Братья гномы

БРАТЬЯ ГНОМЫ
Братья гномы, жили в  лесах средь Ирийских гор. Их видеть мало кому доводилось, ведь на поверхность земли они выходили не часто, да и то ночью, когда в большинстве все спали. Пусть им освещали светлячки да Луна, хотя и были у каждого из них свои фонарики. Яркий свет они не любили, да и вреден был яркий свет для их глаз. Обходить свои подземные владения они могли и под землей, где было проложено множество подземных ходов.
Как-то раз, в день, когда гномы собрались подняться на землю, было уже темно, хотя Луна была яркой. Но она только еще поднималась над горизонтом, чтоб отправиться в путь по небосводу дорожкой, которую Луна знала и которой следовала всегда.
- И зачем мы опять выходим, - спросил самый молодой гном своих старших братьев-гномов, - мы же хорошо спрятали наше богатство, и никто не сможет взять его у нас.
- Ты прав, говоря о нашем богатстве, Малыш, - сказал ему Самый Старший Гном, но все богатые должны делится своим богатством с другими.
- Раздать все что ли, удивленно спросил Гном-малыш.
- Вовсе нет, но поделиться частью своего богатства все обязаны.
- Ах, частью, - задумчиво спросил его Гном-малыш, - а как мы это делаем?
- Мы в нужных местах высаживаем растения, спутники тех или иных руд или драгоценных камней, чтоб их можно было найти, приложив усилия, то есть потрудиться, а так же приложив ум и знания, для чего нужно учиться.
- А, вон как? И что же это за растения мы рассаживаем там, где наши богатства хранятся, если хотим поделиться частью их?
И тут стал Самый Старший Гном рассказывать о разных растениях.
Все гномы остановились и прислушались. Кто-то знал об этом, но хотел вспомнить и повторить все это, ведь повторять – это закреплять свои знания. Ну, а Гном-малыш и его браться, что немногим старше, особенно внимательно прислушались, ведь они очень хотели знать все, что и старшие гномы.
- Так вот, - начал Самый Старший гном, - растут в наших местах цветочки, похожие на гвоздики, родственники ее под названием, которое им дали Качим Патрэна. Это многолетнее травянистое растение с узкими сизоватыми листьями, над которыми поднимается неясное облако многочисленных бледно-розовых цветков. Оно образует большие заросли, которые тянутся широкими полосами на несколько десятков километров, показывая, что здесь залегает медная руда. Качим своим мощным корнем, был способен даже удержаться на скале, подпитываясь солями меди из грунтовых вод. Он распространён в предгорьях Алтая, используется для поиска медной руды.
В народных поверьях много говорится о травах и деревьях, способных обнаруживать различные месторождения. Таких растений в природе и вокруг нас - более 200. Правда, не все еще проверены на практике.
Гномы внимательно слушали Самого Старшего Гнома. Кое кто из них, что постарше, почесывали свои затылки, сняв свои колпачки, ведь они слушали Самого Старшего Гнома, у них, у гномов, принято было слушать старших уважительно. Их авторитет был для всех непререкаем.
- Как интересно, - то и дело восклицал Гном-малыш, слушавший рассказ широко открытыми глазами.
Когда-то считалось, - продолжал Самый Старший Гном, - а может, и сейчас считается, что рябина, крушина и лещина, растущие рядом, скрывают драгоценные камни, а переплетенные корни сосны, ели и пихты указывают на золотые россыпи под ними. Сами знаете, что золота у нас припасено, очень даже не мало. На золотых месторождениях, где вообще почти ничего не растет полынь и зайцегуб. Они чувствуют себя там, где золото, превосходно.
- Ух, ты, как здорово, - воскликнул Гном-малыш.
- Над залежами алмазов выше и толще лиственницы, кудрявей ольха, гуще заросли голубики. Там, где на известняках или болоте выросло сто хилых лиственниц, на кимберлитовых трубках — двести здоровых, целые густые заросли. Залежи кимберлитовых трубок особенно любят лиственничные леса. Кто внимателен, то обязательно это заприметит это.
Даже обычная лебеда подсказывает место и границы месторождений полезных ископаемых. Вот, обыкновенная сосна, если её как следует «расспросить», может подсказать, где искать бериллиевые руды. Полынь предпочитает марганец, красный мухомор — ванадий. А у сон-травы, растущей вблизи никелевых месторождений, исчезает или сильно упрощается её крупный светло-лиловый цветок, часто она становится альбиносом. Над залежами никеля можно собрать букет из прострелов с цветками самой разнообразной окраски — и белой, и голубой, и синей. Никель обесцвечивает одни и те же цветы, марганец придает им красноватую, а медь — голубоватую окраску. Сон-трава растёт на земле, богатой никелем и кобальтом. Замечали же, что подснежник - спутник никеля?
Гном-малыш даже рот приоткрыл, слушая рассказ, ведь ему было все так интересно. Он и прежде проявлял любознательность, спрашивая старших то про то, то про это.
- На цинк чутко реагирует и колокольчик круглолистный. Встретится фиалка - будьте внимательны: она "спутник" цинка, На почвах, богатых цинком любят расти некоторые виды фиалок и смолевки. Ромашка и крестовик тоже подсказывают, что в недрах земли содержится цинк. Если лепестки мака меняют свою форму, значит, под землёй тоже хранятся залежи цинка.
Местонахождение молибдена можно узнать по зарослям клевера и донника. Астрагал помогает найти селен, а полынь - вольфрам.
Розовый иван-чай, если  растет на урановых отложениях, может дать вею гамму расцветок — от белой до ярко-пурпуровой, близ урановых рудников. Да и можжевельник часто растёт в местах, с повышенной концентрацией урана.
Разросшиеся лилии-саранки вместе с адонисами свидетельствуют на повышенное содержание извести. Венерин башмачок растёт там, где есть известняк.
А знаете, что солодка - растение с темной зеленью и красно-фиолетовыми кистями цветов - не только поможет отыскать воду, но и подскажет, какая она: пресная или соленая? Вода – это очень важна для всех на  Земле.
Знаете же вы такие растения, знакомы они вам? Вот с их помощью мы делимся знаниями о рудах и местах их нахождения и тем самым делимся своими богатствами с другими.
Сказал Самый старший Гном в завершение.
- А Леший не рассердится на нас, - спросил опять Гном-малыш.
- Подземное царство – не его вотчина, - важно сказал Самый Старший Гном.
- Что-то светлячков нынче не так много, как прошлый раз, когда мы здесь были, - сказал задумчиво один из гномов.
- Видно не время для этого, - ответил ему гном, что стоял рядом, - зато Луна вон какая яркая, даже излишне. Не пора ли нам под землю, - спросил он, обращаясь к самому Старшему Гному.
- Пожалуй, и правда, пора, - ответил ему самый Старший Гном, завершив рассказ о растениях, - пошли-ка домой, братья-гномы.
Он свернул под крепкие переплетенные корни Сосны, что росла рядом. Другие гномы отправились следом и вскоре все они скрылись средь корней так незаметно, словно их здесь и не было. Вход под землю виден не был.
Луна шествовала по звездному небосводу. Где-то вдалеке гукнул Филин. Треснула ветка. Небо начало незаметно светлеть на востоке. Приближалось утро.


Рецензии