Силы быстрого реагирования

В 1909 году перед начальником Мобилизационного отдела Главного Управления Генерального Штаба А.С. Лукомским была поставлена непростая задача – разработать порядок производства частных мобилизаций.
При этом, нельзя сказать, что частных мобилизаций до этого момента не существовало - эту идею применяли еще во время русско-турецкой войны 1877-78 годов. В общем-то, затея неплохая.
Но, прошло почти тридцать лет и, проведенные частные мобилизации в русско-японскую кампанию были признаны крайне неудачными. Под впечатлением этих безуспешных мероприятий, 3 ноября 1906 года, Совет государственной обороны постановлением за №307 признал важность данной задачи для государства и сформулировал основные положения будущей системы:
«… 1) Для всей нашей армии и всей территории государства должно быть разработано одно общее основное мобилизационное расписание.
2)  При производстве частных мобилизаций запасные должны призываться только из тех уездов, которые заранее назначены по единому общему основному мобилизационному расписанию…» .
Настало время осовременить малоуспешный порядок и привести его в соответствие с реалиями текущего дня.
Лукомский привлек к этому делу видного специалиста, полковника Генерального Штаба П.С. Стаева, который составил на эту тему записку, озаглавленную «Общие соображения по разработке вопроса о частных мобилизациях» .

****

Именно Стаев, бывший начальником штаба 2-й Гренадерской дивизии, фактически стал разработчиком новаторской идеи – создания «сил быстрого реагирования», предназначавшихся для решения внезапно возникающих задач.
В докладной записке Мобилизационного отдела Главного Управления Генерального Штаба от 4 ноября 1909 года за №437 был сделан краткий анализ минувшего опыта:
 «… В период русско-японской войны было произведено девять частных мобилизаций для приведения на военное положение частей войск, отправляемых на театр военных действий.
 Для приведения на военное положение группы частей, поднимаемых при каждой частной мобилизации, намечался особый район, из коего бралось от 50 до 75% всех числившихся на учете запасных…»
Главным недостатком прошедших мобилизаций было признано низкое качество человеческого ресурса:
«… При 1-й и 2–й частных мобилизациях призывались из определенных районов запасные всех возрастов, т.е. от 26 до 39 лет: при последующих  мобилизациях два старших возраста от призыва освобождались, т.е. призывались только запасные от 26 до 37 лет.
Несмотря на освобождение от призыва двух старших возрастов, из действующей армии продолжали поступать жалобы на то, что на укомплектование частей назначаются слишком старые запасные…».
Основная проблема, по мнению Стаева, лежала в плоскости соотношения общего и частного – ведь в любой момент могло потребоваться поднять всю страну (в случае войны на западе):
«… Раздавались голоса о том, что необходимо призывы запасных во всей Империи делать по возрастам, начиная с младшего, но Военное Министерство не считало возможным применить указываемый способ из-за опасения нарушить мобилизационные соображения на случай, если бы произошли осложнения на Западном фронте и потребовалось бы отмобилизовать всю армию…».
С учетом негативного опыта 1904-05 годов, было решено, что –
«…а) при войне на восточном фронте частных мобилизаций не должно производиться, а мобилизуется вся полевая армия;
б) вообще при производстве частных мобилизаций запасные призываются из тех же уездов, которые предназначены по особому расписанию…»
Приводя несколько вариантов столкновений России с потенциальными противниками (Япония, Китай, Англия, Афганистан, Персия, Турция, Финляндия), Стаев отметил «необходимость установления общей системы и общего мобилизационного расписания для всех частных мобилизаций»:
«… Иметь для каждого из этих случаев особое мобилизационное расписание было бы крайне неудобным, как в виду неизбежной при такой постановке дела сложности, так и в виду того, что политическая обстановка большей частью выясняется не сразу, и трудно заранее предвидеть то напряжение, которое может потребоваться в каждом отдельном случае.
В виду этого, для частных мобилизаций желательно одно мобилизационное расписание, которое позволяло бы приводить на военное положение любую из названных окраин, в любое время, совместно или независимо от соседних, и чтобы в подкрепление каждой из них могло быть послано из Европейской России необходимое число корпусов.
Причем корпуса эти также могли бы быть приведены на военное положение в любое время, совместно или независимо друг от друга и от мобилизованной окраины, в зависимости от хода событий…».
Предлагалось укомплектовывать войска при частных мобилизациях запасными нижними чинами лишь четырех младших призывов.
Новинка «Общих соображений» заключалась в том, что Стаев предлагал выбрать из нескольких европейских военных округов воинские соединения, которые будут выполнять функции экспедиционных войск. Их станут направлять на усиление войск, расположенных на окраинах, в случае возникновения там осложнений.
«… Для частных мобилизаций должны быть намечены в пределах Европейской России одни и те же корпуса на все случаи. Только порядок приведения их на военное положение, т.е. время призыва запасных в их районах, может быть разный…
…В зависимости от распределения источников комплектования, желательно наметить следующие корпуса:
из Петербургского округа – I армейский корпус (штаб – Санкт-Петербург)
из Виленского округа - IV армейский корпус (штаб – Минск)
из Варшавского округа - XIX армейский корпус (штаб – Брест-Литовск)
из Киевского округа - IX (штаб – Киев) и X (штаб – Харьков) армейские корпуса
из Одесского округа - VII армейский корпус (штаб – Симферополь)
из Московского округа - XVII (штаб – Москва) и XIII (штаб – Смоленск) армейские корпуса…».
В докладе начальника Мобилизационного отдела Главного Управления Генерального Штаба А.С. Лукомского от 5 июня 1906 года за №194 этот перечень был немного расширен.
В число «предназначенных к усилению окраин войск вошли: I, V, VII, VIII, XIII, XVI, XXI и III Кавказский корпуса, и 3, 4 и 5 стрелковые бригады».
Отмечалось, что «все перечисленные войска (кроме 5-й стрелковой бригады) предположено отмобилизовать только в случае осложнений на Дальнем Востоке; для усиления же прочих окраин найдено возможным из этих войск отмобилизовать лишь следующие:
а) для действий в Финляндии (кроме войск, отправляемых в неотмобилизованном виде) – V и XXI армейские корпуса и 22-ю пехотную дивизию I армейского корпуса;
б) для усиления войск в Туркестане – I, V, XII, XVI и XXI армейские корпуса;
в) для усиления войск Кавказского военного округа – I, V, XIII и XVI армейские корпуса;
г) для производства десанта и обслуживания побережья Черного моря (при осложнениях с Турцией, одновременно с мобилизацией Кавказского военного округа) – VII, VIII и XXI армейские корпуса и 3, 4 и 5 стрелковые бригады и 47-я пехотная дивизия XVI армейского корпуса…» .
Как видно, видны большие изменения от первоначального варианта, предложенного Стаевым. Было решено вообще не привлекать к экспедиционным операциям войска из Виленского округа (чтобы не ослаблять границы), из Варшавского округа вместо XIX корпуса взята лишь 4-я стрелковая бригада, из Киевского округа вместо IX и X корпусов привлечь XI и XXI корпуса (расположенные подальше от границы), а также 3-ю стрелковую бригаду, из Московского – XVII корпус заменить V (расположенный на востоке), из Одесского округа – кроме VII корпуса использовать еще VIII и 5-ю стрелковую бригаду, а также из Казанского округа привлечь XVI армейский корпус.
Таким образом, в состав экспедиционных войск, которые были способны действовать в любой точке империи при наступлении кризисных ситуаций, вошли 8 корпусов и 3 стрелковые бригады из 6-ти военных округов –
1) от Петербургского округа – I армейский корпус (штаб - Санкт-Петербург), планировали использовать в Финляндии, Туркестане и на Кавказе;
2) от Варшавского округа
– 5-я стрелковая бригада (штаб - Сувалки), планировали использовать на побережье Черного моря;
3) от Московского округа
– V армейский корпус (штаб - Воронеж), планировали использовать в Туркестане и на Кавказе;
– XIII армейский корпус (штаб - Смоленск), планировали использовать на Кавказе;
4) от Киевского округа
– XI армейский корпус (штаб - Ровно), планировали использовать в Туркестане;
– XXI армейский корпус (штаб - Киев), планировали использовать в Туркестане и на побережье Черного моря;
– 3-я стрелковая бригада (штаб - Жмеринка), планировали использовать на побережье Черного моря;
5) от Казанского округа – XVI армейский корпус (штаб - Казань), планировали использовать в Туркестане и на Кавказе;
6) от Одесского округа
– VII армейский корпус (штаб - Симферополь);
– VIII армейский корпус (штаб - Одесса);
– 4-я стрелковая бригада (штаб - Одесса),
Все эти соединения планировали использовать на побережье Черного моря.

Округ Армейский корпус Штаб Где планировали использовать
ПВО I Санкт-Петербург в Финляндии, Туркестане и на Кавказе
ВаршВО 5 сбр Сувалки на побережье Черного моря
МВО V Воронеж в Туркестане и на Кавказе
XIII Смоленск на Кавказке
КВО XI Ровно в Туркестане
XXI Киев в Туркестане и на побережье Черного моря
3 сбр Жмеринка на побережье Черного моря
КазВО XVI Казань в Туркестане и на Кавказе
ОдВО VII Симферополь на побережье Черного моря
VIII Одесса
4 сбр Одесса

Учитывая, что по мобилизации в войска корпуса зачислялись, как правило, жители определенных уездов, можно констатировать, что системы частных мобилизаций предполагали, что воевать (в случае непредвиденных ситуаций) придется какой-то избранной части населения.
Например, согласно мобилизационному расписанию 1913 года основную «ударную» силу частей XIII армейского корпуса (76.3%), составляли запасные нижние чины из Орловской (28.9%), Смоленской (25.5%) и Воронежской (21.9%) губерний. В случае частной мобилизации именно на их плечи выпадала бы основная нагрузка – им пришлось бы принимать участие в боевых действиях. Но не везде – а только на Кавказе (если быть точнее, то в конфликтах с Турцией или Персией).
В то же время, уроженцы Рязанской, Тульской и Тамбовской губерний, которые комплектовали в основном XVII армейский корпус, оставались бы вне мобилизации.
На этом фоне странным выглядит планирование использования I армейского корпуса, дислоцированного в северной столице, в Туркестане и на Кавказе (т.е. совсем в противоположных направлениях, за тысячи километров от места расквартирования).

****

Несмотря на то, что система частных мобилизаций была основательно проработана, на практике она так и не была реализована. Хотя такая возможность существовала. Правда, всего один день…
Напомню детали этого дня.
16 июля 1914 года Начальник Генерального Штаба генерал Н.Н. Янушкевич представил Николаю II на подпись два альтернативных указа:
1) о частной мобилизации 4-х военных округов, войска коих предназначались к боевым действиям против Австро-Венгрии (Московского, Одесского, Киевского и Казанского)
2) о всеобщей мобилизации.
Драматизм вставшей перед главой русского государства проблемы заключался в том, что, произведя частную мобилизацию, Россия уже не могла качественно произвести всеобщей мобилизации: четыре вышеуказанных округа мобилизовались ценой расстройства трех стратегически важных северо-западных округов (Петербургского, Варшавского и Виленского). Ведь мобилизационное расписание №19 1910 года не предусматривало выборочной мобилизации отдельных округов.
Надежда русского императора сохранить мир, а также надежда на миролюбие Вильгельма II были столь велики, что, несмотря ни на что, Николай в тот день, 16-го июля, подписал указ о частной мобилизации…
… Но, как мы знаем, в итоге никакой частной мобилизации не случилось.
На собранном в тот же день заседании Совета министров с участием генерала Янушевича было решено отложить издание указа о частичной мобилизации с учетом дальнейшего развития событий. На совещании в кабинете Янушевича с министром иностранных дел Сазоновым и военным министром Сухомлиновым было принято решение о необходимости всеобщей мобилизации. Об этом было тут же доложено по телефону Николаю II.
Вечером 17 июля, под давлением военных чиновников, Император дал разрешение приступить ко всеобщей мобилизации.


Рецензии