Этноцентризм

Под этноцентризмом в этнопсихологии понимают свойство индивида, социальных групп и общностей (как носителей этнического самосознания) воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума. Понятие этноцентризма впервые использовано Л. Гумпловичем в 1883 г. в его работе «Рассовая борьба», а термин  У. Самнером (1906).

Гумплович утверждал, что существует разный характер отношений внутри группы и между группами. Опираясь на выведенный им «всеобщий высший закон» - закон самосохранения, он доказывал, что если для отношений внутри группы характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к выработанным внутри группы нравственным и эстетическим ценностям, то для отношений между группами, напротив, характерны враждебность, недоверие, взаимное презрение и так далее.

Самнер, также полагал, что существует резкое различие между отношениями людей внутри этнической группы и межгрупповыми отношениями. Если внутри группы царит солидарность, то в отношениях между группами преобладают подозрительность и вражда.

Предрассудок – устойчивое предубеждение по поводу какого-либо аспекта реальности. Человек, чьё сознание отягчено предрассудками, видит мир в зеркале собственных ошибочных идей, он судит о происходящем и оценивает факты, основываясь на искажённом отражении того, что он видит или хочет видеть в этом зеркале. Он часто ссылается на факты, ища самооправдания, но у него факты отобраны и использованы тенденциозно, растолкованы в духе заранее установленных выводов. Такой человек воспринимает лишь такие факты, или только такие аспекты, части фактов, которые совпадают с ожидаемым, желанным впечатлением, принятым задолго до этого. Таким образом, новый опыт лишь укрепляет в нём предрассудок. Таким образом, предрассудок есть механизм самооправдания, который вступает в действие тогда, когда человек оказывается в ситуации познавательного диссонанса. Если в сознании человека сталкиваются две несовместимые идеи (мысли, отношения, мнения), возникает состояние напряжённости. Это состояние неприятно, поэтому возникает мотивация его устранения. С этой целью он ищет элементы, которые поддерживают, укрепляют его уверенность в желаемых или ставших обычными выводах. Таким образом, он «убеждается», что идея, мнение, отношение, которые он выработал или принял ранее, являются единственно правильными и самыми справедливыми. Предрассудок глух к голосу разума.

В массовом сознании привычные стереотипы являются критериями нормы. Обычное поведение, обычные отношения в социальной среде спонтанно считаются нормальными, а те которые отличаются от установившихся стандартов, считаются отступлением от нормы. В итоге, массовое сознание склонно считать ценности и отношения других сообществ ненормальными, неполноценными и заслуживающими осуждения. Массовое сознание судит «группоцентрично» или «этноцентрично», оно не способно воспринимать относительность и разнообразие человеческих поселений.

Этноцентристский менталитет возводит самовыражение своего сообщества на высшую ступень ценностей: «мы - самые лучшие, самые красивые, самые смелые, самые умные; всё, что мы делаем, или, что мы сделали в прошлом, является правильным и безупречным; те, кто поступает неправильно, несправедливо, нерационально, - это всегда другие». Это мнение является «иллюзорным» моральным фундаментом той черты этноцентризма, по которому любой моральный акт будет рассматриваться как служение своему сообществу.

Для этноцентристского представления о мире не существует иной социальной реальности, чем та, которую создала своя группа; другие группы также создают свою действительность, но она не представляют никакой ценности; лишь то хорошо, что хорошо для моей группы, и плохо, - что вредит ей; зло всегда исходит от других. Следовательно, первая этическая заповедь предписывает любовь и служение своему сообществу. Негативное отношение к «другим» продиктовано не недоброжелательством, а безусловной любовью к своему сообществу.

Этноцентризм означает безусловный приоритет, предоставленный собственной группе. На первый взгляд, подобное отношение не вызывает особых замечаний. В то же время оно означает, что «другие» будут оцениваться отрицательно, соответствующим будет и отношение к ним. Проще говоря, это означает, что в конкретных отношениях между А и В, надо всячески благоприятствовать А и в равной степени относиться с презрением к В.

Иначе говоря, интересы сообщества оправдывают аморальное поведение и поступки: необходимо лгать, фальсифицировать и даже убивать; можно и нужно фальсифицировать историю, можно и надо мистифицировать настоящую действительность, если того требуют интересы сообщества, будь они реальные или иллюзорные, неважно. Такова псевдомораль этноцентризма, согласно которой «цель оправдывает средства».

Этнические стереотипы - относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Этнические стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок.

Гетеростереотипы, то есть совокупность оценочных суждений о других народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках - и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания этнических стереотипов действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности (торговля, сельское хозяйство и т.д.), где данные народы наиболее активно контактировали.

Этнические стереотипы возникают в ходе развития этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность выражается в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп, упрощая образы других групп. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий.

При наличии конфликта между этническими общностями и других неблагоприятных социальных условиях этнический стереотип становиться дисфункциональным для отдельного индивида и группы в целом. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим.

Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личностного роста, ведь с его позиций воспитывается любовь к родине. Воинственный этноцентризм используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации – категоризации группы или групп в супернегативные социальные категории, исключаемые из реальности приемлемых норм и ценностей.

Этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арийцев, оказался тем механизмом, с помощью которого немцы пришли к убеждению, что евреи, цыгане и другие меньшинства – «недочеловеки».

Как и любое другое социально-психологическое явление этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем абсолютно неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

Ксенофобия - ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Также может трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле.

Социопсихологи считают, что в основе ксенофобии лежит триада - гнев, отвращение, презрение. Эти эмоции образуют несложный поведенческий комплекс, обусловленный, вообще говоря, личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии. Этот уровень подвергается измерению лабораторно (посредством направленного тестирования и опросов) или аналитически (путем анализа публикаций СМИ и данных социологических опросов). Чем более высока тревожность, тем более подсознание пытается вылезти из ловушки за счет вытеснения причины беспокойства. На коллективном уровне тревога выливается в «поиск виноватых».
Взяв такой психологический аспект, надо понимать ксенофобию именно как фобию, то есть страх, растормаживающий подсознательные реакции, страх иррациональный и оттого не имеющий обоснования и направления. Поиск торможения, способа нейтрализовать страх, ведет к ненаправленной агрессии. Тогда возникает психологическая основа инстинктивной ксенофобии. На нее могут накладываться исторически обусловленные формы этнического антагонизма, которые могут проявляться совсем не в форме фобии, а скорее вспышками неприязни, спорами и мифологизированием истории взаимоотношений. Таковы, например, грузино-армянская, тюрко-арабская, еврейско-арабская неприязнь, как правило, взаимного характера. В последнее время примером этнической ксенофобии является русофобия на Украине и в странах Прибалтики.

Национализм представляет собой гипертрофированную форму национального сознания, провозглашающей идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства. Крайне формой национализма является шовинизм, заключающийся в утверждении исключительности отдельных рас и наций с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других рас.

В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский (государственный) и этнический (этнонационализм).

Первый иногда называют территориальным и считают его основанным на свободном самоопределении личности и рациональным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Но в крайних вариантах он нацелен на государственную экспансию либо на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма. Этнический национализм (этнонационализм) может быть политическим или культурным. Основанный на понимании нации как этнической общности, политический этнонационализм имеет целью достижение или удержание государственности, включая институты, ресурсы, культурную систему. Культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, на поддержание и развитие его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положительную роль при двух непременных условиях: во-первых, если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной направленности против других культур, и во-вторых, если у него нет стремления возродить и распространять те архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса.

Этнонационализм доминирующих народов в крайних формах доходит до дискриминации по отношению к другим национальностям, узурпации государственных институтов и идеологии.

Расизм, одна из крайних форм этноцентризма, можно определить как совокупность понятий, согласно которым какая-то одна раса как в моральном и умственном, так и культурном отношении превосходит какую-то другую расу или другие расы и суперкачества которой передаются наследственно от одного поколения к другому.

Представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельческом обществе, где они служили для обоснования социальных различий между рабовладельцами и рабами. В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16 - 18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии, расизм служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, многих народов Южной Азии, Австралии и Океании.

Расизм является стимулятором борьбы за власть между нациями и идеологической основой национальной конкуренции. Он поддерживает убеждение о том, что биологическое смешение разных рас привело бы к наследственно-генетической и социально-культурно-моральной дегенерации «высшей» расы. Поэтому необходимы защитные и предо-хранительные средства против таких явлений.

Яркими примерами расизма могут служить апартеид, антисемитизм и шовинизм.

Апартеид проявляется в региональном разделении или изоляции, что приводит к образовательной, имущественной дискриминации и экономическому давлению и далее - к политической изоляции. В сфере личной жизни апартеид диктует ограничение и даже запрет сексуальных взаимосвязей и других контактов между расовыми «аутсайдерами» и основными группами населения.

Современный расизм проявляется и во враждебном отношении к переселенцам, и в непризнании прав на самоопределение и сохранение различных культур.

Геноцид – крайняя форма расизма с вязанная с истреблением одного народа другим. Геноцид известен с древнейших времен и исторически проявлялся в исчезновении этносов под натиском тех или иных завоеваний.

Сам термин «геноцид» был впервые введён в обиход в 1943 году поль-ским юристом еврейского происхождения Р. Лемкиным, а международный правовой статус он получил после Второй мировой войны в декабре 1948 г.

В каждой культуре и обществе существует разделение на «своих» и «чужих» - на основе национальности, расы, религии и пр. В случае, если общество биполярно, то есть в нем проживают две крупные и отличающиеся друг от друга группы населения, возникновение геноцида наиболее вероятно.

Каждый геноцид происходил не внезапно: государствам и обществам требуется определенное время для того, чтобы подготовиться к совершению этого преступления. На любом этапе развития событий геноцид возможно остановить. Геноцид всегда организован: в большинстве случаев представителями государства, реже - неформальными путями, например, с помощью военизированных или религиозных организаций. Части, банды, толпы людей, осуществляющих геноцид, как правило, заранее вооружены и обучены. На этой стадии готовятся планы убийств, например, составляются «черные списки».

Геноциды в первую очередь являются государствоцентричными практиками, эксплуатирующими одно из миллионов противоречий, существующих в среде населения (предрассудки против той или иной группы людей), и использующими их для сплочения общества вокруг экспансионистской, или, более точно, империалистической политики элит. Правящие классы, поддерживающие спонсируемые государством геноциды, делают это не столько по причине иррациональной этнической или классовой ненависти, сколько потому, что геноцид обеспечивает государство легитимизирующей идеологией, служащей господству этих классов и основой для их неоспариваемой эксплуатации.

Практически все люди в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.
Процесс развития этнокультурной компетентности описан в модели освоения чужой культуры М. Беннетта, который выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и чужими этническими группами. Согласно этой модели, человек проходит шесть этапов личностного роста:

- три этноцентристских: отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий;

- три этнорелятивистских: признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности.

1. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Академия. 2002. – 320 с.
2. Мнакцаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. – М.: Юнити, 2004. – 367 с.
3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
4. Саракуев Э., Крысько В. Введение в этнопсихологию. - М.: Республика, 1996. – 284 с.
5. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПб.: Питер, 1999. – 378 с.


Рецензии