Странные открытия. Германия. Нюрнберг

Германия это особая страна, и отношение к ней у меня особое. Нет, не враждебное и не агрессивное, а какое-то настороженное. Может быть, это отголоски войны, которую я не видела, но она во мне и людях моего поколения, чьи родители прочувствовали ее.

В 2011 году я первый раз побывала в Германии. Это был город Нюрнберг. Мы с подругой ездили туда на однодневную экскурсию из Карловых Вар, где отдыхали и лечились. Его называют самым немецким из всех городов. Год основания 1050. Очень милый симпатичный чистенький европейский город. Почему-то мне всегда хотелось побывать именно в этом городе Германии. А знаком он был мне только по известному каждому советскому человеку Нюрнбергскому процессу.

Я думала, что одного дня вполне достаточно для знакомства с этим городом. Как же я ошибалась! Наверное, и недели было бы мало. Нюрнберг это город с богатой историей, интересными музеями, фонтанами, памятниками архитектуры, старинными соборами и домами. Здесь чтут традиции, и здесь живет дух старой Германии.
А еще это странный город противоречий, и чем больше о нем узнаешь, тем больше удивляешься.

В северной части, так называемого старого города (Altstadt), на высоком скалистом холме расположен замок-крепость 12 века времен Священной Римской империи Кайзербург. Каждый вновь избранный римский император должен был провести в Кайзербурге свой первый сейм. Здесь также проходили заседания имперских судов.
Памятуя о высоком положении Нюрнберга в свое время, национал-социалисты еще до прихода к власти в 1933 году проводили здесь свои митинги. В этом городе, уже будучи у власти, они начали вести строительство Дворца конгрессов, наподобие римского Колизея. Но не достроили.
 
В настоящее время в недостроенном Дворце конгрессов находится музей, в котором хранятся документы нацистской партии. А экспозиция называется «Ослепление и террор».
Наверное, это можно назвать покаянием.

А знаменитый Нюрнбергский процесс проходил во Дворце правосудия в зале №600. Верхний этаж здания сейчас занимает музей этого процесса. На здание мне посмотреть удалось, но внутрь мы не попали. Музей был закрыт, а нашему туристическому автобусу разрешили сделать только короткую остановку, чтобы мы могли сфотографировать здание. Жаль. В институте нам немецкий язык преподавал человек, работавший переводчиком на Нюрнбергском процессе. Как-то раз на занятии он рассказывал нам о нем, о том, как вели себя на суде идеологи фашизма. А когда мы попросили рассказать подробнее, он сказал, что обо всем можно прочитать. Почему-то не хотели люди этого поколения рассказывать о войне. Потом я пыталась читать. Была такая книга «Нюрнбергский процесс».  Ее страшно читать, но рассказывать об этом нужно, чтобы последующие поколения не забывали.

Судебный процесс над руководителями нацистской Германии состоялся по решению союзников именно в этом городе и именно во Дворце правосудия, где проходили съезды партии нацистов. Здесь судили не только пособников Гитлера, здесь судили фашизм. Не дай Бог, чтобы этот кошмар когда-нибудь повторился. Современные немцы, я думаю, не хотят повторения трагедии. Недаром в Нюрнберге есть улица Прав Человека. На ней между зданиями Германского Национального музея находится очень интересный ансамбль, созданный в 1993 году израильским художником Д. Караваном. Он состоит из арки, 27 колонн белого бетона, 2-х круглых плит и дерева. На каждом объекте надпись на немецком и каком-нибудь другом языке (польском, чешском, французском, китайском, японском ….) – это статьи из «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году. 1 –ая колонна – статья 1 – надпись на идиш: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», 12 колонна – статья 12 – на русском языке: «Право на защиту личной жизни», 15 колонна – статья 15 на иврите: «Каждый человек имеет право на гражданство». Длина улицы 145 метров, высота колонн 8м, диаметр 80см. Я бы сказала, что это исторические перпендикуляры.

Есть и еще один.
Город Нюрнберг известен не только в Германии, но и в Европе своими Рождественскими ярмарками, устраиваемыми на рыночной площади, здесь в это время многолюдно, шумно и весело, продают знаменитые Нюрнбергские пряники. Кстати, русское слово ярмарка произошло от немецкого Jahrmarkt (Jahr – год, Markt – рынок).

В XIV веке на территории нынешней рыночной площади находилось еврейское гетто.
В 1349 году в городе разразилась эпидемия чумы. В это время чума хозяйничала в Европе, она существенно сократила численность ее населения. Люди умирали целыми семьями, деревнями, города обезлюдели. Это было грозное стихийное бедствие, которое не умели тогда объяснить. Эпидемия распространялась очень быстро, средневековые города страдали от грязи и нечистот. Крысы чувствовали себя в них полными хозяевами. Их блохи и были переносчиками страшной болезни. Через какое-то время эпидемия отступала. Оставшиеся в живых благодарили Бога за дарованную им возможность жить.
Зачастую они воспринимали чуму как Божью кару.
Во многих городах Европы в память избавления от страшной болезни ставились так называемые «чумные колонны», это были настоящие произведения искусства, в Вене, например. В Чехии в Карловых Варах тоже стоит такая колонна, хотя этому городу удалось избежать эпидемии.

В Нюрнберге в эпидемии чумы обвинили евреев. В День Святого Николая христиане сожгли синагогу, вместе с ней сгорело и еврейское поселение, также подожженное с нескольких сторон. В нем находилось 600 человек, не пожелавших или не успевших покинуть город по распоряжению Карла IV. Они сгорели.

На месте синагоги построили очень красивую готическую церковь Девы Марии (Frauenkirche). Такой вот  «подарок»  Санта-Клаусу. Еще здесь устроили замечательно красивый золоченый фонтан. На его 4-х ярусах установлены 40 скульптур: на самом верхнем ярусе Моисей и семь пророков. Ниже находятся скульптуры правителей, героев, ученых, евангелистов. В 1568 году вокруг него соорудили великолепную металлическую решетку, на которой не видно ни одного шва. Фонтан выполнен в виде шпиля по рисунку кайзера Карла IV. Шпилем для церкви у него стать не получилось, поэтому его оставили на площади, сделали из него фонтан, благодаря которому жители Нюрнберга получили доступ к чистой воде. А это было очень важно для того времени.

После бомбардировок союзников во время Второй мировой войны почти 90% зданий было разрушено. Фонтан уцелел, т.к. был надежно укрыт, а вот от церкви остались только фасад и стены. Ее отреставрировали в 1946-53 годах. До сих пор часы, установленные на ее фасаде еще в 1506 году, отмеряют время. Каждый день в 12 часов появляются 7 фигурок курфюрстов, которые двигаются вокруг центральной фигурки – императора Карла IV и как бы присягают ему.

Ранее на этой же рыночной площади был установлен фонтан «Нептун». Это копия фонтана, который находится в Петергофе. Копия была создана после того, как оригинал был выкуплен Павлом I. Немецкие мастера после разрешения Александра III изготовили для города точную копию того прежнего фонтана. Его установили на Рыночной площади, а в 60-х годах прошлого века перенесли в городской парк Нюрнберга.
Я вот чувствовала, что наши города что-то связывает. Оказывается, Нептун.
Еще одна деталь: рыночная площадь во времена фашистской диктатуры носила имя Адольфа Гитлера. После войны площадь обрела свое прежнее название.

Нюрнберг – родина величайшего художника и графика XVI века Альбрехта Дюрера. За широту интересов и многогранность талантов его называют северным Леонардо. Очень интересный художник. Необычны его гравюры, он намного опередил свое время. Вся его жизнь была посвящена творчеству. В городе сохранился его дом, к счастью, он не очень пострадал от бомбежек. Там находится музей художника. Очень жаль, но его я тоже не смогла посетить из-за отсутствия времени.

А еще в этом городе есть музей игрушек. Изготавливать игрушки здесь начали очень давно и успешно продолжают. Нюрнберг является столицей производства игрушек Германии. Я помню немецкую куклу, которую я купила своей дочке. Это было маленькое произведение искусства. А какие у нее были волосы! Молодцы немцы! Даже к этому занятию они подходят серьезно и профессионально.

Что еще могли мы увидеть за один день? Конечно же еще два необычных фонтана.
Фонтан «Брачная карусель» (автор Ю. Вебер) был создан в 1984 году на сюжет стихотворения  немецкого поэта  Х.Загса «Горько-сладкая брачная жизнь» (это лицевая и изнаночная сторона семейной жизни). Он производит несколько мрачное впечатление. Но, видимо, такой здесь юмор. Такое же странное впечатление осталось у меня и от другого фонтана, который называется «Корабль дураков», собственно это и не фонтан, а скульптурная группа, выполненная тем же скульптором Ю. Вебером в 1988 году. Я озадачила экскурсовода, но она мне ничего толком не ответила. Тогда я попыталась перевести надпись на борту корабля: Zerstoren das Leben der Tod Lacht Hohn. Разрушают жизнь смерть, смех, насмешка. Ничего не поняла, никак не могла связать надпись и скульптуры. Лишь потом в интернете прочитала, что эта композиция создана по сюжету поэмы средневекового поэта - сатирика, писателя и доктора права Себастьяна Бранта «Корабль дураков», в которой он обличает разные человеческие пороки. Написана поэма в средние века (1497 год), произведение очень яркое и живое, наполненное запоминающимися образами. Многие мысли автора до сих пор не потеряли актуальности. Как ни странно, сохранились все людские пороки. Их-то и хотел отправить Брант на лодке дураков в страну глупости.
В скульптурной группе очень гротескные фигуры. Разглядывать их подробно почему-то не хотелось, было в них что-то жуткое, может быть из-за темного цвета. «Корабль дураков» остался сухопутным, хотя должен был стать фонтаном. А ведь в этом что-то есть: никуда дураки и пороки не денутся. У Булата Окуджавы тоже, кстати, есть песня про дураков. И слова там такие: «Умный любит учиться, а дурак учить…». Суть та же – отправить дураков куда-нибудь подальше. Наивные люди!

Да, одного дня мало для знакомства с этим удивительным городом, который открывается не сразу.
Прекрасна и величественна готика церквей – этот полет, это стремление ввысь к Богу. Город не засорен современными высотными домами, торчащими, как занозы. Он тих и уютен. Приятно побродить по его улицам, полюбоваться на старинные дома, подышать его воздухом.

Так получилось, что наша экскурсия в Нюрнберг состоялась 8 мая. Этот день считается в Европе Днем освобождения от фашизма. В Нюрнберге 8 мая никто не праздновал. Был теплый солнечный выходной день. Народу на улицах было много, гуляли, сидели в открытых кафе, пили пиво. Ни плакатов, ни лозунгов, ни митингов.
Может быть, немцы стараются забыть то страшное и для них время, как долгое время и в нашей стране (до 1965 года) 9 мая никто не отмечал. Это был обычный рабочий день. Я помню, как мы, ученики маленькой школы военного городка, ходили после уроков вместе с учительницей на кладбище, где была братская могила за деревянной оградкой голубого цвета. Мы приносили туда букетики первых весенних цветов и читали там стихи. Больше там никого не было. Только в 1965 году могилу привели в порядок. Там стали проводить митинги, приносить венки и цветы, установили обелиск, а местная воинская часть устраивает мини парад и производит салют.

Память о фашизме – чуме 20-го века, унесшей миллионы жизней  – нашла свое отражение в Европе только в обелисках на солдатских могилах, которые иной раз подвергаются нападкам разных нынешних варваров.

2019


Рецензии
Очень хорошо написанное на весьма злободневную тему эссе! С уважением,

Борис Готман   27.06.2021 20:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис! Так жаль, что не посетила музей Дюрера!

Людмила Петрова 3   28.06.2021 10:16   Заявить о нарушении
Добрый день, Людмила! К сожалению, всё увидеть невозможно. Но теперь интернет существенно расширил возможности. С уважением,

Борис Готман   28.06.2021 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.