Вьюга

Трещат сосновые щепки в камине. За окном завывает январская вьюга, злобно бьет в щели маленьких окон мокрым снегом.
- Ребе!
- Я уже ответил тебе и не буду повторять снова - я не стану этого делать.
- Ты должен! Все знают, что так сделал Махарал из Праги в давние времена. Он сделал это чтобы защитить общину. Он был праведник, как и ты! Он знал таинства, как и ты! Он знал, и ты знаешь тоже, что приближается зло.  И люди чувствуют, ребе! Люди спрашивают, - что будет с нами? Что будет с нашими детьми и женами, ребе?! Что мне сказать им?
- Скажи им, что я не могу... Скажи им, что я отказался...
- Это приговор, ребе!
Трещат сосновые щепки в камине. Скрипит перо, которым ребе пишет на пергаменте. За окном беснуется вьюга, крича и воя.
- Дай мне ключ и книгу, я сделаю это сам..., - молодой человек встает, сжимая кулаки. В глазах его отражается пламя огня и кажется, что его глаза пылают, - покажи, ребе! Я знаю где в Книге есть нужные слова и я смогу... я смел, я честен, во мне нет греха!
Ребе молча смотрит на него, потом вздыхает и протягивает ключ.
- Если ты уверен, что хочешь этого, возьми ключ и иди на чердак. Возьми ключ, Ицхак, сын Шмуэля, поднимись на чердак и сделай то, что задумал.
Молодой человек берет ключ и молча идет наверх. Проходят минуты и в комнате становится тихо, если забыть на минуту о вьюге, котороя никак не хочет успокоиться. Проходит час, и раздается скрип шагов по лестнице. Ицхак молча кладет ключ на стол, садится на табурет, возле камина и некоторое
время молчит, закрыв лицо руками.
- Ты оказался прав, ребе... Я пошел на чердак, я открыл ключом дверь и в дальнем углу увидел кусок глины. Простой бурой глины. И мне было видение. Мне представилось, что я открыл книгу и прочитал нужные слова. И я увидел, как кусок глины ожил, появилось тело, за ним появились руки, ноги и голова.
Открылись глаза и Голем поднялся и посмотрел на меня, ожидая приказа. И я отдал этот приказ. Я сказал ему защитить нас от зла. И потом я увидел ужас. Я увидел тела убитых. Много, бесконечно много тел в разных городах и селах. И Голема, идущего среди всего этого. И тогда я ужаснулся и понял, что все еще стою над куском глины с книгой в руке. Я возвращаю тебе ключ, ребе...
В камине трещат сосновые щепки, но вьюга за окном успокоилась и снег, падая из низких туч, ложится ровно, слой за слоем...


Рецензии