Поколение, возвращённое к жизни

Когда человек падает в яму наркомании, требуются титанические усилия, чтобы вернуть его к нормальной жизни. В Нижнетавдинском районе есть специалисты, которые делают это профессионально и по зову сердца.

Предыстория 

 Автономная некоммерческая организация «Центр социально-психологической помощи химически зависимым Натальи Устюжаниной "Поколение"  - первая организация в Тюмени, которая стала работать по программе «12 шагов». Идею  его создания подсказала жизнь: героиновый всплеск девяностых вызвал последствия в начале двухтысячных. Многие в этот период скололись, кто-то успел отсидеть в тюрьме, иные умерли. Стало понятно, что с этой проблемой что-то нужно делать. Родственники директора реабилитационного центра отдали на доброе дело дом в деревне Герасимовке, куда начали приезжать первые наркозависимые постояльцы. 4 сентября 2001 года состоялось официальное открытие. Программу «12 шагов» привёз молодой человек, который прошёл реабилитацию в Томске. Эта методика появилась  в 1953 году, получила признание за рубежом и даёт хорошие результаты в избавлении от любых зависимостей.
 - Поначалу мы не давали рекламу, - рассказывает директор центра, клинический психолог Наталья Устюжанина. – Сарафанное радио оказалось лучшим способом распространения информации. Ребята получали реабилитацию, рассказывали о нас, и так вся Россия узнала, что есть такой центр. У нас лечились наркозависимые из Волгограда, Оренбурга Москвы и Санкт-Петербурга.

12 шагов к спасению

Программа реабилитации предполагает прохождение 12 этапов. Первый из них и самый важный – человек должен признать, что он зависимый и нуждается в посторонней помощи. На четвёртом этапе реабилитируемый честно рассказывает о своей жизни. Если проводить аналогии, это напоминает исповедь, только вместо священника - профессиональный психолог. Смысл четвёртого шага в очищении, ведь наркомания – это психологическая проблема. Если бы она решалась только на уровне тела, то хватило бы детоксикации, но это лишь предварительное действие перед длительным восхождением к успеху.
Директор центра отметила, что в течение последних лет «на арене» появились новые наркотики. Раньше были популярны опиаты. Самый большой риск от их употребления заключался в возможности заражения гепатитом С и ВИЧ-инфекцией, при этом больные могли долгое время нормально выглядеть. Сейчас правят бал синтетические наркотики, которые быстро вызывают зависимость и необратимые изменения центральной нервной системы. Люди, употребляющие эти вещества, видят галлюцинации, одержимы бредовыми идеями, они выходят из окон, наносят себе и окружающим телесные повреждения, поэтому уже при однократном употреблении синтетиков родственникам нужно бить во все колокола и срочно их спасать.

В одиночку не справиться

Наталья Устюжанина знает по опыту девятнадцатилетней работы, что самые лучшие реабилитируемые – это те, кто попадает в центр не насильственно, но под влиянием родственников. Специалисты организации учат родных страдающего зависимостью человека, как себя вести и что делать, чтобы у наркомана не было другого выбора, кроме как отправиться на реабилитацию.
Психологи дают практический совет. Чтобы убедить больного сделать первый шаг, нужно фиксировать на камеру его поведение под дозой. Когда он увидит, как выламывает сантехнику в поисках воображаемой закладки, как бредит и бросается на родных, это будет сильным аргументом, чтобы принять правильное решение.
По статистике 76 процентов срывов происходит по вине родственников, когда они «не выздоравливают» вместе со своим ребёнком, игнорируя группы созависимых, лекции и семинары. Из центра человек возвращается с другим мировоззрением, и родители неосознанно подталкивают его к срыву.
Эффективность лечения зависит от трёх факторов. Первый – готовность и правильная мотивация. Часто человек принимает решение завязать, руководствуясь ложными побуждениями. Кому-то пообещали купить машину, кто-то мечтает помириться с женой, и когда это происходит, стремление жить без наркотиков пропадает. Правильный мотив – работать над собой ради здоровья и жизни. Второй – правильное поведение родных. Им тяжело признать простую вещь: если у них появился зависимый человек, то семья в чём-то неблагополучная. Третий – добровольность и осознанность выбора.
 - Мы поддерживаем отношения с нашими ребятами после завершения реабилитации. Когда они не выходят на контакт, то автоматически записываются в число срывников. По статистике учреждения, 38-42 процента тех, кто  выздоровел после первой реабилитации и имеет три года и более лет ремиссии. Остальные возвращаются к приёму наркотиков, - констатирует Наталья Устюжанина.
Постреабилитация - это помощь освобождённому от зависимости человеку. В это время молодые люди устраиваются на работу в Тюмени с тем условием, что обязательно будут посещать группы поддержки.
Лечение осуществляется на возмездной основе. Раньше центр поддерживали крупные организации, такие как Тюменское управление магистральных газопроводов, что давало возможность брать людей бесплатно. Сегодня помощь меньше, а государственный контроль жёстче, поэтому нужны деньги, чтобы специалисты могли качественно выполнить работу. Тем не менее, добровольные пожертвования очень помогают.

Несколько слов о ВИЧ

«Поколение» сотрудничает с двумя медицинскими организациями. Первая – наркодиспансер. Важное условие попадания в центр – это обследование у нарколога, особенно в случае алкогольной зависимости. Вторая – Тюменский областной центр профилактики и борьбы со СПИДом. Наталья Устюжанина более 10 лет работает в этой организации. В случае обнаружения ВИЧ-инфекции больному назначается бесплатная медикаментозная терапия и проводится работа по принятию диагноза.

А теперь важная информация о ВИЧ от специалистов.

Новые исследования показывают: когда больной принимает терапию и имеет неопределяемую вирусную нагрузку, то он не может заразить партнёра при незащищённом половом акте.
Тем более он не опасен для людей, имеющих с ним бытовые контакты.

В Герасимовке

Деревенька в три дома дремлет у дороги. В этом уединённом и безлюдном месте находится Центр социально-психологической помощи химически зависимым «Поколение». Здесь нет высоких заборов, решёток на окнах и запертых дверей, потому что добровольность пребывания – главное условие успешного выздоровления. Наркозависимые могут в любое время покинуть стены центра, если пожелают, но, как правило, они не хотят, потому что это место для многих последний островок надежды на выздоровление.
Меня встречает консультант по химической зависимости Ринат А. На страницах этой публикации вы не встретите фамилий реабилитируемых, а также их фотографий, потому что все хотят остаться анонимными, ведь раскрытие информации может нанести им вред.
Ринат в прошлом героиновый наркоман. 26 лет он принимал тяжёлый наркотик. Ему 41 год, мужчина более двух лет остаётся, как сам выразился, «чистым». Начал с травы, через некоторое время появился героин.
 - Много раз пытался бросить, - рассказывает Ринат, – но не получалось. В 2006 году я познакомился с Натальей Устюжаниной. Эта женщина понравилась мне как человек и оказала на меня сильное влияние. На некоторое время я бросил колоться, а потом сорвался, и это был затяжной полёт вниз. Наркотик перестал доставлять удовольствие. Я вводил его в вену и плакал, молился Богу, чтобы хоть пять минут пожить по-человечески. Это ад, которого врагу не пожелаешь. Такое ощущение безысходности, одиночества, ненужности, бесполезности жизни. У меня месяц на батарее висело трико, и я хотел на нём повеситься. Самое ужасное, что всё это видела и понимала моя мама. В августе написал Наташе, поскольку был уверен, что осень не переживу. Брат привёз меня сюда. Признаюсь, что выздоровление далось нелегко: пришлось многое переломать в душе, чтобы прийти к себе настоящему, пришлось поменять ложные убеждения и принципы. Ушло всё наносное – понты, лживость, корысть, алчность, жалость к себе, но получилось!
Пока беседую с Ринатом, другие ребята занимаются делами. Я наблюдаю за ними через окно,  и мне кажется, что это туристический лагерь. Несколько минут назад парни кололи дрова, чтобы истопить баньку. Сейчас они отдыхают на чурках, попивая из термоса горячий крепкий чай и по-дружески переговариваясь межу собой. Вокруг стоит деревенская тишина, которая, наверняка, служит важным лечебным средством.
Помимо юношей, в центре пребывает несколько девушек. Одна сейчас занята приготовлением обеда, другая убирает навоз в телятнике, где содержатся бычки на мясо. Как рассказал Ринат, ребятам некогда скучать, поскольку их день подчинён чёткому распорядку. В 7.30 подъём, в 12 вечера отбой, а в этом промежутке труд и масса психологических занятий. Гаджеты и Интернет не приветствуются.
В заключение беседы Ринат провёл меня по двору и показал помещения реабилитационного центра. Всё ребята любят баньку, и это старое русское изобретение очень полезно для тела. Жар и холодная вода укрепляют иммунитет, тренируют сосудистую систему, вырабатывают терпение.
В доме-резиденции на втором этаже живут реабилитируемые люди, а на первом проходят общие собрания. Проводятся лекции, семинары, психологические тренинги. На стенах развешаны вспомогательные пособия. Двенадцать шагов, как заповеди, которые должен исполнить каждый человек, избавляющийся от зависимости. В них большая роль отведена вере в Бога без привязки к конкретной конфессии.
Скажу, что центр реабилитации произвёл на меня хорошее впечатление. Здесь нет угнетающей атмосферы советских лечебно-трудовых профилакториев, которые фактически являлись местами ограничения свободы, где основным методом лечения был принудительный труд. Молодые люди, проходящие реабилитацию, спокойны и улыбчивы, приветливы и доброжелательны, соответственно, психологическая работа приносит плоды.
Родителям, дети которых попали в беду, хочется пожелать как можно быстрее обратиться к квалифицированным специалистам за помощью. Не оставайтесь наедине с бедой. Выход есть.


Рецензии