Ассоциации по поводу Фантазии Козьмы Пруткова

«Фантазию» Козьмы Пруткова принято рассматривать как пародию, сочиненную веселыми пересмешниками – Алексеем Константиновичем Толстым и братьями Жемчужниковыми. Предмет насмешки – водевили середины XIX века, легкие игривые пьесы, лишенные какой-либо глубокой мысли, полностью нацеленные на развлечение.

 «Фантазия» (имя собачки центральной героини пьесы) была не принята и освистана зрителем. Император Николай Павлович (пьеса была поставлена Александринским императорским театром 8 января 1851 года, на святках), возмущенный, покинул представление, не дожидаясь ее конца, со словами: «Много я видел на своём веку глупостей, но такой ещё никогда не видал».

Сегодня я надумал перечитать пьесу. И что мне бросилось в глаза? Здесь явственно проступают черты театра абсурда. Вот один из фрагментов:

   «Разорваки. Господа! я предлагаю, пока старушка еще не пришла, сочинить ей приятный комплимент, в форме красивого куплета, и спеть, как обыкновенно в водевиле каком-нибудь поют на сцене актеры и актрисы.
   Все. Пожалуй... пожалуй... сочиним! сочиним!
   Разорваки. Для этого сядем по местам. Садитесь все по местам!
Разорваки садится на скамейку; Беспардонный -- на другую; князь Батог-Батыев и Кутило-Завалдайский -- на траву, Миловидов уходит в беседку; Либенталь вынимает из кармана бумажник и карандаш и влезает на дерево.
   Либенталь. Здесь поближе к небесам!
   Разорваки. Уселись? Начнем!.. (Подумав.)--"Вот куплеты"...-- Господа, рифму!
   Либенталь (с дерева). Разогреты!
   Миловидов. (из беседки). Почему же разогреты?!
   Либенталь. Неподдельными нашими чувствами разогреты!
   Разорваки. Я лучше вас всех понимаю поэзию: я человек южный, из Нежина.
   Кн. Батог-Батыев. Я из Казани.
   Разорваки. Не перебивать!....

На память приходят диалоги Хармса, «В ожидании Годо» Беккета…

Рациональный ХIХ век, весь проникнутый идеями Просвещенья…  За тридцать лет до постановки «Фантазии» Гегель произносит в своей лекции по философии права слова: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Вся деятельность русских революционеров-демократов проникнута пафосом «разума» и «реализма», с точки зрения  которых отрицается «бесполезное искусство» и всякая фантазия. Чернышевский и Писарев в этом отношении недалеко ушли от императора Николая Павловича…

А тут на сцену врывается хаос. Шатается все. Почва уходит из-под ног. Привычный «разумный» мир дает трещину, сквозь которую просвечивает лава и слышится рокот приближающегося землетрясения. И это смутно предчувствуют зрители, уютно устроившиеся в привычном и комфортном для тела и души мире…

По словам писателя А.Н.Муравьева, митрополит Филарет Московский однажды сказал ему:: «Когда я смотрю на малолетних детей, я не могу остаться равнодушным от мысли, что они должны будут, бедные, вытерпеть в сию пору». При этих словах святитель заплакал. 

Вот такие невеселые ассоциации навеяло на меня "смешное" забытое создание абсурдиста Пруткова…


Рецензии