570. Посвящается милой маме

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

В последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. Инициатором его учреждения выступил Комитет Государственной Думы по делам женщин, молодежи и семьи, а указ о праздновании был подписан президентом России Б.Н.Ельциным 30 января 1998 года.

(полная версия статьи, опубликованной в популярном местном еженедельнике «Мой город – Железнодорожный» № 45(570) от 25 ноября 2015 года)

Моя мама родилась недалеко от Самарканда и всю свою жизнь прожила в Узбекистане. Окончив Ташкентский медицинский институт, она работала врачом-офтальмологом. Летом мы ездили в гости к папиным родителям в Жигулёвск. Река Волга, необъятные леса, картошечка, жаренная с грибами на русской дровяной печи – всё вызывало восторг не только у меня, но и у моей мамы. Однажды в лесу мы набрели на земляничную поляну:

- Как называется эта ягода? – спросил меня отец.
- Карликовая клубника, - ни капли не сомневаясь, ответил сын.
Смеясь, мы стали собирать урожай. Ловчее всех оказался папа. Собрав огромную горсть лесной ягоды, он протянул её не мне с сестрой, а маме:
- Попробуй и сравни с клубникой, - сказал он с улыбкой.

Затаив дыхание, все мы ждали, что скажет мама.
Её фраза заставила нас так громко смеяться, что все зайчики, лисички, волки и медведи убежали в другую сторону леса. Моя мама раньше не пробовала ничего подобного, поэтому она сказала: «Ой, такая душистая, прямо как земляничное мыло»!

Так получилось, что половину своей жизни я уже прожил без мамы. Ей очень нравилась поэзия Сергея Есенина. Поэтому появилась такая нескромная мысль: вдвоём с Есениным изваять стих, посвящённый тебе, моя любимая мамулечка! Он начинает, а я продолжаю. Я заканчиваю, а Он - ставит последнюю точку в этом повествовании. И это будет очень символично:

"Старик Назар".

1. Вступление от Есенина:
Село, значит, наше - Радово, дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал, приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью, есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью рассажены тополя.

Мы в важные очень не лезем, но всё же нам счастье дано.
Дворы у нас крыты железом. У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни. По праздникам мясо и квас.
Недаром когда-то исправник любил погостить у нас.
(С.Есенин, «Анна Снегина», 1925 год)

2. Продолжение от сына:
И всё ничего, но помещик:
Хапуга, проныра и плут
Был скользкий, как в речке подлещик,
Хотел отхватить себе пруд.
А пруд тот был общий - крестьянский,
Что рыба, что раки - всегда!
Исправник наш добрый - Багрянский
Уху ел под водку тогда.

Но ловкий и хитрый мошенник
Исправника живо сманил.
Растаял наш добрый изменник,
Помещик его и купил.
Теперь наш Багрянский сердито,
Надменно глядит на народ.
И дружба былая разбита, -
Он многих не узнаёт!

А барин с судьёй «братался»,
Заманивал на пироги…
И вскорости суд состоялся
Да так, что пищать не моги.
 
Тут радовцы все возмущаться:
Зачем же весь пруд одному?
Просили его отказаться…
Помещик не внял никому.
Толпа возмущалась волненьем
Галдёж поднялся и базар.
Смотрел на всё это с сомненьем
Седой старикашка - Назар.
Какую-то думу он думал
Качал всё своей головой
И нервно одежды он дёргал
Седою тряся бородой.

Сказал он: «Опомнитесь, люди!
Такой у суда приговор!
Поговорили, и будет, -
Нужен другой разговор!

Жалобу надоть составить!
В волость отправить письмом.
Там обо всём погутарить.
Кто же поедет послом?»

Здоровый крестьянин - Прошка
Крикнул Назару в ответ:
«Раскинул умишком немножко
Правильно думаешь, дед!»
В сторону барина грозно
Он помахал кулаком:
«Покайся, покамест не поздно,
С исправником, нехристь, тайком!»

Время летело… и осень
В Радово наше пришла.
Этак, недель уж восемь
Нету от Прошки письма.
Но вскорости он появился
Грязный и злой, словно чёрт:
Не удалось отсудиться,
Помещика сам он убьёт!
 
Марфа, жена его милая
Бросилась в ноги к нему:
«Пятеро ртов! Семья малая!? -
Заголосила ему, -
Как же одна я, убогая
Всех без тебя прокормлю?
Речка у пруда глубокая:
Их и себя утоплю!»

Прошка ярится глазами:
Как на людей мне смотреть?
Святыми клянусь образами:
Должен, подлец, умереть!
Под крики жены и вопли
Выбежал он со двора.
За Марфой, размазавши сопли,
Ползёт вся её детвора.

Вечер уж близок. Исправник
К барину в гости идёт:
- Нету-с его, пан-начальник!
К пруду пошёл. Счас придёт!
- Что ж, прогуляюсь я тоже
И подышу у пруда.
Прохлада полезна всё же,
Скорее иду туда!

Спокойно у пруда и тихо.
Прохладно. И нет ни души.
Но пустота режет ухо -
Помяты кругом камыши!
И ужас пронзает тело -
Навзничь помещик лежит!
Душа улететь уж успела -
Камушком череп прошит!

И, завопив, как безумный,
Багрянский к деревне бежит:
Голос набата шумный
Собраться крестьянам велит.

Гомон в толпе, вопросы:
Али пожар? Али что?
Ктой-то курил папиросы
И подпалил гумно!

Тихо вы! Щучье отродье!
Исправник побагровел!
Вы не тупые, вроде!
Всем замолчать я велел!
Вы! Подлецы и Иуды!
Помещика кто убил?
Пойдёте на камены руды
Кто это зло совершил!

Разом все ахнули люди,
А Марфа упала без чувств:
С Прошкой теперь что будет?
Семью осиротил, хлюст!
Вдруг голосок раздался:
«Барина я убил!»
Назар на помост поднялся
И голову опустил.
В толпе нарастало сомненье:
- Назар, аль в своём ты уме?
Но он уже принял решенье
И не сомневался в себе.
Случайно Прошку он встретил
С безумной тоской на челе.
Тогда вот и заприметил
Недобрую весть на селе.

И, вразумев всё это,
Назар пожалел стервеца:
«Отправив его на край света
Я сам надоумил гонца!
Хотел я, чтоб было как лучше,
А вышло ведь всё ж как всегда!
Теперь виноват я больше!
Эх, зря говорил я тогда!»

Вот так он молчал и думал,
Багрянский сказал: - В острог!
Надеюсь, старик, ты понял
Какой над тобою рок?
Если тебя не повесят, -
Скоро в Сибири сгниёшь!
Молчишь? Там тебя и проучат!
Сразу всё сам ты поймёшь!
Людям Назар поклонился:
- Простите, прощайте, дай Бог
Всё в Радове переменится!
А я, в общем, сделал что мог!
Видно судьба такая!
Таков мой тяжелый крест!
Но жизнь-то прожил не зря я!
Вижу я в том божий перст!

Прошло уж немало времени
Читатели спросят: «А он?»
Избавясь от тяжкого бремени,
Теперь он не Прошка, а Прон!
В башке его мысли скверные:
Он против царя и орла!
И планы он строит коварные,
Чтоб старая жизнь загнила…
07.05.2003.

Эпилог от Есенина:

Я рад и охоте… Коль нечем
Развеять тоску и сон.
Сегодня ко мне под вечер,
Как месяц, вкатился Прон.
«Дружище! С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Приветствую с новой властью!
Теперь мы всех р-раз - и квас!
Без всякого выкупа с лета
Мы пашни берём и леса.
В России теперь Советы
И Ленин - старшой комиссар.
 
Дружище! Вот это номер!
Вот это почин так почин.
Я с радости чуть не помер,
А брат мой в штаны намочил.
Едри ж твою в бабушку плюнуть!
Гляди, голубарь, веселей!
Я первый сейчас же коммуну
Устрою в своём селе».
(С.Есенин, «Анна Снегина», 1925 год)

Мама! Ты была удивительным человеком! Всю свою короткую жизнь ты посвятила людям. Ради этого ты стала врачом! Тебя боготворили пациенты, ругаясь и ссорясь между собой, чтобы попасть только к тебе на приём! С тобой невозможно было пройти по улицам! Каждый малознакомый человек здоровался с тобой, а знакомый делился своими радостями и горестями, совершенно забыв о времени! Ты была приветлива со всеми, выслушивая каждого, вникая и сопереживая. Люди уходили от тебя морально удовлетворёнными, излив все свои переживания. И никто не понимал, а может, и не хотел понять, как тяжело было тебе. Невольно ты принимала всё на себя, с открытой душой. А люди всё шли и шли к тебе…

Итог получился печальным. Чужие невзгоды одолевали снаружи, рак - изнутри. Ты это чувствовала, знала, но не хотела этому верить! Вы, врачи, заставляете других ежегодно проходить флюорографию, заботясь о нашем здоровье. Почему же вы не заботитесь о себе? Ведь, если бы своевременно заметили… Ах, это вездесущее «если - бы»! Ты продолжала жертвовать собой - таков был твой путь, твой крест! И закончился он очень жестоко и несправедливо. В последние дни жизни ты увядала как цветок, но самое страшное - ЭТО БОЛЬ!!! Боль постоянная, нестерпимая, когда даже лекарства не могут помочь! НИКТО не может помочь! Ты один на один с болью, и смерть становится желанной избавительницей от мук.

Это сложно представить, тем более пережить. Выводя эти строки, у самого всё холодеет внутри. В Библии есть сказка про Иисуса Христа. Он жил для других, излечивал больных, а в итоге был осмеян, оплёван и распят! Он пошёл на крест ради других. Распятым он испытывал величайшие муки, ради других, пока не умер. Сказка ложь, да в ней намёк… Никто не знает, было это на самом деле или нет… А вот с тобой, мама, было! Всё это было на самом деле!

«Песня об Отчем доме мамы».

Куплет 1:
Мне снился дом, и вишни-яблони в цвету,
И в светлый сад я по тропиночке бреду…
Родные руки нежно тянутся ко мне,
И я лечу стрелой к единственной тебе!

Припев:
Ну, здравствуй, мам! Не нужно лишних слов!
Ласкает сердце мне твоя любовь!
С тобой в обнимку молча посидим,
И в тишине наставшей помолчим…
И вспомним, мам, с тобою Отчий дом,
Кусты шиповника, и розы под окном!
И речки шум, взахлёб собачий лай,
И трель сверчка, и звезд бездонный край!
И трель сверчка, и звезд бездонный край!

Куплет 2:
Мы с детских лет храним тепло родимых рук,
Любовь и ласку, мамин смех вокруг!
И колыбельную, и сказки перед сном,
И редкие минуты с мамою вдвоём!

Припев.

Куплет 3:
Любите матерей, любите!
И в сердце их тепло храните!
Любите матерей, любите!
И в сердце их Любовь храните!

17.03.2015.

Поздравление девятилетнего мальчика через тридцать три года:

Дорогая мама –
Нет тебя родней!
В этот день весенний –
Стало чуть теплей!

Было тебе тридцать,
Было – сорок три,
Правда две пятёрки
Так и не взошли!

Спи спокойно, мама,
Сны про жизнь смотри…
Как сыну этим летом
Будет сорок три…

17.03.2015.


Рецензии