Что хотел сказать дедушка Фрейд?

Есть три научные теории, которые подвергаются самой активной критике:

• теория эволюции Дарвина,
• теория относительности Эйнштейна,
• теория психоанализа Фрейда.

Хороши они или нет, но они никого не могут оставить равнодушными. А значит, в них есть что-то, что заставляет мысль активно работать и исследовать природу.

Этих троих ученых критикуют все, кому не лень. Но большая часть из них критикуют не столько само учение, сколько СВОЁ ПОНИМАНИЕ этого учения. А оно очень часто не имеет ничего общего с самой теорией.

Вот, например, недавно в фейсбуке некий автор написал следующее: «Фрейд предполагает, что человек рождается неким совершенством, которое портит жизненный опыт. Изначальная чистота якобы подвергается насилию жизнью».

И далее он уже полемизирует с этим своим утверждением, приписанным Фрейду, и отвечает:

«Отсутствие негативного опыта не означает, что получится позитивная личность. Наоборот, отсутствие негативного опыта может так изуродовать личность, как никакое насилие. Мы все знаем множество примеров… В общем, фрейдизм не лечит и не может дать полезные ориентиры. Фрейдизм лишь фиксирует психоз испуганного невротика. Легитимизирует его и провозглашает новой нормальностью. Не примиряет с миром, а отрезает от него».

Не будучи знатоком теорий Фрейда, я решила проверить, действительно ли суть фрейдизма заключается в том, что человек «рождается совершенством», которое «портит жизненный опыт». Оказалось, что ничего подобного Фрейд не говорил.

Вот что пишет Википедия:

«Ядром» фрейдизма, по Зинченко — Мещерякову, является мысль о том, что основная движущая сила развития личности представлена инстинктивными влечениями — сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя таким образом бессознательное человека...»

Ни о каком «совершенстве» нет и речи. Фрейд просто не оперировал такими понятиями. Если бы он считал ребенка «совершенным», то откуда в нем взяться «агрессии и сексуальности»? Совершенство асексуально (самодостаточно) и неагрессивно по определению.

Но это, опять же, понимание фрейдизма с точки зрения Зинченко и Мещерякова. А что же имел в виду сам Фрейд?

На самом деле «ядром фрейдизма» является вот эта модель сознания (см. рисунок)


Фрейд считал, что есть сознание (Я или Эго) и подсознание (Оно или Ид).

Психоаналитический термин Оно (Ид) Фрейд заимствовал у немецкого врача Георга Гроддека для обозначения НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ЧАСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА человека.

«Фрейд в своих работах подчеркивает, что Оно - "тёмная, недоступная часть нашей личности. Люди подходят к Оно через аналогии: называют его хаосом, бурлящим котлом возбуждений". Некоторые другие важные допущения Фрейда относительно Оно заключались в том, что Оно функционирует на основе первичного психического процесса, содержит свободную подвижную энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия».

Соответственно, Я (Эго) – это есть ОРГАНИЗОВАННАЯ часть психического аппарата, та верхушка айсберга, которая находится над поверхностью воды на картинке.

Зигмунд Фрейд подчеркивал важность бессознательного Оно, и основное предположение фрейдистской теории состоит в том, что бессознательное Оно управляет поведением в большей степени, чем люди подозревают. Подводная часть айсберга гораздо больше, чем надводная верхушка.

Помимо сознательного Эго и бессознательного Оно Фрейд выделяет так называемое Супер-Эго (Сверх-Я), которое развивается в раннем детстве, когда ребенок начинает осознавать половые различия, и отвечает за соблюдение моральных норм, религиозных представлений. Функциями Сверх-Я являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов человека.

Цель психоанализа, по Фрейду, состоит в том, чтобы сделать бессознательное сознательным.

Фрейд считал, что в основе человеческого поведения лежат два мотива, один из них – сексуальность. И, наверное, самой главной ошибкой Фрейда было то, что он не исследовал эволюционную, физическую природу этого мотива. Он был зациклен лишь на его психологическом механизме.


Эволюционное значение сексуальности состоит в том, чтобы направлять и структурировать материю и энергию – тот самый первичный «хаос, бурлящий котел возбуждений», который составляет наше «подсознание», т.е. неорганизованную часть психики. Именно это стремление эволюции – упорядочить и структурировать всякий хаос, преобразовав его в чистое и ясное сознание, управляет нашим поведением, осознаем мы это или нет.

То, что доступно нашему сознанию через ощущения, мысли, чувства является результатом долгой эволюции материи – физической и биологической. Это то, что досталось нам от предков, и наша задача – сохранить и преумножить это достояние.

Если мы родились, значит, мир нуждался в нас, значит, он был недостаточно совершенен до нас, и наша задача – сделать всё от нас зависящее, чтобы этот мир стал хоть чуточку совершеннее, разумнее и гармоничнее, чем был до нас. В этом и заключается смысл жизни.

Если мы сами не можем реализовать эту функцию в полной мере, если нам не хватает для этого способностей, то главной задачей становится рождение потомства, которое было бы более способным, чем мы сами. В этом состоит суть биологической эволюции.

Но если мы уже достаточно разумны и осознанны, чтобы самосовершенствоваться и непосредственно работать над эволюцией сознания, то мы начинаем возвращать себе утраченную целостность сознания. И в этом заключается главная функция Супер-Эго (Сверх-Я).

Сверх-Я – это больше, чем индивидуальное сознание (Эго). Это целостное восприятие себя и мира. Это путь к полной осознанности – к высшей степени развития личности, к полному осмыслению и  реализации нравственного закона, лежащего в основе эволюции мира.


Рецензии
<<Сверх-Я – это больше, чем индивидуальное сознание (Эго). Это целостное восприятие себя и мира. Это путь к полной осознанности – к высшей степени развития личности, к полному осмыслению и реализации нравственного закона, лежащего в основе эволюции мира.>>

То "есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом"?!

Иъ Лю Ха   25.12.2019 02:21     Заявить о нарушении
Именно. Ведь на самом деле индивид - продолжение рода, род - часть человечества, экосистемы, планеты, вселенной... Какие могут быть противоречия?

Гульмира Жамантикова   25.12.2019 06:11   Заявить о нарушении
То есть, коммунизм?!

Иъ Лю Ха   03.01.2020 17:40   Заявить о нарушении
При чем тут политика?

Гульмира Жамантикова   03.01.2020 18:03   Заявить о нарушении
При том, что по Марксу коммунизм и "есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом".

Иъ Лю Ха   03.01.2020 19:25   Заявить о нарушении
А без Маркса эти противоречия нельзя устранить?

Гульмира Жамантикова   03.01.2020 19:43   Заявить о нарушении
Может и можно... но как?!

Иъ Лю Ха   04.01.2020 20:05   Заявить о нарушении
Личными усилиями, прежде всего. Осознанностью в действиях, словах, отношениях с близкими, с окружающей средой.

Гульмира Жамантикова   04.01.2020 20:15   Заявить о нарушении
Ок. Скажем, я так и поступаю ... а мой сосед нет. Он говорит, что если я стану меньше рубить леса, он будет рубить больше; если я буду качать меньше нефти, он будет качать больше; если я буду меньше рыбы ловить, он выловит больше; если я не буду эксплуатировать соседей, он будет их эксплуатировать и тд.

Иъ Лю Ха   05.01.2020 02:23   Заявить о нарушении
На самом деле, если Вы начинаете уверенно показывать положительный пример, Вы задаете тон окружающим. А пока Вы этого не начали делать, остается только беспомощно наблюдать за тем, что творят окружающие.

Гульмира Жамантикова   05.01.2020 08:17   Заявить о нарушении
Вы это серьезно?!

Иъ Лю Ха   18.01.2020 16:11   Заявить о нарушении
Да, попробуйте - убедитесь.

Гульмира Жамантикова   18.01.2020 21:13   Заявить о нарушении
Извините, это "разговоры в пользу бедных".
История учит другому.
Да, и народная мудрость говорит, что заразительны примеры дурные; насчет примеров благих, народная мудрость молчит ...

Иъ Лю Ха   20.01.2020 02:39   Заявить о нарушении
Почему же молчит? Их очень много, но Вы предпочитаете не замечать. Мы то, на что обращаем внимание в первую очередь.

Гульмира Жамантикова   20.01.2020 06:22   Заявить о нарушении
<<Почему же молчит? Их очень много, но Вы предпочитаете не замечать.>>
Приведите пожалуйста пример!

<<Мы то, на что обращаем внимание в первую очередь.>>
Вы предлагаете на дурное не обращать внимание?!

Иъ Лю Ха   20.01.2020 15:01   Заявить о нарушении
Я говорю о приоритетах. У мухи приоритет - дерьмо, у пчелы - нектар. Кто-то извлекает народную мудрость, а кто-то пошлость.

Гульмира Жамантикова   20.01.2020 16:10   Заявить о нарушении
Вот я народную мудрость и извлекаю.

Иъ Лю Ха   20.01.2020 16:23   Заявить о нарушении
Береги рубаху снову, а честь с молоду. Это один из примеров народной мудрости, на которую ориентируюсь я. Это нектар. А Вы на что ориентируетесь?

Гульмира Жамантикова   20.01.2020 17:11   Заявить о нарушении
Я ориентируюсь на предмет обсуждения.
Вы предлагаете личный пример как средство перевоспитания, а я указываю на то, что человеческая история и народная мудрость этому противоречат.

Иъ Лю Ха   21.01.2020 01:16   Заявить о нарушении
Приведите пример "народной мудрости", которая этому противоречит.

Гульмира Жамантикова   21.01.2020 05:59   Заявить о нарушении
Пожалуйста, повторяю:
народная мудрость говорит, что заразительны примеры дурные; насчет заразительности примеров благих, народная мудрость молчит ...

Иъ Лю Ха   21.01.2020 17:04   Заявить о нарушении
Дурной пример заразителен для тех, кто тянется к дурному. А достойный пример притягивает тех, кто тянется к благородному.

Гульмира Жамантикова   21.01.2020 21:37   Заявить о нарушении
Совершенно верно!
Но, вопрос мой как раз и заключался в том, как заставить тех, кто тянется к дурному тянуться к благородному.
Вы предложили в качестве инструмента личный пример.
Теперь сами видите:
<<Дурной пример заразителен для тех, кто тянется к дурному. А достойный пример притягивает тех, кто тянется к благородному.>>
Потому то воз и ныне там ...
----------
А чем Вам Маркс не нравится?

Иъ Лю Ха   22.01.2020 02:01   Заявить о нарушении
"как заставить тех, кто тянется к дурному?"
---
Перестаньте сами тянуться к дурному. Тем самым Вы, как минимум, на одного уменьшите количество "дурных" и увеличите количество "благородных" - двойной эффект! Возможно, это будет именна та капля, которая и перевесит чашу добра в целом мире и сделает его чуть более гармоничным и разумным. Всегда начинать надо с себя.

Гульмира Жамантикова   22.01.2020 05:31   Заявить о нарушении
Известная демагогия ...
Каутский, это Вы?!

Иъ Лю Ха   22.01.2020 13:51   Заявить о нарушении
Демагоги - это те, кто размышляют об улучшении других.

Гульмира Жамантикова   22.01.2020 14:17   Заявить о нарушении
Да,да ...

Иъ Лю Ха   22.01.2020 14:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.