялось его боевое крещение в качестве второго воздушного стрелка. Их Дб-3 провел в воздухе 4 часа.

Казалось бы, заурядный боевой вылет, ничего особого… Но неожиданно нахожу ответ на мучивший меня вопрос – за счет чего удлинялся путь от цели и на обратную дорогу, в следствии чего время в полетах увеличивалось чуть ли не в два раза?

Взлетевший Дб-3 не ложился сразу же на курс к цели, как это стало практиковаться после 5 марта 1942 года при выполнении ночных боевых вылетов, – взлетевший бомбардировщик вынужден наматывать круги в заданном районе, дожидаться взлета остальных, потом собираться в девятки, а девятки в группу и только тогда идти группой за ведущим по заданному курсу на цель. На это уходило порой до минут 30-40, а это дополнительно 150-200 км.

Бомбометание производилось по ведущему сразу всей девяткой или группой, поэтому 2-х минут на сброс бомб как раз и хватало, к тому же чем меньше группа находилась над целью, тем меньше вероятность быть кому-то быть сбитым ЗА противника. При активном обстреле ЗА группа обязана была после бомбометания максимально рассредоточить плотность группы, и совершать противозенитный маневр, а потом за фронтом обстрела собраться вновь в группу, сомкнуть ряды и быть готовой коллективно отражать возможные атаки истребителей противника. На это так же необходимо время.

На подходе к своему аэродрому посадка производилась по очереди, а для этого остальные так же вынуждены наматывать дополнительные круги в заданном районе, дожидаясь своей очереди на посадку. Это еще дополнительно минут 30-40. И выходит: чем ближе цель, тем дольше бомбардировщик находился в воздухе по сравнению с полетом по маршруту: аэродром базирования – цель – аэродром базирования, тратя время на сбор в группу и дожидаясь своей очереди приземления. Такова уж специфика дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА того времени.

27.2.40 г. лишь 6-ой ДБАП выполнял боевую работу. Вылетело 25 самолетов, произвели бомбометание по ж.-д. узлу Антреа.

Из архивной тетради историка Сергиенко узнаем, что «27.02.40 г. с 8:00 до 13:00 42-ой ДБАП ждал в количестве 4 девяток команды на взлет. В 13:00 вылет был приостановлен. Взлетевшие 10 самолетов произвели посадку нормально. А 28.02.40 г. в период с 13:00 до 16:30 командиром 27 бригады с руководящим составом от штурманов и командиров звеньев был проведен разбор выполнения боевых заданий».


*****
Двадцать второй боевой вылет 53 ДБАП. 29.02.40 г.
==============================================

Советские люди продолжали удивлять мир трудовыми подвигами и это не оставалось без внимания властвующей партии и правительства Страны Советов. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи в сельском хозяйстве, в особенности за перевыполнение планов по животноводству, были награждены 85 передовиков сельского хозяйства Бурят-Монгольской АССР. Орденом Ленина награждены 7 человек, орденом Трудового Красного Знамени - 11 человек, орденом «Знак Почета» — 18 человек, медалью «За Трудовое Отличие» — 49 человек.

Повсюду организовывались разного рода социалистические соревнования между трудовыми коллективами и отдельными тружениками между собой для достижения рекордных производственных показателей. После их достижения они становились, как правило, нормами для всех, так как передовой опыт всесторонне анализировался и внедрялся повсюду на благо социалистического строительства. Не миновало это явление и РККА, тем более военные училища. Так начальник Управления военно-воздушных сил Красной армии Герои Советского Союза комкор Смушкевич в специальном приказе подвел итоги социалистического соревнования военно-авиационных училищ, школ летчиков и летчиков-наблюдателей.

Первое место присуждено Энгельскому военно-авиационному училищу. Здесь высокая успеваемость слушателей, образцовая дисциплина, отлично организована учеба.

Большинство воспитанников училища имеет отличные и хорошие оценки: по воздушной стрельбе, топографии, штурманской подготовке, тактике военно-воздушных сил и других дисциплинам. Средний балл по теории полетов — 4,4. Курсанты Кузнецов, Федоров, Барыкин, Ликалов, Воробьев — отличники.

Весь летный состав введен в строй. Лучшая эскадрилья этого училища, которой командует капитан Погодин, добилась значительных успехов. Она не знает аварий.

Около 50 курсантов, командоров, политработников и преподавателей награждены наркомом обороны нагрудными знаками Отличник РККА».

В соревновании училищ летчиков-наблюдателей первенство присуждено Челябинскому училищу. Оно полностью выполнило план учебно-боевой подготовки, не имеет ни одного летного происшествия.

Энгельскому и Челябинскому авиационным училищам присуждены переходящие красные знамена. Командованию объявлена благодарность и выданы ценные подарки.

А закордонная печать по анализу «Красной Звезды» продолжала петь победоносные дифирамбы доблестной РККА:

«НЬЮ-ЙОРК, 29 февраля. (ТАСС). Анализируя наступление частей Красной армии на Карельском перешейке, военный обозреватель газеты «Нью-Йорк пост» Пратт пишет, что Красная армия «своим наступлением па Карельском перешейке уже почти достигла намеченной цели». Использование географических условий, пишет Пратт, свидетельствует о значительном искусстве русских. Финны находятся в чрезвычайно критическом положении.

Американский журнал «Лайф» пишет, что наступление Краевой армии вынуждает иностранных корреспондентов пересмотреть их мнение о Красной армии. Красная армия, заявляет журнал, располагает первоклассным вооружением, в особенности пулеметами и танками. Моральное состояние советских войск хорошее.

ЛОНДОН, 29 февраля. (ТАСС). Хельсинкский корреспондент агентства Рейтер заявляет, что потеря финнами береговых батарей в Койвисто рассматривается там, как серьезный удар, так как огонь этих батарей не давал возможности приблизиться к берегам русским военным кораблям и предотвращал все попытки высадить десант за линией Маннергейма.

БЕРЛИН, 29 февраля. (ТАСС). Корреспондент газеты «Национальцайтунг» сообщает из Хельсинки о больших успехах советских войск в Финляндии. «Согласно полученным сообщениям, — пишет корреспондент, — положение финнов на Карельском перешейке становится с каждым днем все более критическим. Особенно успешным было наступление Красной армии в районе Тайпале, где финнам были нанесены чувствительные удары. Метель, которая бушевала в течение нескольких дней в этом районе, не могла ни малейшим образом уменьшить натиск советских войск. Положение финских войск па Карельском перешейке настолько безнадежно, что об этом начинают говорить и в официальных Финских сводках».

СОФИЯ, 29 февраля. (ТАСС). Вчерашние газеты в своих сообщениях подчеркивают, что занятие советскими войсками острова Койвисто имеет огромное стратегическое значение. Газета «Зора» пишет, что с падением острова Койвисто начинается новая фаза наступления на Карельском перешейке. «Непосредственным результатом падения этих укреплений,—пишет газета, — явится падение Выборга».

«Вся иностранная печать, — пишет газета «Утро», — оживленно обсуждает занятие острова Койвисто советскими войсками. Отмечается, что это событие будет иметь решающее значение для дальнейшего хода военных действий, ибо крепость Койвисто являлась самой существенной частью оборонительной линии Маннергейма».

Вся болгарская печать отмечает огромную мощь Красной армии, ведущей победоносное наступление в Финляндии. Газета «Утро» отмечает, что советские войска наступают с небывалой и невиданной быстротой. Газета «Заря», подчеркивая мощь и высокое техническое оснащение Красной армии, подробно знакомит читателей с тем. что собой представляет линия Маннергейма, победоносно преодолеваемая Красной армией. При этом газета особенно подчеркивает, что эти укрепления были созданы «опытными английскими, французскими и германскими военными специалистами и ни в какой мере не уступают по крепости линии Мажино и Зигфрида».

А днем раннее ТАСС передавало о происходящем на полях сражений в Западной Европе:

БЕРЛИН, 28 февраля. (ТАСС). В сводке, опубликованной верховный командованием германской армии указывается:

«В районе Перля, восточнее Мозеля, сегодня ночью была успешно отражена атака круниого ударного неприятельского отряда, поддержанного артиллерией. Германская авиация в ночь с 26 на 27 февраля производила длительные полеты над французской территорией, во время которых большое число германских самолетов летало над Парижем.

Воздушная разведка германской авиации над Северным морем, Англией и отчасти над Францией во многих местах наталкивалась на сильный огонь неприятельской обороны. Два германских самолета не возвратились из рейда в Англию. Нами сбит один английский разведывательный самолет типа Бристоль «Бленхейм».

ПАРИЖ, 28 февраля. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном в Париже вчера вечером,
говорятся: «Местная активность передовых частей и артиллерии. Один из наших эсминцев потопил подводную лодку противника».

По сообщению французского морского министерства, германская подводная лодка была потоплена французским эсминцем «Симун» у мыса Финистерре (на севере Испании).

В сегодняшнем утреннем французском сообщении сказано, что «на различных участках фронта происходили действия патрулей и слабая артиллерийская перестрелка».

ПАРИЖ, 27 февраля. (ТАСС). Агентство Гавас сообщает, что во время воздушной тревоги, которая происходила вчера вечером в Париже, вблизи одной станции метро упал снаряд зенитной пушки. Осколками повреждено здание школы и ранено шесть прохожих. Один из раненых умер в госпитале.

Да и в южном Китае не все спокойно: в южной части провинции Гуанси японские войска 29 февраля начали наступление на китайские позиции в районе Патан (в 45 километрах северо-восточнее Наньнина). Однако китайская оборона отбила эту атаку и заставила противника с большими потерями отойти на исходные позиции. Западнее Наньнина китайские части 29 февраля атаковали японские позиции в Шиньну, нанеся японцам большие потери. О подробностях этой атаки не сообщается.

А на нашем северном фронте Зимняя кампания вступала в решающую стадию:

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 29 февраля на Карельском перешейке наступление наших частей про должало успешно развиваться. Наши части захватили железнодорожную линию Выборг—Валкярви, заняли станции Яюряпяя, Хейньоки, Пэро (в 9 километрах восточнее Выборга), а также местечко Ала-Сяинио и дачи на восточном берегу Выборгского залива, что в 2-х километрах южнее Выборга.

Нашими частями за 28 п 29 февраля занято 270 оборонительных укрепленных пунктов противника, из них 66 железобетонных артиллерийских сооружений, сверх 42-х оборонительных укрепленных пунктов, указанных в сводке за 28 февраля.

На остальных участках фронта без существенных перемен.

Наша авиация вела активные действия по войскам и военным объектам противника. На аэродромах противника и в воздушных боях уничтожено 36 самолетов противника.

Аэродром Куусику. Эстония.
--------------------------------------------

Олег Киселев: 29 февраля 1940 года ж.-д. узел Хапамяки был атакован сводной группой из 41 бомбардировщика 7 и 53 ДБАП. С высоты 4500-5000 м на цель были сброшены 24 ФАБ-250, 330 ФАБ-100, и 46 ЗАБ-50. Согласно сведениям советской стороны, результат налета был оценен как «отличный». Кроме того, 4 Дб-3 7 ДБАП бомбили Хамеенлину, а еще два бомбардировщика этого полка – ж.-д. пути в районе станции Кеуру. Дб-3 сопровождали 9 И-153 38 ИАП, которые оставили своих подопечных в районе станции Аккас.

*****
Одиннадцатый боевой вылет 42 ДБАП. 29.02.40 г.

Олег Киселев боевой вылет 29.02.40 г. описывает так:

«26 ДБ-3 полка без истребительного прикрытия с Н=2500 бомбили ж.-д. узел Элисенваара. Сброшено 160 ФАБ-100, 30 ФАБ-50 и 70 ЗАБ-50. Огнем ЗА в районе цели сбит ДБ-3 лейтенанта Облогина А.И. самолет упал в 7 километрах от цели, Облогин выпрыгнул с парашютом и попал в плен, остальной экипаж погиб. Еще один ДБ-3 получил прямое попадание и вернулся на свой аэродром с пробоиной диаметром 120 см в хвостовой части. Посадка совершена благополучно».
Это подтверждает и финская сторона, указывая, что 29 февраля 1940 года девятка Дб-3 отбомбилась над Элисенваарой. ДБ-3 лейтенанта А. И. Облогина из 5-ой эскадрильи с заводским № 390448 был сбит финской ЗА. Выпрыгнувший с парашютом летчик был пленен, остальные члены экипажа погибли. Финская сторона так же утверждает, что днем позже был сбит над Элисенваарой еще один ДБ-3 летчика лейтенанта И. П. Попова из 42-го ДБАП. Весь экипаж погиб.

29.2.40 г. 6-ой ДБАП выполнял боевое задание по ж.-д. узлу Пиексимяки.

Из архивной тетради историка Сергиенко:

«29.02.40 г. 42-ой ДБАП в составе 3-х девяток (26 самолетов) двумя эшелонами выполняли б/з по разрушению цели НР-15 (ж.-д. станция Элисенваара). С Н=2500-3300 м в период с 14:55 по 16:00. Сброшено на цель 160 ФАБ-100, 70 ЗАБ-50, 30 ФАБ-50.

Задача выполнена хорошо.  В районе цели группы были обстреляны сильным огнем ЗА. Большинство разрывов ложились по высоте точно по направлению сзади. В результате обстрела сбит один ДБ-3, находящийся в первой девятке правым ведомым первого звена. Горящий самолет ударился об землю в 7 км юго-восточнее цели НР-15. По наблюдению экипажей было замечено, что один из членов экипажа, предположительно стрелок-радист, выпрыгнул на парашюте. Судьба экипажа в составе летчика лейтенанта Облагина, штурмана старшего лейтенанта Копецкого, стрелка-радиста младшего командира взвода Морозова и воздушного стрелка лейтенанта Даниленко неизвестна. Один самолет третей девятки второй группы, летчик лейтенант Данкевич, получил пробоину левой плоскости задней части. Размер пробоины в диаметре 1 м 20 см.

а) первая девятка, ведомая помощником командира полка, майор Ломакин, штурман полка майор Соколов, произвели вылет в составе 9 экипажей   в период с 12:25 по 12:35. Сбор девятки происходил быстро и организовано, не смотря на плохую видимость. В 14:55 девятка произвела бомбометание по цели НР-15 с Н=2500 м. Сброшено - 40 ФАБ-100, 30 ЗАБ-50 и 20 ФАБ-50. Цель поражена небольшим количеством бомб. В 16:40 – 16:46 экипажи произвели посадку на своем аэродроме. Налет 34 ч. 40 мин.

б) вторая девятка, ведущий капитан Бабенко, штурман старший лейтенант Ушаков, произвели вылет в составе 9 экипажей в период 12:35 – 12:55. Вылет и сбор девятки совершался недостаточно организовано. В 14:56 девятка произвела бомбометание по цели НР-15 с Н=2600 м. Сброшено 50 ФАБ-100, 30 ЗАБ-50 [стр.79] и 10 ФАБ-50. Результат бомбометания – отличный. Происшествий нет.

в) третья девятка, ведущий полковник Судец, штурман майор Попов, действовала самостоятельно вторым эшелоном по цели НР-15 в количестве 8 самолетов. В 16:00 произведено бомбометание с Н=3300 м, сброшено 60 ФАБ-100 и 20 ЗАБ-50. Цель по наблюдению экипажей перекрыта, имеются до 30 прямых попаданий. Налет 31 ч. 40 мин. Посадка в период 17:25 – 17:30 совершена нормально.

Ясно в районе цели, на маршруте до Волхова облачность 10 баллов, Н=200-150 м. Израсходован боеприпас на обстрел бортового вооружения в количестве 2050 шт. Общий налет 103 часа 05 мин. [стр.80]
По данным Людмилы Мальковой (Прокудиной): [ф.34980 оп. 12 ед.хр. 1963] Из донесений батальонного комиссара Козлова:

В боевом задание от 29.02.40 г. приняли участие 3 девятки (26 самолетов). Над матчастью отлично работали: военный техник Павловский, лейтенант Данкевич, младший лейтенант Рудавин, стрелок-радист Карякин. Отлично бомбили: девятка 1-ой АЭ, капитан Бабенко, штурман Ушаков; 3-я АЭ, полковник Судец, штурман майор Попов. Обстреляны ЗА. Один самолет подбит прямым попаданием и по наблюдению командира Ябрикова самолет загорелся, летчик Облогин выпрыгнул на парашюте, а экипаж: старший лейтенант Капецкий, стрелок-радист младший лейтенант Морозов, второй стрелок лейтенант Даниленко погибли.

Летный состав осуждает летчика Облогина за то, что тот «поспешил выпрыгнуть и не принять решение сразу развернуться на Ладожское озеро, куда бы мог дотянуть».

Задание не выполнили: самолет 4-ой АЭ командира Соколова, техник Стогов – отказали свечи; у самолетов командиров Доброквашина и Казакова лопнули дутики. Четыре самолета вернулись с воздуха – перепутали знаки на старте, неправильно приняли по радио, решили сесть на свой аэродром.

Не вышли в воздух самолеты 2 АЭ командир звена Федорова – лопнула камера; 1 АЭ командир Петухов – забросало свечи; 3 АЭ командир майор Плескачев – отказал мотор.

Боевой вылет от 29.02.40 г. с 12:00 по 16:00 установил: станция Элисенваара 14:56 с Н=2500 м, вела огонь ЗА. Огонь ЗА сбит 1 Дб-3 и один получил повреждение одну пробоину в плоскости диаметром 1 м 20 см. Поврежденный самолет произвел посадку на свой аэродром. 14:59 с Н=2300 м наблюдали на ж.-д. перегоне станций Элисенваара -  Аккахапью один ж.-д. в лесу эшелон до 40 крытых вагонов.

Из летной книжки летчика Горбунова Иллариона Ивановича, присланной внучкой Маргаритой Рогозной, явствует, что 29 февраля 1939 года состоялось его боевое крещение. Он в этом боевом вылете провел 4 часа, максимальная высота полета составляет 4000 м.


Рецензии