Поезд Баку-Нахичевань

  Поезд "Баку-Нахичевань" скрипел и визжал всеми своими металлическими суставами. Ему было тяжело.
Астматически дыша, он, потихоньку, продвигался вперёд.
 А я стоял в тамбуре и курил. Сквозь треснутое стекло тамбурной двери я вглядывался в азербайджанский ландшафт, как  в замедленную киносъемку и вспоминал начало этой командировки.

   А началось моё путешествие с вызова в кабинет к начальнику отдела, Шлыкову Ивану Константиновичу.
    Невысокого роста, рыжий, с постоянно красным лицом, от повышенного давления, он был беззлобным и безвредным, старым членом КПСС.

  Когда он сидел за рабочим столом, то принимал позу обиженного, взъерошенного воробья. И, вообще, он походил на красную, настороженную птицу, на красного воробья. Есть ли, такие, в природе, или нет, я не знаю, но красного воробья я видел постоянно, между командировками.

  Так вот, вызвал он меня в кабинет и говорит,
-Некому в Нахичевань слетать. Я знаю, что ты, только, что вчера вернулся из Ташкента, но дело неотложное, да к тому же ты - холостой. Вот тебе и карты в руки.

-Но Иван Константиныч, - попробовал возразить я.

-Без всяких "но"! –
Мягко сказал он.
-Надо! Наши товарищи из Нахичеванского, стеклотарного завода прислали телеграмму. Надо срочно вылетать.

   Шёл 1989 год. На Кавказе было не спокойно. То и дело между Азербайджаном и Арменией вспыхивали вооруженные стычки.
 Горбачёв, под влиянием "Евросоюза", совсем отпустил вожжи управления СССР, и руководители всех союзных и автономных республик понеслись в разные стороны, с уклоном в ярый национализм.
 
    Невзирая, на военные действия в Азербайджане, мне пришлось ехать. Приказ, есть приказ!
Чтобы увидеть красоты Кавказа, я решил добираться до Баку поездом. Из самолёта не увидишь колоритные пейзажи и ландшафты кавказских ущелий и гор.

    В Баку поезд пришёл по расписанию. И тут, началось! По громкоговорителю объявили:
 -"Отправка поезда до Нахичевани, временно задерживается!".
 Среди толпы пошёл слух, что на территории Армении, через которую проходит железнодорожный путь в Нахичевань из Баку, на станции Мегри, армянские боевики, залили небольшой участок полотна бетоном.
И, пока правительства обеих республик, договариваются о разблокировки дороги, поезд сегодня в Нахичевань не пойдёт.

    Здесь надо сказать, что Нахичевань, это административный центр Нахичеванской азербайджанской автономной области, в составе Армянской ССР!
Коммунисты хитро делали, нарезая такие административные центры, по национальному признаку, в составе других республик.
Думали, что народы никогда не захотят воссоединиться, или отделится. Но время всё расставило по своим местам, а виноватым, впоследствии, за проделки большевиков, оказался весь русский народ.

  Кто-то крикнул,
-Надо самолёт покупать! Неизвестно, когда они договорятся!

 Основной костяк пассажиров побежал на автобусную стоянку. Я за ними. Быстро залезли в автобус, и он тронулся в сторону аэропорта, благо он находился недалеко от города.

  В аэропорту быстро договорились насчёт самолёта, но тут, разнеслась весть, что железнодорожное полотно разбетонировали, по-русски – отдолбили и можно ехать поездом.

   Все снова ринулись к автобусу, чтобы добраться до железнодорожного вокзала.
И точно, по прибытию на вокзал, мы услышали объявление, - "Пассажирский поезд "Баку-Нахичевань", будет отправляться через час. Но азербайджанский час занял пять часов.

   И что я ещё отметил, про себя, что люди на Кавказе никуда не торопятся и время для них, показатель – относительный, кроме суматохи на вокзале.

   Заняли места, согласно купленным билетам. Это я, конечно, смеюсь, - все сели, как хотели и куда хотели,- такая, вот восточная демократия!
Поезд тронулся…

  И вот, я стоял в тамбуре и курил. Вдруг старые тормоза, разболтанного состава, завизжали… и поезд остановился.
Испуганный проводник - азербайджанец, пробегая мимо меня, тоненько пропищал,
-Боевики, надо прятаться,  -
 И закрылся у себя в купе на все замки.

    Раздались автоматные очереди. Видно лупили, прям, по вагонам. Окно, в двери тамбура, звонко тренькнуло и рассыпалось, а пуля вжикнула мимо моего уха и впилась в стену, к которой я стоял, прислонившись.

-Да, дела!
Вслух сказал я, и по стенке сполз на пол. И тут, по вагону раздался мощный топот, чьих-то  ног.
То были армянские боевики, сражавшиеся за Нагорный Карабах.

  Влетая в тамбур, один из бородачей, наставил на меня автомат, и спросил,
-Русский?

-С утра был русский, - пролепетал я  - Русский, русский, еду по работе.

-Какая, брат, работа? Вайна кругом! Надо ваевать!
Поучил он меня, но палец со спускового крючка АКМ, убрал.

-Так у нас в Москве войны нет. СССР – дружба народа!
Пытался отговориться я.

-Так, это у вас в Москве, а у нас здесь – Вайна!
Поражённый моей неосведомленностью, прорычал горный брат.
-Где проводник?
 Спросил автоматчик.

-А чёрт его знает. Часов пять его уже не видно.
Ответил я, глядя на дуло автомата, заплетающим языком.

-Боятся, как только на нашу территорию заезжают, так прячутся, как шакалы. А ты, брат, не хочешь, помочь армянскому народу, в его святом деле, по защите Степанакерта?
Видя, моё замешательство, он продолжил,
-Ладно, я пашутил, каждый должен защищать, свою Родину! Есть свой шашлык-машлык, и пить сваё вино!
И скрылся в соседнем вагоне.

   Я, как сидел, на корточках, на полу  тамбура, так и остался в таком же положении, боясь поднять голову к уровню разбитого окна.
Да и в ногах чувствовалась дрожь.
Сколько поезд стоял, час-два, не помню, но только, скрипнули рессоры и поезд медленно, с  растяжкой, тронулся.

  Отрезок пути, в этом месте, между Азербайджаном и Арменией, проходящий через армянский город Мегри, минимальный, может – пятьдесят, а может сто километров.
По нашим российским меркам, это – ничто!
Но мне эта дорога, в условиях войны, растянулась на целую Жизнь!

   Когда поезд подтянулся к железнодорожному вокзалу Нахичевани, то показался испуганный проводник.

-Я всё слышал! Ты, брат, настоящий брат! Ты спас мне жизнь, не сказал бандиту, где я спрятался. Возьми в награду эту бутылку хорошего, нахичеванского коньяка и выпей с друзьями за мир на Кавказе!

   Да, Иван Константиныч, подсуропил. Теперь я понял, почему все сотрудники отдела отказались ехать в командировку в Нахичевань.
И даже, хорошие командировочные и десять процентов, от суммы договора, никого не соблазнили.
А тут я, приехал из трёхмесячной, среднеазиатской командировке, где, кроме кулачных боёв, местного масштаба, между узбеками и турками-месхетинцами, ничего больше не происходило.
Я слышал, что в закавказских, братских республиках неспокойно, но не до такой степени.

   В то время, в моём сознании, было прочно вбито, что СССР, это – Навсегда! Что СССР, это  - моя Родина! А, тут, какая-то война! Уму непостижимо!

  В следующем рассказе я опишу свою жизнь в Нахичевани. И, как я ходил через отсутствовавшую границу СССР в Иран. Это было в 1989 году.

Евгений
Шапорев
29.12.2018 г.


Рецензии