Граф Шувалов
Летом — бортовой автомобиль.
Осенью — трактор «Беларусь» с прицепной телегой.
Зимой — гусеничный трактор с прицепными санями.
"Автовокзалом" считался "Путятинский Молокозавод".
По дороге до районного центра односельчане часто рассказывали истории о старинном селе Унгор. Одна из таких историй — о графе Шувалове — мне очень хорошо запомнилась, потому что она полностью соответствовала действительности...
А неоспоримые факты существуют и до сегодняшних дней.
В нескольких километрах от села Унгор стоит большой лес, и называется он «Шуваловским», об этом знают все жители села Унгор.
А вот рассказ о том, что происходило в селе Унгор в те далёкие времена, вы можете почитать далее...
Граф Шувалов, живший во времена царицы Елизаветы, был очень богатым и предприимчивым человеком. И поэтому у него по всей России находилась в его личной собственности недвижимость: заводы, земли, леса и крепостные крестьяне.
В селе Унгор, Рязанской губернии, он имел в личной собственности лес и крепостных крестьян.
Лес охраняли конные объездчики, и входить в него простому крестьянину строго запрещалось!
Однажды в село Унгор, во время уборочных работ, наведался с проверкой или каким-то другим вопросом сам Пётр Иванович Шувалов...
Остановился он в поле, где его крепостные крестьяне молотили цепами просо. Поговорил с ними об их житейских проблемах, словом, расположил их к себе своим обаятельным и внимательным отношением.
Один из крепостных крестьян спросил Петра Ивановича:
— Пётр Иванович, вы такой богатый человек — у вас столько крестьян и такой большой лес, не тяжело ли вам управлять таким большим хозяйством?..
Пётр Иванович улыбнулся, подошёл к мешку с пшеном и зачерпнул полную ладонь пшена. Потом подошёл к этому крестьянину, раскрыл ладонь и, взяв одно маленькое зёрнышко, ответил ему:
— Ваш лес, земля и крепостные крестьяне составляют вот такую маленькую долю от моего общего богатства, и управлять всем этим мне совершенно несложно.
Перед революцией, видимо, уже его сын планировал сделать железную дорогу: от станции Шилово до станции Вёрда (Сараевского района) с целью вывозки разработанного леса из села Унгор, а также в его планах были пассажирские перевозки людей по маршруту:
«Шилово – Путятино – Унгор – Васино – Можары – Сараи – станция Вёрда».
Но этим планам не суждено было сбыться: помешала революция 1917 года.
Подъезжая к районному центру и сидя на молочных флягах, пассажиры рейсового автобуса шутили:
– Не было б революции, ездили бы сейчас на электричке!
– И горя б не знали!
Возможно, в этой шутке есть доля правды.
Мне и сейчас трудно себе представить, что когда-то, перед революцией, можно сказать, цари пытались решить проблему никому не нужной глубинки. И уже в то время планировали сделать железную дорогу.
Не знаю, для кого как, а мы в своём селе всегда добрым словом вспоминали графа Шувалова!
И часто ругали революцию, которая загнала в тупик русские деревни своим бездорожьем.
А теперь, видимо, надо ругать наших депутатов.
Именно при них многие деревни исчезли с лица земли, и теперь эти места называют одним нехорошим словом – урочище.
И невольно думаешь: был бы сейчас граф Шувалов, то было бы всё совсем по-другому!
*Цеп — цепа: ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной деревянной ручки и прикрепленного к ней ремнем деревянного била.
Владимир Грачев,
п. Тазовский, 19.12.2019 г.
Свидетельство о публикации №219122500193
С уважением,Т.М.
Татьяна Микулич 13.07.2021 15:19 Заявить о нарушении
Владимир Грачев 2 14.07.2021 17:33 Заявить о нарушении