Хроника 42 и 53 ДБАП с 01. 03. 40 г. по 08. 03. 40

Хроника 42 и 53 ДБАП с 01.03.40 г. по 08.03.40 г.

*****
Двенадцатый боевой вылет 42 ДБАП. 01.03.40 г.

«Решительно бороться за экономию горючих и смазочных материалов» призывает передовица «Красной звезды» за 1 марта 1940 года.

Пробежав глазами эту статью, мне четко представилась картина загрузки «мозгов» техсостава эскадрильи, скажем, помощником комиссара по комсомолу по этому поводу. Была такая штатная единица в то время в РККА.

Собрал «штатный» комсомолец технарей, механиков и мотористов возле машины командира эскадрильи под утро, статью зачитывает. А холод под промасленные фуфайки пролезает. Ежатся ребята, с валенка на валенок переминаются, слушают как будто призывы комсомольца, но у каждого свое на уме. Всю ночь машины к боевому вылету готовили. Скорей бы в тепло, да ткнуться в подушку, забыться на несколько часов. А тут тебе даже робу, промасленную насквозь, в бензине простирнуть запрещают! Грозятся в неблагонадежные тут же зачислить, коли застукают за действом сим неблаговидным. Да чем же ее отстирывать то? Любопытно, однако, отец мой будучи авиамехаником в Отечественную стирал свою спецодежду, а по сути гимнастерку и галифе, только в бензине, а «мазут» с рук сдирал содой. И это было в норме…

И так, что же «втирал» наш гипотетический комсомольский вожак технарской братве при импровизированной политинформации по поводу бережного отношения к горюче-смазочным материалам, отпускаемых по нормам?

«Еще в первую мировую империалистическую войну вопросы снабжения армий горючим являлись предметом серьезных забот воюющих стран. Уже тогда широко практиковались автоперевозки, началось применение авиационной и танковой техники. Потребовался огромный расход горючих и смазочных материалов.

К настоящему времени потребление горючего и смазочных масел неизмеримо возросло во всех армиях и не только на полях сражений, но и в мирной обстановке. Это особенно ярко видно на примере нашей Красной армии, самой мощной по своему техническому освещению.

На XVIII съезде партии народный комиссар обороны маршал Советского Союза товарищ Ворошилов в своей речи привел цифры роста моторизации Красной армии. За период с 1934 по 1939 год этот рост выражается в 260 проц. На одного красноармейца у нас приходится 13 лошади-ных сил!

Наша армия имеет могущественнейшую авиацию, колоссальные парки танков, автомобилей и тракторов. Вся эта замечательная техника живет, действует на горючем. Из опыта современных войн известны примеры, когда механизированная часть, оторвавшаяся от базы снабжения горючим и смазочным материалом, теряла боеспособность и не выполняла своих задач. С горючим теперь связано все — и техника, непосредственно участвующая в боях, и техника органов снабжения войск.

Наша родина не жалеет горючего для нужд мирной учебы войск, тем более для одержания побед над врагом на фронтах. Наша страна — страна нефти. Армады советских самолетов, танков, автомашин обеспечиваются высокоразвитой нефтяной промышленностью.

Как и во всех вопросах экономической жизни страны и ее обороны, в снабжении нефтью, горючим мы ни от кого не зависим. Однако это обстоятельство отнюдь не означает, что можно беспечно расходовать горючее. Наоборот, принимает ли начальник бензин с базы, заправляет ли моторист самолет, ведет ли водитель свой танк, —  они всегда должны помнить, что имеют дело с драгоценным топливом, основой жизнеспособности машин, что родина доверяет им расходование такого продукта, который, как и уголь, является необходимой базой высокой обороноспособности страны.

Войска получают горючее и смазочные материалы по определенным нормам соответственно назначению и типам машин, с учетом характера местности округов и времени года. Эти нормы вполне обеспечивают бесперебойную работу машин, позволяя извлекать из них максимум боевого эффекта. Эти нормы — предел того, что можно расходовать.

В частях и складах, где умеют по-настоящему беречь социалистическую собственность, никогда не расходуют горючего выше норм. Наоборот, в таких частях и складах добиваются большой экономии, сберегая каждую каплю драгоценного топлива.

На складе, где начальником тов. Гуменюк и комиссаром тов. Горбач, внимательно следят за тем, чтобы в резервуарах и бензопроводах не было и ничтожной течи. Тут регулярно замеряют наличие бензина, следят за его уровнем, добиваясь, чтобы ни одна капля не пролилась на землю. За последний квартал прошлого года во время хранения склад сэкономил 5.389 кг. горючего.

Тот, кто заботится о каждой капле горючего, у кого это вошло в плоть и кровь, тот легко сэкономит много литров драгоценной жидкости. А всякий, рассматривающий горючее, как воду, безразличный к тому, что бензин каплет из шланга, из худой воронки, становится растратчиком государственных средств.

К сожалению, еще не изжиты случаи варварского обращения с горючим. Еще можно кое-где увидеть, как бензин прямо из бочки наливается в ведро и при этом расплескивается на землю. Нечего греха таить, имеются у нас отдельные мотористы, водители, которые не прочь мыть детали первосортным бензином и даже выстирать в нем свой комбинезон.

В N части за три месяца перерасходовано свыше 5 тонн автогорючего. Ни помощник командира части тов. Окунев, в первую очередь отвечающий за сбережение горючего, ни партийная организация не ведут никакой работы с водительским составом. Здесь не пресекают случаев халатного отношения к бензину и смазочным материалам.

Можно сэкономить государству тысячи тонн горючего. Для этого требуется только одно — сознательное, коммунистическое отношение к народному добру, соблюдение элементарных технических требований. Летчик, если он добросовестно использует высотный корректор, без всякого ущерба для боевой подготовки, сбережет сотни литров дорогого авиатоплива. Шофер, если он заботится о регулировке карбюратора, умело ведет машину, внимателен к каждой капле горючего при заправке, также легко сэкономит много топлива. Бензин и смазочные материалы проходят через множество рук, и, если каждый делает свое дело аккуратно, целые тонны авиационного и автомобильного горючего сохранятся на наших базах. Эти тонны нужны стране, нужны армии. Они будут с большой пользой применены в промышленности, на со-циалистических полях, в боях Красной армии с врагами родины.

Войска всегда имеют необходимый запас горючего и должны его иметь. Обязанность каждого командира и комиссара, всего личного состава частей — всячески беречь эти запасы, ибо от них в огромной мере зависит боеспособность. Расточительность здесь равносильна снижению боеспособности. Поэтому весь начальствующий, рядовой и водительский состав обязан бороться за бережливое отношение и экономное расходование горюче-смазочных материалов и ни в коем случае не допускать потерь их при перевозке и заправке, при эксплуатации машин.

Пора покончить с имеющимися еще фактами барской расточительности горючего. Некоторые начальники заставляют по нескольку часов прогревать на улице мотор машины, в ожидании, пока они закончат дела и снова поедут. Такие факты нередки, например, в Академии им. Фрунзе (начальник гаража тов. Ротмистров). Неслучайно здесь умудрились в течение одного месяца перерасходовать... 9 тонн автобензина.

До минимума сократить расход горючего на прогрев мотора, особенно в полевой обстановке — такова неотложная задача каждого начальника, водителя. Надо широко использовать танковые, самолетные обогреватели, укрывать машины брезентом, капотами, применять незамерзающие смеси и антифриз в системе охлаждения двигателей.

Давно уже пора по-большевистски взяться за ликвидацию холостых пробегов машин. Надо так организовать работу транспорта, чтобы исключить холостые пробеги. Это может сделать каждый начальник, если он четко организует парковую службу в стационарных и полевых условиях, если все будут мобилизованы на борьбу за образцовое хранение и экономию горючего и смазочных материалов.

В системе снабжения горючим большое значение имеет тара. Надо беречь каждую бочку из-под бензина и масла, памятуя, что без тары не может быть нормального снабжения войск горючим и смазочным материалом.

Борьба за бережливое хранение и экономию горючего немыслима без постоянного, тщательного контроля и точного учета. Везде должна строго соблюдаться форма учета. Каждым, кто от этого уклоняется, вносит путаницу, мешает делу экономии горючего. Точный учет стимулирует бережное отношение к бензину. Если водитель твердо знает, сколько получил бензина, если его контролируют, он, естественно, экономнее расходует горючее.

Политаппарат, партийные и комсомольские организации частей должны поднять весь начальствующий, рядовой и водительский состав на борьбу за отличное хранение и экономию горючих и смазочных материалов, воспитывая в каждом коммунистическое отношение к народному добру.

Необходимо всемерно поощрять всех, кто показывает образцы хранения и экономии горючего, широко используя для этого премиальные фонды.

Экономия горючего и смазочных материалов — важнейшее государственное дело, требующее к себе повседневного внимания командиров, комиссаров и всей красноармейской общественности».

Ну что тут скажешь? Цель определена. Источники и причины потерь народного добра указаны, потенциальные транжиры назначены, методы и способы борьбы с негативным явлением указаны, исполнители и контролеры налицо. Все товарищи! Задачу поняли? Вопросы есть? Вопросов нет! По местам!.. И рассыпалась братва по своим машинам «докручивать гайки»…

Видимо ничего существенного 1 марта 1940 года на палях сражений Второй Мировой не произошло, так как в «Красной звезде» ни одной строчки по этому поводу, но вместо этой традиционной уже информации предложу обзор обширной на 2/3 страницы статьи некоего И. Ермашева под названием «Погибшие иллюзии», которая предварялась двумя любопытными пророческими эпиграфами:

«Линия стратегии союзников ясна и они, наверное, не отойдут от нее. Рано или поздно придет время, когда Германия будет искать мира». Лорд Крэнборн. («Форейн Афферс» №2 1940 г.).

«Союзники победят, но быть может нам придется ждать до тех пор, пока улицы Гамбурга зарастут высокой травой». Спрайт, бывш. помощник министра английской авиации. (Там же).

Трудно предположить, чтобы именно эта статья прошла мимо внимания политотдела какой-нибудь части РККА, тем более полков ДБА. Однозначно политруководство полков проработало с личным составом данный идеологически и политически значимый для того момента материал. Нет ни малейшего желания как-то его комментировать, а значит извращать на потребу текущего дня, пусть останется таким, каким он был для восприятия людей в мундирах с петлицами, а уж как они его восприняли, нам, увы, уже не узнать…

«Первая жертва, павшая в начале войны, была правда» меланхолически заметил старый английский пацифист лорд Понсонби. Но по мнению автора статьи, все «… проще и ясней: война, разразившаяся в Европе шесть месяцев назад, была спровоцирована империалистическими правительствами… Не так-то легко … заставить народные массы уверовать, что война началась только в результате того, что польско-германский спор из-за Данцига перерос в вооруженный конфликт и что «демократические» державы извлекли меч из ножен во имя установления «лучшего порядка в мире… В течение всех последних лет англо-французский империализм стремился … спровоцировать германо-советскую войну. На этом пути руководящие круги британского империализма зашли очень далеко. И если … буря разразилась над их собственной головой, то это является следствием «ошибки в расчете».

Реальные интересы Германии привели ее к необходимости установить дружественные от-ношения с самой крупной, могущественной и миролюбивой державой — страной социализма, Советским Союзом… Но не только в этом заключалась «ошибка в расчете».

Капитализм больше не является полновластным господином мира. Если правящие круги англо-французской буржуазии полагали, что они вольны по-своему распоряжаться судьбами народов и передвигать их, точно пешки на шахматной доске, то это оказалось величайшей иллюзией! …куда завела их политика, главным принципом которой является заставить других таскать каштаны из огня? Ушло то время, когда британская буржуазия могла с успехом проводить политику, которая, как гласит народная английская пословица, состоит в том, чтобы «бежать вместе с зайцем и гнаться за ним вместе с охотником!»

Член британского правительства Семюэль Хор заявил: «Главная идея нашей войны чрезвычайно проста. На суше мы занимаем оборонительную позицию. Мы готовы встретить атаку с воздуха. На море флот защищает нашу собственную торговлю от нападения противника и является инструментом нашего наступления на экономическую жизнь врага».

Это стратегия измора в самом «гнусном» виде, как сказал бы старый фельдмаршал Мольтке. Од-нако в лагере англо-французского блока отнюдь нет уверенности в том, что эта стратегия будет увенчана победой.

… вот уже шесть месяцев, как военные сводки союзников могут быть сведены к одной фразе: «На западе без перемен». Весь мир наблюдает единственную в своем роде картину, когда «союзные армии до сих нор ничего не делали, кроме того, что съедали запасы». Эта убийственная характеристика, данная Энгельсом англо-французским армиям во время Восточной войны 1853—1856 гг., еще в большей степени относится к нынешним союзникам, обретающимся на берегах Рейна и Мозеля!

Сиятельный лорд Крэнборн, бывший постоянный помощник британского МИД, в январском номере «Форейн Афферс» пишет:

«Бросить наши армии на грозные стены линии Зигфрида было бы бесполезной тратой сил, которые могут сыграть решающую роль в более поздней стадии войны. Каков, в конце концов, убедительный урок современной войны? Оборона сильнее наступления. Союзники могут выжидать. Они имеют в своем распоряжении одно оружие, которое более могущественно, чем любое оружие Германии, а именно — оружие экономической войны. Хотя верно, что центральное положение Германии дает ей огромное военное преимущество, ибо она по своему желанию может передвигать свои войска с Востока на Запад, тем не менее в экономической области, наоборот, центральное положение не благоприятствует ей. Так как она находится в центре, то она может быть подвергнута блокаде. На ее шею может быть накинута петля, и медленно, но верно она может быть задушена. Германские торговые суда уже исчезли с поверхности морей, у нее отнята возможность получать в дальнейшем некоторые важные военные материалы... Медленно, неуклонно петля затягивается все туже. И если только Германия не добьется ужасной ценой победы на поле сражения, она в конце концов будет вынуждена капитулировать».

Нынешняя группировка сил на международной арене привела к тому, что такое острое и излюбленное оружие британского империализма, как блокада, оказалось притупленным и во всяком случае гораздо менее действительным, чем вовремя первой империалистической войны, когда Германия была почти со всех сторон окружена враждебными армиями и флотами.

Для того, чтобы блокада, т. е. «экономическая война», представляла смертоносное оружие, англо-французский блок должен был бы располагать в Европе положением гегемона и держать в своих руках «равновесие сил». Этим как раз он не располагает.

Современным агрессорам не удалось вовлечь в войну остальные крупные державы Европы, а это предопределяет и явное нежелание малых и средних стран покорно следовать в фарватере поджигателей войны. Советско-германское сближение является величайшим фактором сохранения мира в остальных частях Европы. Англо- французскому блоку не удалось пока при-влечь на свою сторону Италию, а те малые страны, которым была оказана сомнительная честь в виде предоставления им «британской гарантии», имеют все основания тщательно подумать, прежде чем решиться на такой роковой шаг, как вступление в войну на стороне англо-француз-ского блока. Судьба Польши, с холодной расчетливостью, брошенной союзниками в огонь, является достаточным предостережением для тех, кто попытался бы связать себя с блоком англо-французских империалистов.


Если на западном фронте до сих пор не было опустошающих сражений и еще не пролиты моря крови английских, французских и немецких трудящихся, одетых в солдатские шинели, то человечество обязано вовсе не тому факту, что нынешние агрессоры обрели якобы «чудодейст-венное оружие» экономической войны. Все человечество и в особенности миллионы английских «Томми» и французских «Пуалю» обязаны великой стране социализма, великому Сталину, расстроившим самый коварный заговор реакционнейших кругов капиталистического общества и спасшим всю остальную Европу и весь мир от кровопролитной бойни.

…вне англо-французского блока остаются только три крупных капиталистических державы: Соединенные Штаты Америки, Япония и Италия. Из этих трех держав одна — Япония сама завязла в длительной и изнурительной войне в Китае.

Американской империализм склоняется к поддержке англо-французского блока, ибо и он заинтересован в том, чтобы война в Европе разрасталась и велась по британскому методу — «чужими руками», но к выгоде Уолл-стрита, а не Сити. Американский империализм не только обирает своих «европейских друзей», поставляя им, военное снаряжение, но заодно вытесняет их из наиболее важных мировых рынков —  Центральной и Южной Америки и Тихоокеанского бассейна. «Спасение цивилизации и демократии» является, таким образом, коммерческим предприятием, на которое уповают во всех небоскребах Уолл-стрита.

Поддержка, оказываемая финансовым капиталом США на условиях весьма высокой процентной ставки англо-французскому блоку, является одним из важнейших факторов, затягивающих войну в Европе. Но она не настолько меняет соотношения сил, чтобы обеспечить ему победу.

Остается Италия. До сих пор от позиции Италии выигрывала больше Германия, чем Англия и Франция. Не исключено, правда, что англо-французский блок попытается силой заставить Италию выступить против Германии. Концентрация британских войск в Египте, в англо-египет-ском Судане и в Кении, т. е. в непосредственной близости к итальянским колониальным владениям в Северо-Восточной Африке, в частности на границах Абиссинии, должно как бы напоминать «Римской империи»: «Брат, готовься к смерти!»

…англо- французский блок, затягивая воину и перекладывая ее тяготы на плечи трудящихся, обостряет положение не только в метрополиях, но и в колониях. Колониальные народы, находящиеся под железной пятой англо-французского империализма, внушают немалую тревогу претендентам на роль «спасителей цивилизации» и вершителей судеб человечества. И в этом заключается одна из причин концентрации англо-французских войск в Египте и Сирии, ибо как раз здесь находятся решающие узлы крупнейших колониальных империй. Англо- французский блок уже сейчас весьма обеспокоен состоянием своего колониального тыла!

Единственно, что поджигатели войны могли бы записать в свой актив — это авантюра белофинского барона Маннергейма, которая была призвана создать новый фронт в Северной Европе. Теперь, когда конец этой авантюре близок и лондонские и парижские хозяева Маннергейма оказываются перед еще одной погибшей иллюзией, они развели бешеную активность, чтобы втравить в войну Швецию и Норвегию. Как известно, их постигла неудача.

…сколько надежд генеральные штабы Англии и Франции возлагали на авантюру финской белогвардейщины! «Вооружая финнов, мы поступаем так, как если бы сами вели войну», газета «Матен»; «Финляндия —  сегодня авангард Запада», газета «Журналь»; Финляндия является «бастионом в крепостном поясе Великобритании», газета «Дейли Мейль»; «бои, идущие в Финляндии, — это бои второй мировой войны», газета «Манчестер Гарднен».

Надеждам на создание фронта на Севере не суждено осуществиться. Англо-французский блок может зарегистрировать поражение на том фронте, которому он столь откровение придавал большое значение. Если блок агрессоров думал здесь одержать победу, то это оказалось и не могло не оказаться иллюзией, очень дорого стоящей иллюзией.

Но в лагере поджигателей войны… не склонны трезво оценить положение, создавшееся в итоге шести месяцев войны, и последствия, которыми она чревата. Наоборот, лозунгом агрессоров является: «Damn the consequences!» («Да будут прокляты последствия!»).

Но тем хуже для капитализма!

И. ЕРМАШЕВ.
 
А на нашем финском фронте случилось следующее:

ОПЕРСВОДКИ ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 1 марта на Карельском перешейке наступление наших частей продолжало успешно развиваться. Наши части заняли: район водопада Паакколан-Коски на реке Вуокси, город Хейньоки, местечко Манниккала, станцию Тали на железной дороге Выборг — Сердоболь, южную окраину города Выборга и мыс Кейхясниеми на западном побережье Выборгского залива.

Противник поджигает город Выборг.

За период с 11 февраля по 1 марта нашими частями захвачено 922 оборонительных укрепленных пункта противника, из них 235 железобетонных артиллерийских сооружений, при этом потери противника составляют: 506 орудий, 2732 пулемета, 19 танков, 20 тысяч снарядов, 10 тысяч винтовок и свыше 14 миллионов патронов.

На остальных участках фронта не произошло ничего существенного.

Наша авиация вела активные действия по войскам и военным объектам противника. В завязавшихся воздушных боях сбито 11 самолетов противника.

Всего за период с 11 февраля по 1 марта включительно сбито 191 самолет противника. За тот же период наша авиация потеряла всего 21 самолет.

Аэродром Кречевицы. 1.03.40 г.
----------------------------------------------------

Олег Киселев о двенадцатом боевом вылете 42 ДБАП 1.03.40 лишь указал:

Точных данных у меня нет, всего ДБ-3 27 ДББ произвели 116 боевых вылетов. При налете на Элисенваару зенитным огнем сбит один ДБ-3 42 дбап.

В это день 1.3.40 г. 6 ДБАП совершил свой двадцать пятый боевой вылет:

Вылетел 41 самолет, произвели бомбометание по ж.д. узлу Пиексимяки и пост Тиенкаара. Сброшено 48 ФАБ-100, 140 ФАБ-50, 90 ЗАБ-50, 23 РРАБ-3, 4.800 листовок. Налет 205 часов. Экипаж 2 АЭ ст. лейтенанта Мелихова, штурман ст. лейтенант Гаврилов, стрелок-радист Марценюк, второй стрелок механик Асейкин, стал отставать от цели, до озера Суе-Ярви его сопровождал девяткой, экипаж пропал без вести.

Из архивной тетради историка Сергиенко узнаем следующие подробности:

«01.03.40 г. 42-ой ДБАП в составе 4-х девяток двумя эшелонами в период 11:15 – 16:24 выполнял боевое задание по разрушению цели НР 15 (3 девятки) и ж.-д. станции Сювяоро (1 девятка) с Н=1900-2200 м. Сброшено ФАБ-100 – 260 шт., ЗАБ-50 – 80 шт. Задача выполнена хорошо. В районе цели НР 15 ЗА вела сильный огонь. Разрывы ложились по высоте и направлению точно. Стрельба велась трассирующими снарядами.  В результате обстрела сбит прямым попаданием один самолет. Горящий самолет вошел в отвесное пике, с дальнейшим переходом в плавный штопор. Падение самолета зафиксировано в 16:25 непосредственно у цели.  Экипаж в составе летчика командира звена Попова, штурмана старшины Аникичева, стрелка-радиста старшины Никифорова, воздушного стрелка младшего лейтенанта Кетунова, погиб. Ведущий самолет командира АЭ капитана Бабенко получил одну пробоину в плоскость осколком снаряда ЗА. Истребителей противника не наблюдалось.

А) первая группа в составе 2-х девяток (18 Дб-3), ведущий Ломакин, штурман майор Соколов, в 11:15 выполняли боевое задание по разрушению цели НР 15 с Н=2200 м. Сброшено 130 ФАБ-100 и 50 ЗАБ-50. Задача девятками выполнена хорошо. Имеются прямые попадания. Цель сфотографирована. В районе цели обстреляны сильным огнем ЗА.  Снаряды разрывались выше и сзади. Потерь нет. В период 12:29 – 12:46 произведена посадка. Общий налет 70 часов. [стр. 81]

Б) первая девятка второй группы в составе 8 самолетов, ведущий полковник Судец, штурман майор Попов, с 16-20 выполняла боевое задание по разрушению ж.-д. станции Сювяоро с Н=1700 м. Сброшено 80 ФАБ-100. Задание выполнено хорошо. Имеются прямые попадания. Стоящий на станции состав цистерн после бомбардировки загорелся.  Потерь нет. Один экипаж, летчик мл. лейтенант Безгусько, из-за неисправности мотора вернулся с маршрута и произвел посадку с бомбами. Общий налет 31 час 30 мин. В период с 17:43 по 17:56 произведена посадка.

В) вторая девятка второй группы в составе 8 самолетов в 16:24 выполняла боевое задание по разрушению цели НР 15. Ведущий девятки командир 1-ой АЭ капитан Бабенко, штурман ст. лейтенант Ушаков. С Н=1900 м. сброшено 50 ФАБ-100 и 30 ЗАБ-50. Цель поражена отлично. Имеется большое количество прямых попаданий. В районе цели обстреляны сильным огнем ЗА. Потери – один самолет. Экипаж летчика Лифанова вернулся с маршрута из-за неисправности матчасти мотора. В период 17:57 – 18:05 произведена посадка. Погода ясная. Израсходовано боеприпаса 1850 шт. Общий налет 132 час. 10 мин. [стр. 82]

02.03.40 г. Пурга. С 17:02 до 19:00. Разбор последних полетов со всем летно-техническим составом.

03.03.40 г. С тех. составом проведено занятие о положении наземных войск. Проводил занятие капитан Сметанкин.

04.03.40 г. Полк одной девяткой вылетел на контрольное бомбометание на свой полигон.

Добровольный помощник, Людмила Малькова (Прокудина):

Боевой вылет 01.03.40 г. С 10:00 по 18:00 установлено, что 11:16 с Н-2000 м и 16:30 с Н-1800 м бомбардировалась ж.-д. станция Элисенваара. Наблюдался сильный огонь ЗА трассирующими снарядами красного цвета. Сбит один самолет Дб-3, второй получил пробоину в плоскости. 16:20 с Н-1700 м бомбардировался эшелон с цистернами до 30 штук на ж.-д. станции Сювяоро. Обе ж.-д. станции Сювяоро и Элисенваара сфотографированы.

1.03.40 г. летало 4 девятки (34 самолета). Отлично бомбили: 4 АЭ капитан Камаровский, штурман Духовин; 1 АЭ капитан Бабенко, штурман Ушаков. Самолет старшего лейтенанта Лифанова при четырех попытках взлета обрезали моторы и после пятой самолет взлетел, но Лифанов принял решение произвести посадку. Самолет младшего лейтенанта Безгусько (4-я АЭ) остудил мотор. После возвращения мотор на земле работал хорошо, виноват летчик Безгусько – неправильно пользовался матчастью. Не вышел в воздух самолет капитана Соколова из-за неисправности мотора.

В этот день 1 марта, как явствует из летной книжки, летнаб лейтенант Прокудин совершил свой второй боевой вылет в качестве второго воздушного стрелка, пробыв в воздухе 4 часа.
 
*****
Двадцать третий боевой вылет 53 ДБАП. 02.03.40 г.

Жены командиров должны соответствовать свои мужьям и поэтому поводу младший лейтенант П. Березин в заметке: «Учеба жен командиров» сообщает:

«Жены командиров N части (Белорусский особый военный округ) систематически повышают свою военную и политическую подготовку. Регулярно проводятся политзанятия. Жены командиров изучили винтовку, противогаз, научились хорошо стрелять.

Недавно был проведен лыжный кросс с боевой стрельбой. Из девяти женщин, принимавших участие в кроссе, восемь выполнили упражнение по стрельбе отлично и одна — хорошо. По 29 очков из 30 возможных выбили Яночкина, Полякова и Козлова».

Германское информационное бюро проанализировало итоги первого полугодия войны:

БЕРЛИН, 2 марта. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующее сообщение: «Заместитель государственного секретаря США Уэллес прибыл в Берлин как раз в первый день второго полугодия войны, т. е. в тот день, когда уместно подвести итоги войны за истекший период. В германских политических кругах считают, что имеются все основания высказать удовлетворение ходом войны, развивающейся совсем не так, как того ожидали в Лондоне и Париже. Англия и Франция объявили Германии войну. После этого они в грубой форме отклонили мирное предложение Гитлера. Таким образом война будет продолжаться до победного конца, т. е. до окончательного обеспечения за Германией ее жизненного пространства и установления свободы морей. Это приведет к тому, что английская плутократия после нынешней войны не будет больше угрожать существованию других народов. Итоги войны можно подвести коротко так: во-первых, Англия и Франция знают, что они не смогут победить Германию ни в экономическом, ни в военном отношении; во-вторых, ответные мероприятия Германии, направленные против английской блокады, нарушающей международное право, ставят Англию (как это показывают данные о потерях неприятельского флота) как раз в то положение, в которое Англия хотела поставить Германию; в-третьих, германские вооруженные силы находятся в полной готовности и ждут приказа о нанесении решающего удара, сроков которого никто не знает, но в отношении которого все могут бить убеждены в том, что он превзойдет все нынешние представления о силе военного удара».

Далее в сообщении говорится, что чем более безнадежным становится положение Англии, тем более усиливаются ее попытки организовать два фронта войны против Германии путем вовлечения в нее нейтральных стран. «Даже если Англии удастся, — говорится в сообщении, — привлечь на свою сторону некоторые нейтральные страны, то она может просчитаться, ибо то, что получит Англия в результате помощи той или иной нейтральной страны, никоим образом нельзя сравнить с тем, что выиграла Германия благодаря дружбе с Советским Союзом».

В заключение в сообщении говорится: «Сознавая свое военное превосходство и экономическую неуязвимость, Германия стоит на грани второго полугодия войны перед решением, которое с нетерпением ожидается не только в Германии, но и всеми молодыми народами Европы и особенно в Италии».

Англия, следуя своему неизменному принципу ведения политики – «разделяй и властвуй», всячески старалась вбить клин между странами будущей «Оси» - Италией и Германией, а для этого блокировала поставки немецкого угля в Италию, осуществляемые морским путем:

ЛОНДОН, 1 марта. (ТАСС). Английское правительство решило усилить свой нажим на Италию. Как известно, английский указ о «контроле над контрабандой» до настоящего времени не применялся в отношении экспорта германского угля в Италию. Английское правительство заявляло, что оно предоставляет Италии известную отсрочку для того, чтобы она могла найти других поставщиков угля. Сегодня, как сообщает агентство Рейтер, в Лондоне объявлено, что английские военные корабли получили приказ задерживать все суда, перевозящие германский уголь в Италию. Агентство Рейтер сообщает также, что Англия предложила Италии в обмен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию итальянской тяжелой промышленности снабжать Италию углем в количестве, равном германским поставкам.

НЬЮ-ЙОРК, 1 марта. (ТАСС). Римский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс, ссылаясь на сведения, полученные из деловых кругов, сообщает, что Италия ведет переговоры о закупке в США 3 млн. тонн угля для замены германского угля, поставка которого затруднена в связи с установлением английской блокады.

БЕРЛИН, 2 марта. (ТАСС). Германское информационное бюро передает из Амстердама, что, несмотря на угрозы Англии, итальянские пароходы продолжают грузить в Роттердаме германский уголь. Вчера в полдень три итальянских парохода с грузом германского угля вышли из роттердамского порта.

Читатель, наверное, заметил, что в рассматриваемый период имелся некий перекос в войне в Западной Европе, а заключается он в большей активности враждующих сторон в боевых действиях на море, затем в воздухе, а потом уж на земле, и что любопытно - ни одного подбитого танка в приведенных сводках ни разу не упоминалось.

Война в западной Европе

БЕРЛИН, 2 марта. (ТАСС). Верховное командование германской армии опубликовало следующую сводку: «На западном фронте никаких особых событий. Германская авиация проводила разведывательные полеты над Северным морем вплоть до Оркнейских островов. Германские самолеты при этом успешно атаковали английские военные корабли и шедшие под конвоем торговые суда. Один пароход тотчас же затонул, второй пароход загорелся. Четыре парохода получили тяжелые повреждения».

ПАРИЖ, 2 марта. (ТАСС). В сегодняшнем утреннем коммюнике говорится, что «ночь на всем фронте прошла спокойно».

Военные действия в Китае

В Южном Китае. На фронте в южном части провинции Гуанси продолжаются бои на шоссейной дороге Наньнин—Биньян. Упорные бои происходят также юго-восточнее Наньнина. Атаки японских войск в районе Сяодуна отбиты китайцами.

В Центральном Китае. По поступившим сведениям, во время недавних боев в районе Сяошаня (провинция Чжэцзян) японцы понесли большие потери.

В Северном Китае. Кровопролитные бои происходят между китайцами и японцами в районах Бэйпина и Тяньцзиня, а также в провинции Шаньдун. Карательные  экспедиции японских войск против китайских партизан в этих районах наталкиваются па активное сопротивление китайцев. (ТАСС).

Сразу скажу: до окончания Советско-финляндской войны остается меньше двух недель…

ОПЕРСВОДКИ ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 2 марта на Карельском перешейке наступление наших частей продолжало успешно развиваться. Наши части заняли депо железно-дорожной станции Выборг и южную часть города Выборга и обходят город Выборг с севера и с юга, захватив станцию Таммисуо на севере от Выборга и мыс Кейхясниеми и остров Туркинсаари к юго-западу от Выборга.

Кроме того, к востоку от Выборга наши части заняли местечки Кяянтима и Лапинлахти.

На остальных участках фронта ничего существенного не произошло.

Наша авиация вела активные действия по войскам и военным объектам противника. В происшедших воздушных боях сбито 7 самолетов противника.

Аэродром Куусику. Эстония.
----------------------------------------------------

Олег Киселев: 2 марта 1940 года бомбардировщики Особой Авиабригады совершили мощный налет на ж.-д. узел и авиазавод в Тампере. В вылете приняли участие 43 СБ 35 СБАП, 25 Дб-3 53 ДБАП и 36 Дб-3 7 ДБАП в сопровождении 26 И-153 38 ИАП. Лидировал группу один СБ Управления бригады. На цели с высоты 3300-4800 м было сброшено рекордно большое количество бомб: 26 ФАБ-500, 20 ФАБ-250, 535 ФАБ-100, 126 ФАБ-50 и 104 ЗАБ-50. Результаты бомбометания были оценены как хорошие. В результате налета в городе 30 зданий были повреждены, а десять полностью уничтожены, существенный ущерб был нанесен железнодорожной станции и электрической сети города. Погибли 9 и были ранены 27 человек. В воздушном бою над целью финские истребители сбили два СБ 35 СБАП.

*****
Тринадцатый боевой вылет 42 ДБАП. 5.03.40 г.

Из донесений особого отдела 42 ДБАП (по данным Людмилы Мальковой (Прокудиной):

4.03.40 г. принято в комсомол 2 человека, рекомендовано в кандидаты ВКП (б) 10 человек, лучшие: авиамеханик Червяков, авиатехник Терентьев, стрелок-радист Дунаевский (8 б/в), Разумный (10 б/в).

Нет летной погоды.

4.03.40 г. произошел случай выпивки комсомольцами: Забродин, Куликов, Григорьев вместе с шофером Поповым в г. Новгороде напились и привезли литр вина с собой. В г. Новгороде в ресторане с ними выпивал случайный человек по имени Володя, а кто он, и что он - не известно, он и дал им 1 литр водки на дорогу, который я изъял целым. Вопросом выяснения личности Володи занимается уполномоченный особого отдела.

БАТ комиссар Козлов.

А в это время в Ленинграде проходило областное совещание передовиков сельского хозяйства. Завершилось оно 5 марта. Как сообщало ТАСС, на трибуну один за другим поднимаются знатные мастера высоких урожаев, прославленные льнотеребильщики, овощеводы, лучшие животноводы, специалисты сельского хозяйства.

В конце заседания с краткой речью выступил горячо встреченный участниками совещания секретарь ЦК и Ленинградского обкома ВКП(б) тов. А. А. Жданов.

Совещание приняло обращение ко всем колхозникам и колхозницам, рабочим и работницам МТС и совхозов, агрономам Ленинградской области, в котором призывает успешно провести весеннюю посевную кампанию.

В Приволжском военном округе 5 марта проводилась боевая учеба хозяйственников. Командир хозяйственного подразделения вывел на стрельбы сапожников, ездовых, поваров, шоферов, заведующих складами и писарей. Подразделение показало отличные результаты и заняло второе место.

В Забайкальском военном округе 5 марта проводились учебные стрельбы зенитчиков. Слаженная работа разведчика и орудийных расчетов позволяло в короткие сроки обнаружить цель, подготовить необходимые расчеты для стрельбы по цели – конусу, буксируемого самолетом, и с первого выстрела поражать цель.

5 марта состоялся лыжный пробег Калинин-Ленинград. 168 км было пройдено за 20 ходовых часов. В команде лыжников 92 курсантов и командиров Калининского военного училища химической защиты Красной армии. Никто не сошел с дистанции.

Страна трудилась, училась, служила, воевала и готовилась к предстоящим испытаниям, о грандиозности которых вряд ли кто догадывался.

Придерживаясь пакта о ненападении между Германией и СССР, стороны обменивались «любезностями», печатая в своих СМИ об боевых успехах сторон:

Германская печать об успехах Красной армий

БЕРЛИН, 5 марта. (ТАСС). Германские газеты продолжают печатать сообщения об операциях Красной армии против белофиннов. Хельсинкский корреспондент газеты «Националь цейтунг», сообщая о больших боях вокруг Выборга, отмечает беспомощность финского сопротивления мощному наступлению советских войск. «Финны, —  пишет корреспондент, — очистило позиции на линии Маннергейма и вынуждены занять новые укрепления. Советские войска пробили брешь в финских оборонительных сооружениях. В финских военных сводках хотя и продолжают умалчивать о больших поражениях, но уже признают отступление финских войск».

Корреспондент указывает на громадные потери финских частей в районе Выборга и отмечает храбрость и мужество советских бойцов. Корреспондент пишет, что одной советской части удалось отрезать путь отступления крупному финскому соединению и загнать финнов в лес восточнее Выборга.

Корреспондент газеты «Варшауер цейтунг» из Копенгагена пишет, что успехам Красной армии в Финляндии уделяют большое внимание в Данни. Копенгагенская газета «Политикой» в сообщении из Хельсинки подчеркивает, что наступление советских частей становится все более интенсивным.

Потери англо-французской авиации

БЕРЛИН, 5 марта. (ТАСС). В статье «Германская сила, британская ложь» газета «Фелькишер беобахтер» пишет: «Западные державы, конечно, не согласятся с немецким утверждением о том, что за первые шесть месяцев войны они потеряли 335 самолетов, тогда как Германия потеряла лишь 78 самолетов. Признать этот факт Лондону и Парижу трудно, ибо там все время стараются доказать превосходство своего воздушного флота. Уже продолжительное время западные державы сообщают о полетах британских самолетов над Берлином. Удивительно только, почему ни один из 4 миллионов берлинцев не видел и не слышал ни одного английского самолета. На всех нас, очевидно, напала глухота и слепота. Мы знаем, что эти ложные сообщения являются результатом неудач в ведении войны. Англия выдумывает свои успехи вместо того, чтобы их завоевывать. Будущее покажет цену этим детским выдумкам».

А война в Западной Европе нехотя тлела на земле и бурлила на морях и океанах:

БЕРЛИН, 5 марта. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии: «На фронте между Мозелем и Пфальцским лесом происходили оживленная артиллерийская перестрелка и разведывательная деятельность обеих сторон.

Вернувшаяся из дальнего плавания германская подводная лодка рапортовала о потоплении ею пароходов противника общим водоизмещением в 36.000 тонн. Несмотря на неблагоприятную погоду, германская авиация продолжала свои разведывательные полеты над Восточной Францией».

ПАРИЖ, 5 марта. (ТАСС). В официальном коммюнике, опубликованном вчера вечером в Париже, говорится, что на фронте «в течение дня отмечалась пониженная активность».

В сегодняшнем утреннем коммюнике сказано, что на фронте «не произошло ничего нового».

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтер, голландский пароход «Ринстроом» водоизмещением в 670 тонн, покинувший 3 марта английский контрольный пункт, не прибыл к месту назначения и, как полагают, затонул. Агентство сообщает также о гибели другого голландского парохода «Ельзиена» водоизмещением в 197 тонн.

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Английское министерство авиации в своем коммюнике сообщило, что вчера английский военный самолет, совершая разведывательный полет, заметил германскую подводную лодку. Из сброшенных 4 бомб одна попала в цель. Предполагают, что лодка затонула.

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что около западного побережья Англии был потоплен английский пароход «Пасифик Реалианс» водоизмещением в 6700 тони. Экипаж из 53 человек спасся на лодках.

НЬЮ-ЙОРК, 5 марта. (ТАСС). Агентство Юнайтед Пресс сообщает, что нью-йоркская радиостанция перехватила радиограмму английского грузового парохода «Эл Сирво», в которой говорится, что пароход находится на 22°10' северной шпроты и 51°28' западной долготы и преследуется подводной лодкой.

Как сообщает амстердамский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс, английский танкер «Чарльз Мейер» водоизмещением в 10,5 тыс. тонн был торпедирован и затонул в проливе Ла-Манш.

НЬЮ-ЙОРК, «5 марта. (ТАСС). По сообщению корреспондента агентства Юнайтед Пресс из Монтевидео, английский крейсер «Хаукинс» прибыл туда на 24 часа. Командующий английскими военно-морскими силами в южной части Атлантического океана адмирал Гарвуд заявил, что он не видел никаких германских судов. Гарвуд отрицал слухи о морском бое, якобы происшедшем в Атлантическом океане. Он заявил, что «недалеко от мыса Полониа английские корабли обменялись с военно- морскими кораблями Аргентины орудийными салютами». Английский крейсер «Дорсетшайер» находится в настоящее время недалеко от Рио-де-Жанейро.

НЬЮ-ЙОРК. 5 марта. (ТАСС). Прибывший в США из Европы голландский банкир граф Ван Людвиг Стирум заявил, что англо-французская блокада против Германии до сих пор является неэффективной, ввиду того, что нейтральные страны, расположенные вокруг Германии, снабжают ее необходимыми товарами.

Военные действия в Китае велись на износ – у кого больше хватит ресурсов: материальных и людских, тот и будет победителем.

В Южном Китае западнее Кантона, в районе Самшуя, японцы 2 марта предприняли наступление против китайских позиций, но были отброшены.

В восточной части провинции Гуандун японцы пытались атаковать занятый китайцами Дэнхай (севернее Сватоу). Им удалось было ворваться в южные ворота города, но под натиском китайских войск они были вынуждены отступить.

В Центральном Китае китайские партизаны, действующие на границе провинций Хубэй и Хунань, 29 февраля разрушили северный участок Кантон-Ханькоуской железной дороги на протяжении около 5 километров. Кроме того, партизаны взорвали 10 японских военных грузовиков и разрушили автодорогу между Яньлоутуном и Цзуняном (восточнее Иочжоу).

В Северном Китае в провинции Суйюань 27 февраля китайцы внезапно атаковали японскую моторизованную колонну, двигавшуюся из Куяна в Баотоу (западная часть провинции). 14 грузовиков с военным снаряжением были уничтожены.

• • •
Как сообщает чунцинский корреспондент агентства Рейтер, в 1939 г. свыше 150 тыс. марионеточных войск восстали против японцев и присоединились к китайским войскам. (ТАСС).

На нашем Северном фронте неуклонно все шло к логической развязке:

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 5 марта на Карельском перешейке в районе Выборгского залива наши части заняли остров Раван-Саари с городом Равансаари и остров Суонион-Саари. К северо-востоку от Выборга занято местечко Неетеля в одном километре к востоку от станции Карисалми на железной дороге Выборг— Сердоболь.

На остальных участках фронта ничего существенного не произошло.

Наша авиация вела активные действия по войскам и военным объектам противника. В происшедших воздушных боях сбит 21 самолет противника.

Аэродром Кречевицы. 5.03.40 г.
-------------------------------------------------------
Олег Киселев: 31 ДБ-3 полка в 14:00 с Н-3000 м бомбили Куопио. Сброшено 150 ФАБ-100, 80 ЗАБ-50 и 50 ФАБ-50. При возвращении один экипаж сел в Лодейном Поле. Посадка благополучна.

6 ДБАП совершил двадцать шестой боевой вылет: Вылетело 43 самолета, произвели бомбометание ж.-д. узла Миккели, 7 самолетов произвели бомбометание по ж.-д. узлу Ювяскюля. Сброшено 33 ФАБ-250, 124 ФАБ-100, 50 ФАБ-50, налет 245 час.

Из архивной тетради историка Сергиенко: 05.03.40 г. 42 ДБАП в составе 4-х девяток (31 самолет) в период 13:51 – 14:00 выполнял боевое задание по разрушению цели НР 62 (Куопио). С Н=3300-3900 м. сброшено 150 ФАБ-100, 80 ЗАБ-50. Непосредственно у цели и в районе цели противник вел сильный огонь из МЗА. Самолет лейтенанта Бирюкова, идущий во второй девятке ведущим правого звена получил пробоину левой плоскости между 3 и 4 групп бензобаков от прямого попадания снаряда ЗА. Размер пробоины 30-40 см. Ведущий самолет 4-ой девятки, летчик командир 1-ой АЭ капитан Бабенко, имеет 3 пробоины осколками снаряда ЗА. Потерь нет. Задачу полк выполнил.

А) первая девятка, ведущий помощник комполка Ломакин, штурман майор Соколов, в составе 8-ми экипажей в 14-00 с Н= 3500 м. разрушила казармы и город цели НР 62. Заданный объект - завод цели НР 62 был закрыт облачностью. Сброшено 32 ФАБ-100, 10 ФАБ-50 и 30 ЗАБ-50. Цель поражена хорошо. Результат сфотографирован.  Один самолет, летчик Охапкин произвел вынужденную посадку из-за неисправности матчасти мотора.

Б) вторая девятка, ведущий командир 3 АЭ майор Плескачев, штурман капитан Поляков, в составе 8-ми экипажей в 14:01 выполняла боевое задание по разрушению казарм и города цели НР 62.

Заданный объект – завод был закрыт облачностью. Сброшено с Н=3900 м. 24 ФАБ-100, 20 ФАБ-50 и 30 ЗАБ-50. Цель поражена хорошо. Летчик Зябриков произвел вынужденную посадку на свой аэродром.

В) третья девятка, ведущий полковник Судец, штурман майор Попов в составе 9-ти экипажей в 13:51 разрушили ж.-д. станцию цели НР 62. С Н=3300 м. сброшено 58 ФАБ-100, 20 ЗАБ-50. Разрывы не наблюдались из-за закрытия цели облачностью.

Г) четвертая девятка, ведущий командир 1-ой АЭ капитан Бабенко, штурман Ушаков, в составе 6-ти экипажей в 13:55 с Н=3500 м. разрушила железную дорогу, идущую от станции цели НР 62. Цель закрыта облачностью. Сброшено 36 ФАБ-100, 20 ФАБ-50. Имеются прямые попадания.

В воздух не вышли два самолета – мл. лейтенант Петухов три разворота при попытке взлететь. Летчик лейтенант Лифанов при выруливании с места стоянки занес хвост самолета вправо и рулем глубины стукнулся о лежащий по близости РРАБ. Руль поврежден. Возвратился с маршрута летчик мл. лейтенант Мирошкин – неисправность мотора. Не выполнил задание, при возвращении произвел вынужденную посадку летчик ст. лейтенант Карабанов в районе Ладейное поле. Самолет сопровождал полковник Судец. По наблюдению полковника Судеца посадка самолета произведена на глубоком снегу. В результате чего при приземлении самолет имел тенденцию скопотировать, коснулся носом земли, после чего встал в нормальное положение. Экипаж по наблюдению невредим.

Погода облачная 7-8 баллов на Н=1200-2000 м. Общий налет 200 час. 10 мин. Посадка произведена в период 16:27 – 17:03. [стр. 91-92]

06.03.40 г. Проведен боевой актив летно-технического состава.

Из донесения особого отдела (по данным Людмилы Мальковой (Прокудиной): Итоги боевого вылета 5.03.40 г. 4 девятки (32 самолета).

Задание выполнили: летчик Карабанов (11 б/в), штурман Ушаков (10 б/в), 2 АЭ политрук Смирнов (9 б/в). 31 самолет выполнил боевое задание, из них 2 самолета имеют пробоины ЗА. Самолет капитана Бабенко - 3 пробоины, лейтенанта Бирюкова имеет прямое попадание в плоскость. Самолет Корабанова на обратном маршруте произвел вынужденную посадку в 20 км от Ладожского поля по причине отказа мотора.

В беседах с личным составом выяснено, что «имеется недовольство на командира полка Авильянова (ведущего в звене правым ведомым), весь маршрут болтался, угрожая столкнуться с самолетами.

Не выполнили боевое задание: 1 АЭ командир Лифанов, при выруливании зацепил за РРАВ, порвал обшивку стабилизатора и руля глубины; экипаж Петухова – самолет при взлете развернулся вправо. Петухов (7 б/в, задания выполнял хорошо); летчик Мирошкин вернулся – перегрелся левый мотор. 2 АЭ старший лейтенант Охапкин сел на свой аэродром – сдача мотора, отказали свечи.   

БАТ комиссар Козлов.

Согласно летной книжке, летнаб  лейтенант  Прокудин совершил свой третий боевой вылет в качестве второго воздушного стрелка и провел в воздухе 6 часов 50 минут.


Рецензии