Трубная площадь

Продолжение (начало "Трубная площадь" - http://www.proza.ru/2015/04/26/218)

Но через полгода 27 февраля 1967 я уволился с работы и забрав из СКГМИ документы в марте 1967 приехал в Москву, чтобы два месяца отучившись на подготовительных курсах при МАрхИ вновь поступать в институт.
Тогда поезда из Орджоникидзе приходили на казанский вокзал. По приезду я сдал чемодан в камеру хранения, спустился на вокзале в санпропускник (вокзальную баню) и помывшись получил справку о том, что я "чистый". Такую справку нужно было предоставлять при заселении в общежитие, а баня на Казанском имела право выдавать их, может потому, что вода в душе подавалась с мощным напором, и это правда. Но как оказалось, что я был не таким предусмотрительным - во второй раз я приехал слишком рано - еще не давали общежития для абитуриентов, и я остался в день приезда в Москву без ночлега, хорошо, что налегке. Присел я на лавочку бульвара перед "Трубой" и соответственно рестораном "Узбекистан", на Неглинке (открылся в 1826 году), чтобы обдумать что делать дальше, а тут ко мне подходит мужик, заводит разговор и быстро узнает все, что ему надо, и в результате уводит меня к себе домой на ночевку, одновременно зарабатывая на бутылку вина, из которой он принудил и меня выпить пару рюмок. А жил он тут недалеко, в одном из переулков, примыкающих к Трубной улице. Он еще несколько бутылок за несколько дней уговорил за мой счет, познакомил со своей дочерью, моего возраста, пытался быть мне гидом по Москве, отрабатывая или зарабатывая стакан свой насущный. Но эти несколько дней до моего второго заселения на Трубу прошли быстро и это нежданное знакомство закончилось также легко, как и началось.

Конкурс в МАрхИ опять оказался большим - шесть человек на место. На сей раз, заточив мастерство на подготовительных курсах, получаю за рисунки: тройку и четверку, что открывает возможности для сдачи остальных экзаменов без придирок со стороны экзаменаторов.
По совпадению я опять оказался в той же первой комнате на втором этаже, сразу за лестницей слева по коридору. Частично изложено в рассказе "Миллер" http://www.proza.ru/2019/12/10/1785.
Надо сказать, западный фасад общежития выходил прямиком во двор ресторана "Узбекистан" куда из окон мы выбрасывали в кусты молочные и кефирные пакеты-тетраэдры, остававшиеся от наших завтраков и ужинов - булочка с кефиром. Мы - это те, кто жил со мной, я же был паинька и хорошо помнил В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?". Не каждый вечер, но часто во дворе ресторана громко играла музыка, пелись страстные песни до полуночи, под которые трудно было уснуть. После экзамена по рисунку, когда разъехалась основная масса абитуриентов, нам удалось узнать важную тайну: рядом с окном комнаты посередине коридора, во двор ресторана вела металлическая эвакуационная лестница, по которой мы несколько раз поздно вечером спускались, и уговаривали официанток нас подкармить, которые и сами были не прочь это сделать. Так заочно мы познакомились с ресторанным меню: тандырная лепешка, плов, цыплёнок-табака, шашлык, правда все блюда доставались нам холодными. а греть их было не на чем.
В этот, 1967 год, я стал студентом МАрхИ.
И еще, уже в последний раз, я оказался на "Трубе" и провел там несколько месяцев уже во время дипломного проектирования, на втором этаже в одной комнате (последней справа) в компании c Ованесом Задикяном и Бубакаром Мессаудом. В ней, как и в остальных на Трубе, институтские службы построили из деревянных досок и брусьев наклонный каркас на котором каждый из нас мог установить по 6 подрамников 1х1 метр в 2 яруса. Я выполнял проект нового здания МАрхИ на потенциальной площадке по улица Жданова (ранее и ныне Рождественка) 13 () под руководством Михаила Осиповича Барща (1904-1976), как и с 3-го по5 курс. То есть тогда ему было почти как мне сейчас - 72 года, он преподавал в МАрхИ с 1935 года, а с 1947, за год до моего рождения, уже в качестве профессора, то есть к моменту моего диплома его стаж в МАрхИ составлял почти 40 лет. Кстати мы втроем были у него в гостях в его Московской квартире, познакомились с его сыном, почти нашим ровесником.
Корпус планировалось построить в целях увеличения числа студентов МАрхИ втрое, для здания предполагалось занять западную часть двух кварталов слева и справа от Храма "Святителя Николая Чудотворца в Звонарях" (1762—1781) от Сандуновского до Большого Кисельного переулка, в котором в те времена находилась кафедра рисунка МАрхИ. Диплом шел очень трудно, в том числе потому, что по просьбе М.О. больше месяца от дипломного времени я занимался подготовкой чертежей для ЦНИИЭН "Жилища" по мотивам моего предыдущего проекта 5 курса "Многоэтажный жилой дом, башню". В этом проекте почти математическими методами была реализована сумасшедшая идея - общая комната (гостиная) любой квартиры на всех этажах дома была в два света, т.е. имела 2 яруса окон, внутриквартирную лестницу на второй этаж к спальням, антресоль с библиотекой. До сих пор интересно, что там в ЦНИИЭН с моим проектом сделали, может выпустили  проект типового или экспериментального дома?
Тему диплома, естественно выбрал я, как продолжение работы по совершенствованию архитектурного образования http://www.proza.ru/2017/04/19/1628, а Михаил Осипович от меня в дипломе ожидал, что я найду и функциональное содержание и форму мастерской преподавателя-архитектора, как основной ячейки образовательного процесса архитектурному проектированию. У меня, конечно, получились интересные большие комнаты с наклонным восточным остеклением и прекрасными видами на городскую застройку. Но, видимо, сначала нужно было выработать концепцию мастерской-преподавателя, тотально обсудить это с М.О., а только потом искать объемно-планировочные идеи самого здания, но все пошло как-то наперекосяк, в итоге я не справился с задачей и поэтому и я сам и М.О. были разочарованы результатом.

P.S.
- на фото вход в ресторан "Узбекистан", в правом верхнем углу одно из окон второго этажа общежития "Труба".
- Чайная церемония - http://www.proza.ru/2014/01/13/1136
- Михаил Барщ, С.О. Хан-Магомедов ISBN:978-5-91566-010-5
- Миллер - http://www.proza.ru/2019/12/10/1785
- О совершенствовании архитектурного образования http://www.proza.ru/2017/04/19/1628


Рецензии
Интересно было прочитать! Я уже всё забыл и даже забыл есть ли у меня тут такие воспоминания. Помню, что в первый год у меня были только 5 и 4 и одна двойка по черчению, которая подарила мне мосводопровод:))))) http://www.proza.ru/2007/08/10-109

Сергей Чибисов   08.01.2020 19:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.