Домочтец

- Это правда, что ты знаешь китайский в совершенстве?
- Правда. А ещё испанский, французский и шведский.
- Здорово. Хорошо иметь способность к изучению языков, можно по миру ездить без всяких проблем. Эх... Не дал мне бог дара такого...
- А какой дал?
- Дар?
- Да.
- Не знаю даже. Не думал никогда об этом. Полагаешь какой-то дар должен быть?
Непременно. Да, кстати, угощайся. Коньяк французский, сыр испанский, балык финский.
- Спасибо. Ну, за знакомство?
- Со знакомством!
- Спасибо, тебе, что приютил и не дал мне поселиться в вашем аэропорту. А что касается твоего вопроса... Я искал. Правда, искал, какой мне дар боженька дал. Я ведь три института закончил.
- Да ну?
- Представляешь? Два очно, один заочно. Оказалось, что я всё же не авиа-инженер, не актёр и не педагог. Ко всем этим специальностям я охладел ещё до получения диплома. Так, что в поисках я пока. Твоё здоровье!
- Будем!
- Хороший коньяк! Похож на настоящий!
- Шутишь? Что значит похож? Он ещё месяц назад в Париже, на Елисейских полях в магазине числился. Натур- продукт!
- Ты был в Париже?
- Нет. Но коньяк там был, гарантирую.
- А тебе бог, кроме лингвистического дара, ещё что-то подкинул?
- Честно сказать, нет у меня никакого дара. И лингвистического тоже.
- Как так?
- А вот так. Всё дело, друг мой, в практике. Причём зачастую отягощённой насилием.
- Тебя заставляли учить языки?
- Можно и так сказать. Нет, первоначальное желание конечно, было моим. Но учил я языки даже тогда, когда не было к этому желания.
- Это как? Разве так можно?
- Как оказалось можно. Ты рыбку бери. Норвежская рыбка, и креветки тоже норвежские.
- Беру, беру. Всё очень вкусно, словно за границей, в ресторане сидим. Спасибо. - Так расскажешь?
- Ну слушай.

Я закрыл глаза и откинулся на спинку кресла. Сейчас вспомню когда это было. Шесть. Нет, пять лет назад. Да, пять лет назад нам с женой приспичило купить загородный дом. Нам, кто в жизни не вскопал ни одной грядки и не державшим полено в руках! Видимо что-то сподвигло. Сейчас уже и не вспомню почему, но страсть как захотелось свой домик. Так, чтобы приехать, отдохнуть. Нет, не поработать, не посажать, не прополоть, а именно, отдохнуть. Грибочки там пособирать, рыбку какую-нибудь с крючка поснимать. Чисто для души, птичек послушать, молочком парным затариться. И тут оно. Объявление, одно среди тысячи, мозолит тебе глаза и кричит: «Это наш дом!». Сколько не смотрели вариантов, всё к нему возвращаемся. Дом, кирпичный, не очень большой площади, в посёлке Старая Майна, с хорошим, ухоженным участком. Рядом лес, рыбалка. А главное, цена. Деньги на покупку дома вот они, на карте лежат и зудят: «Купите дом! Купите дом!»
Поехали смотреть.

Он оказался не таким, как на фото. Он был гораздо лучше, чем на фото. Понравился сразу и сзади с спереди и изнутри. Мы полчаса ходили вокруг, да около, пытаясь найти проблемные места. А такие должны были быть. Мы ведь читали, в интернете читали, что всех обманывают и дома продают проблемные, особенно те, которые за дёшево.
- Ну скажи Иван!
- Пётр!
- Что Пётр?
- Пётром меня зовут, а не Иваном!
- Правда? Извини, не расслышал. Почему дом продаёшь?
- Деньги нужны, в город, к жене перебираюсь.
- Ясно. А с домом какие проблемы есть, Иван?
- Смотрите сами. Я всё открыл, всё показал. Если что спросите, всё расскажу, как есть. Но сам вам докладывать не стану, где половица скрипит, где розетка не работает. Поймите меня правильно, я продаю дом, а не ищу с кем поговорить. Есть какие вопросы ещё? И кстати, Пётр я, а не Иван!
- Нам надо подумать. Где у вас магазин, сходим посёлок посмотрим.

Не торопясь, мы дошли до ближайшего магазина.
- Лёш! Ну что ты его всё Иваном называешь? Зачем? Прямо не уважение какое-то!
- Тактика такая, Маш. Я  в интернете читал записки психолога. Даю понять, что имя его не помню, потому как он нам не интересен. Заинтересованности нашей в нём нет, а стало быть и в доме его. Что бы не подумал, что мы обрадовались и готовы дом его купить. Понимаешь?
- А разве мы не готовы его дом купить? Денег-то как раз на этот дом, да на оформление.
- В том-то и дело, что купить надо дешевле, а я не знаю, к чему придраться. Не пойму пока. Я пытаюсь недостатки найти, а он мне: «Мебель оставляю». Я проверяю забор на прочность, а он мне: «Плюсом сруб бани новый и конюшня».
- Так может просто сказать ему, что хотим купить дешевле. Может согласится...
- Об этом я как-то не подумал. Давай у продавщицы в магазине спросим про дом. Она должна всё знать, что в посёлке творится. Так, по крайней мере, в кино показывают.


- Это какой дом продаётся? Академика что ли?
- Почему академика? На Лесной, пять. С синими воротами.
- Ну точно, академика. Значит в город решил податься?
- Да не похож он на академика. Скорее на пастуха. Причём на пастуха, у которого большое стадо и он уже неделю ведёт его домой.
- Скажете тоже. Никакой он не пастух, а механизатор. Только умный очень. Математике обучен и постоянно знаниями своими народ в тупик ставит. Начитанный!
- Математике? А так-то и не скажешь. А как дом вообще?
- Дом как дом. Стоит, что ему будет?
- Ну там течения подводные, оползни и подтопления?
- Да нет у нас такого. Нормальные у нас дома.

- Лёш! Спросишь у него, чтоб пятьдесят сбросил?А?
- Хорошо. Сейчас дойдём и спрошу.
- Только Иваном его не называй, не удобно.

- Петро! Ну что? Договариваться будем?
- Почему не договориться? Можно!
- Как академик академику, предлагаю! Скидывай ещё пятьдесят тысяч и по рукам!
- Вижу наболтали уже вам! А у вас, как с математикой?
- Ну пятьдесят тысяч сминусовать сумеем, а больше и не надо.
- Математика, дело наживное. Не успеешь оглянуться, как академиком станешь!
- Ну что? По рукам?

Так мы стали владельцами загородной недвижимости. Неделя ушла на оформление документов и частичный завоз мебели. Ближайшие выходные мы решили провести в доме. Вот тогда-то всё и вышло наружу.

Как только мы улеглись спать и выключили телевизор, раздалось отчётливое чтение. Спокойное такое, где-то даже монотонное. Вроде негромкое, но когда в доме тихо и нет посторонних звуков, очень даже хорошо слышно.
- Лёш! Ужас какой! Молитва что ли?
- Не похоже. Что-то знакомое. Алгоритмы? Примеры решения? Что за ерунда?
- Это математика, Лёш!
- Похоже на то! У нас на крыше бывший хозяин сидит?

Мы, как по команде вскочили с кровати и бросились бегать по дому босиком и на цыпочках, периодически прислушиваясь, откуда идёт разговор.
- Из печки! Точно, из печки!
- Нет. И из сеней тоже. И из подпола.
- Вообще такое ощущение, что он в доме.
- Точно, как буд-то рядом сидит.

Мы включили свет. Это не испугало чтеца. Теперь было абсолютно понятно, что читал он учебную литературу. А точнее, учебник математики.
Мы выходили на улицу и обошли дом несколько раз, шурудили кочергой в печи, стучали палкой по ведру и крыше, заглядывали в подпол и угрожали ему. Ничего не помогало. Наконец, от усталости и страха, Маша включила телевизор. Чтец замолк.
- Ух ты!

Она выключила телевизор, чтение продолжилось. Включила, чтение прекратилось.
Домовой управляется пультом от телевизора! Вот почему академик в цене уступил!
- Вот как он математику выучил!
- Разве домовые сильны в математике?
- Я не сильна в вопросах домовых, завтра погуглю. Давай спать.
- Как? Под интегралы?
- Под телевизор.

И первую и вторую и третью ночь в этом доме мы засыпали под телевизор. В интернете ничего найти не удалось. Никто не встречал домовых, преподающих математику. Ещё неделя ушла на приглашение священо-служителя изгнать домового, сожжение нескольких десятков свечей, исполнения разного рода обрядов и наконец, разговора с домовым. Да, да. Мы пытались с ним разговаривать. Но он на контакт не шёл. Странно. Преподавать преподавал, а с учениками на контакт не шёл.

К слову сказать, он вообще больше ничего не делал. Половицами не скрипел, дверями не хлопал, ложки не воровал и еду нашу, тоже не трогал. Странный домовой попался, с одной стороны. С другой, вполне даже приемлемый. Днём молчал. А как солнце сядет, включал свою алгебру для старших классов. Оставалось только предполагать, что когда мы включали телевизор, домовой смотрел его вместе с нами, потому как молчал.
Мы стали привыкать. Я- то, по началу, был в обиде на бывшего хозяина, что промолчал он об особенности дома таковой. А позже отошёл, позвонил ему.
- Знаешь уже? И как?
- Осваиваю потихоньку логарифмы. В школе выучить не удосужился, теперь навёрстываю.
- Ты обиду не держи, устал я от него, семь лет алгебру слушаю. Наизусть параграфы цитировать могу.
- А как это началось?
- Так учебник он спёр у старшего сына моего. Так и не нашли. Где он его держит, ума не приложу.
- Странно. А ещё что-то пропадало в доме?
- Не-а. Только учебник.
- А ты помнишь, где учебник лежал?
- Не, не помню. Разве упомнишь, что семь лет назад было. Если б ты что по алгебре спросил...
- Ты в городе, случайно, не репетитором по математике работаешь?
- Нет,- засмеялся.- Охранником устраиваюсь.

Мой новый знакомый засмеялся в голос.
- Интересная история. И что, до сих пор у вас этот чтец живёт?
- Да, живёт, что ему сделается. Более того, начал приносить доход!
- Это как так? Может ещё по рюмочке?
- Наливай. И вот ещё, маслинки попробуй. Испанские, неделю назад в банку закатаны. Очень нежные.
- Ну. За нас? За здоровье?
- Да. Будем здоровы!

Я продолжил свой рассказ.
Как я уже отметил, мы привыкли к чтецу. Конечно, он тревожил нас по ночам. От перепадов напряжения, телевизор по ночам выключался и тогда в доме звучала алгебра. Мы стали запоминать текст кусками. По нашим подсчётам от успевал нам прочитать учебник за пару недель, и начинал снова.
- Как жаль, что он не спёр у них полное собрание сочинений Чарльза Диккенса! Я бы послушала,- заявила как-то мне жена.
- Точно!- меня осенило.- Надо ему подсунуть новую книгу, которую мы бы хотели послушать. Как же я раньше не догадался!
- Так как ты её ему подсунешь-то? Он же не берёт ничего!
- Надо найти место, откуда он забрал математику и положить туда новую книгу!

На пробы ушла неделя. Не брал чтец книжку. И на подоконники клали и на печь закидывали, не берёт и всё. Тем временем,  товарищ мой, знающий язык английский, на сайте Шотландского общества любителей необычного, нашёл информацию о домовом- чтеце. По всему выходило, очень редкий случай у нас в доме случился. Во всём мире, таких домовых пяток известен. Говорят, что попадает в дом с дровами, с поленьями. Живёт между печкой и входной дверью, нелюдим, не контактен, невидим и абсолютно безвреден. А ещё, может читать книгу сутки напролёт, ибо во сне, не нуждается. Надо только в доме, ночь «устроить», плотнее задвинуть шторы, чтоб свет дневной не попадал, тогда он и включится. Всё совпало. В нашем доме живёт Домочтец. И когда практически мы отчаялись всучить ему новую книжку, позвонил академик.
- Сын вспомнил. Учебник говорит, был им оставлен на кучке поленьев около печи. Говорит положил на пару минут, во двор к другу вышел, пару слов сказать. А когда вернулся, не было уже учебника. Так-то вот. Поможет это тебе?
- Спасибо Пётр. Будем пробовать ему Пушкина втолкнуть.

Я соорудил кучку из поленьев и положил на неё томик стихов поэта. Взял. Причём дождался, пока я взгляд свой, в сторону отвёл. Быстро сработал и совсем бесшумно. Этим же вечером мы с женой наслаждались красотой поэтической мысли великого поэта. Одно удручало. Домочтец читал без «души» и без особого выражения. Так что стихи быстро наскучили. Потом в ход пошли повести и рассказы. Потом всякая современная литература. Нам стало нравится. И теперь, иногда, мы специально приезжали в загородный дом, послушать Домочтеца.
Представляешь? Жена мне говорит:
- Может возьмём бутылочку вина, фруктиков и съездим в дом? Печь протопим, Пастернака послушаем... Давно за него взяться хотела.
- А доход? Доход-то как он приносит, Домочтец ваш?
- Погоди. Дойдём и до этого.

В один из дней, перебирая в городе свою библиотеку, доставшуюся от родителей, на предмет того, какую книгу «скормить» Домочтецу, я наткнулся на учебник французского...
Это был наш первый иностранный язык, благодаря домовому. Через четыре месяца мы сносно говорили между собой по французски. Завершающим этапом было несколько уроков французского в городе. Педагог был удивлён величине нашего словарного запаса.
Потом был испанский, потом шведский. Сейчас шлифуем китайский.

Именно оттуда я сегодня и прилетел, как ты знаешь.
- Да-а-а-а. Вот история. Я очень рад, что познакомился с тобой. Прямо удовольствие испытываю, что мой рейс приземлили в Ульяновске. Когда бы я ещё услышал такую удивительную историю. Жаль, что утром улетать, а так хотелось бы послушать твоего чтеца.
- Слушай. А может отдашь мне в аренду дом на пару месяцев, мне бы английский подтянуть, для работы нужно.
- Это всегда пожалуйста, только не раньше весны.
- Что так?
- Сейчас у меня в нём семейная пара из Таиланда русский язык учит. В ноябре канадцы заезжают, испанский учить будут. Так что к весне только, не раньше.
- А-а-а-а. Понял! Вот он откуда, доход-то твой!
- Верно мыслишь. Дом с чтецом не дешево стоит, а спрос на него огромный.
- Давно сдаёшь?
- Пару лет. Вот только испанцы уехали. Кстати, есть отличное, настоящее испанское вино. Хочешь попробовать?
- Давай, раз у тебя всё настоящее!


Рецензии