Граф Шувалов
Летом — бортовой автомобиль.
Осенью — трактор «Беларусь» с прицепной телегой.
Зимой — гусеничный трактор с прицепными санями.
«Автовокзалом» считался «Путятинский Молокозавод».
По дороге до районного центра, односельчане часто рассказывали истории о старинном селе Унгор.
Одна из таких историй - о графе Шувалове, мне очень хорошо запомнилась, потому, что она полностью соответствовала действительности...
А неоспоримые факты существуют и до сегодняшних дней.
В нескольких километрах от села Унгор стоит большой лес и называется он, «Шуваловским», об этом знают все жители села Унгор.
А вот рассказ о том, что происходило в селе Унгор - в те далёкие времена, вы можете почитать далее…
Граф Шувалов, живший во времена царицы Елизаветы, был очень богатым и предприимчивым человеком. И поэтому у него по всей России находилась в его личной собственности недвижимость: заводы, земли, леса, и крепостные крестьяне.
В селе Унгор, Рязанской губернии, он имел в личной собственности: лес, и крепостных крестьян.
Лес охраняли конные объездчики, и входить в него простому крестьянину, строго запрещалось...
Однажды в село Унгор, во время уборочных работ, наведался с проверкой или каким – то другим вопросом, сам - Пётр Иванович Шувалов...
Остановился он в поле, где его крепостные крестьяне молотили *цепами просо. Поговорил с ними об их житейских проблемах, словом, расположил их к себе; своим обаятельным, и внимательным отношением.
Один из крепостных крестьян спросил Петра Ивановича:
- Пётр Иванович, вы такой богатый человек - у вас столько крестьян, и такой большой лес, не тяжело ли вам управлять таким большим хозяйством?..
Пётр Иванович улыбнулся, подошёл к мешку с пшеном и зачерпнул полную ладонь пшена. Потом, подошёл к этому крестьянину — раскрыл ладонь, и, взяв одно маленькое зёрнышко, ответил ему:
- Ваш лес, земля, и крепостные крестьяне, составляют вот такую, маленькую долю от моего общего богатства и управлять всем этим мне, совершенно несложно.
Перед революцией, видимо уже его сын, планировал сделать железную дорогу: от станции – «Шилово», до станции – «Вёрда» (Сараевского района), с целью вывозки разработанного леса из села Унгор, а также в его планах были пассажирские перевозки людей по маршруту:
«Шилово» – «Путятино» – «Унгор» – «Васино» – «Можары» – «Сараи» - станция «Вёрда».
Но этим планам не суждено было сбыться, помешала революция 1917 года...
Подъезжая к районному центру и сидя на молочных флягах, пассажиры «рейсового автобуса» шутили:
- Не было б революции, ездили б сейчас на электричке!
- И горя б, не знали!
Возможно, в этой шутке, есть доля правды...
Мне и сейчас трудно себе представить, что когда – то, перед революцией, можно сказать Цари — пытались решить проблему, никому не нужной глубинки. И уже в то время, планировали сделать железную дорогу...
Не знаю? Для кого как! А мы в своём селе всегда добрым словом вспоминали графа Шувалова!
И часто ругали революцию, которая загнала в тупик русские деревни — своим бездорожьем...
А теперь, видимо, надо ругать — наших депутатов...
Именно при них, многие деревни исчезли с лица земли, и теперь эти места называют одним нехорошим словом - «Урочище».
И невольно думаешь, был бы сейчас граф Шувалов - то было б всё — совсем по - другому!
*Цеп — цепа: ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной деревянной ручки и прикрепленного к ней ремнем деревянного била.
Владимир Грачев,
п. Тазовский, 19.12.2019 г.
Свидетельство о публикации №219122500193
С уважением,Т.М.
Татьяна Микулич 13.07.2021 15:19 Заявить о нарушении
Владимир Грачев 2 14.07.2021 17:33 Заявить о нарушении