Найти Человека на Другом берегу

                Найти Человека   на Другом берегу.               
( Летучие заметки к 160-летию романа И.А.Гончарова «Обломов»)

Сквозь утреннюю дрему гляжу, присев к подоконнику, на зарождающийся декабрьский день. Уж скоро новогодье,  а на дворе гуляет тяжелая осень. День декабря никак не стряхнет с себя досветной мглы. Не проглядываются в серой мокряди деревья,  дома.
 
От сырости продрогший город, плененный не ушедшей никуда осенней остудой, тонет в непроницаемой мгле. Городские фонари  и окна  сеют желтый свет как будто ниоткуда, зависнув в тяжелом тумане сами по себе, без всякой опоры, где не обозначаются даже силуэты. 

Физическое и душевное состояние такое, что любое телесное шевеление, даже совершенно незначительное движение мысли кажутся невыносимыми, как вонзенные занозы.  Хочется, безумно хочется отдаться обломовскому покою, сну, который, однако, воспринимается мною не как покорность перед обстоятельствами, которые нельзя изменить здесь и сейчас, а как своеобразный бунт против них.
Поэтому не случайно передо мною лежит томик И.А.Гончарова с его великим романом «Обломов». Кстати, с года первой публикации романа, 1859 год, исполняется 160 лет. Но как он современен!

Илья Ильич, главный герой романа, подвергся беспощадной критике. А мне сегодня его критиковать не хочется. И не только потому, что он истинный, редкий человек с «голубиной душой» и редким, вдумчивым сердцем. Он своеобразный бунтарь против той действенности, в которой зияла страшная, темная дыра неуёмного желания «активного человека» что-то приобретать. В этом неуёмном стремлении человека к материальному достатку как цели жизни Илья Ильич Обломов  чувствовал беду человеческую. К этой цели толкали его, так или иначе, все. Даже любимая женщина, Ольга Ильинская.
 Но умное сердце Ильи Ильича чутко воспринимает то, что они,  Ольга и он, стоят на разных берегах. Во второй части романа Гончаров намечает пунктиром, едва заметным штришком  рубежную линию между героями: «Он смутно понимал, что она выросла и чуть ли не меньше его, что отныне нет возврата к детской доверчивости, что перед ним Рубикон и утраченное счастье уже на другом берегу: надо перешагнуть. А как?..»
Штольцу Обломов говорит:

«Ни у кого ясного, покойного взгляда, … — все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим — нет, они бледнеют от успеха товарища. У одного забота: завтра в присутственное место зайти, дело пятый год тянется, противная сторона одолевает, и он пять лет носит одну мысль в голове, одно желание: сбить с ног другого и на его падении выстроить здание своего благосостояния. Пять лет ходить, сидеть и вздыхать в приемной — вот идеал и цель жизни! Другой мучится, что осужден ходить каждый день на службу и сидеть до пяти часов, а тот вздыхает тяжко, что нет ему такой благодати...

Нет, не Обломов в романе «спящий человек». Он обломок, чуждый своей среде и нравам.  А потому эти вопросы не к личности Обломова, а к тем, кто действует ради самого действия, но не ради человека:
«Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?.. Все это мертвецы, спящие люди…»

Я слежу за нынешними штольцами, и мне яснее становится желание Обломова увидеть ДРУГОГО человека, на ИНОМ берегу. На понятном, но не принятом Ильей Обломовым берегу была и Ольга.
Другой же берег, берег протестного покоя и благостного сна, был пристанищем Обломова.


Рецензии
Спасибо, Михаил Кириллович, за Вашу оригинальную и такую привлекательную трактовку образа Ильи Ильича Обломова. Ведь в школе нам давали совершенно противоположное понятие о нём, как о лентяе, бездельнике, а его жизнь представляли, как бесцельное существование.

У Вас же Обломов -- человек, протестующий против тех, кто действует "ради самого действия, но не ради человека". И метод его протеста -- "покой и благостный сон"

Перечитывала роман уже в глубоко зрелом возрасте и, вопреки ожиданию, Илья Ильич вызвал в душе чувство понимания и симпатии к нему, как кроткому и безобидному человеку. И ещё -- жалость и сочувствие к его слабости. А ведь он был большим умницей. Но слаб волей. Так поняла его образ при самостоятельном чтении.
С благодарностью за содержательное, наводящее на размышление, эссе, Альбина Васильевна.

Альбина Лисовская   24.12.2019 13:26     Заявить о нарушении
Вы не только глубоко думающий Автор, но и удивительно чувствующий правду Читатель.
Спасибо большое за отзыв

Михаил Мороз   24.12.2019 13:44   Заявить о нарушении
Очень тронута Вашим замечанием! Спасибо, Михаил Кириллович от всей души. Альбина Васильевна.

Альбина Лисовская   24.12.2019 13:51   Заявить о нарушении
Кстати, говоря, Обломов в нравственном отношении, с точки зрения человечности, духовно выше одичавших Онегина, Печорина, вырастивших свой ЭГОИЗМ не только в силу обстоятельств, так сказать, среды обитания, но сделавший свой эгоизм палаческим инструментом. Неужели неуёмные действия Печорина лучше сна и покоя обломова?

Михаил Мороз   24.12.2019 13:52   Заявить о нарушении
Совершенно согласна с Вашим мнением, Михали Кириллович. Как жестоко, пусть и с доле благородной откровенности, Онегин обошёлся с Татьяной после получения её письма!

Альбина Лисовская   24.12.2019 14:00   Заявить о нарушении
А Печорин? С кем он только ни соприкасался, ВСЕ жизни, так или иначе, порушены этим эгоистом (Бэлла, Максим Максимыч, Казбич, Азамат, Веренер, Грушницкий, Мэри, Вера, "честные контрабандисты"...

Правда, оба они, и Печорин, и Онегин, страдающие эгоисты. Они симпатичны читателю

Михаил Мороз   24.12.2019 14:07   Заявить о нарушении