Аль-Фараби великий мыслитель из Отрара

С 2019 года у нас в библиотеке начал свою работу научно-литературный уголок им. Аль-Фараби (870-951).
     Он считается последователем Аристотеля и одним из основателей легендарной библиотеки Отрара…  Он был философом, математиком, теоретиком  музыки и одним из величайших учёных Востока… Его называли своим учителем Ибн-Сина, Леонардо да Винчи и Иоганн Кеплер… И все это о выдающемся мыслителе и энциклопедисте Абу Наср Мухаммаде ибн Мухаммаде Аль-Фараби, чей 1150-летний юбилей мы будем отмечать в 2020 году! А пока мы просто вспомним труды ученого и его вклад в сокровищницу мировой цивилизации…

     Идея празднования юбилея второго Аристотеля Востока, выдающегося мыслителя и ученого-энциклопедиста средневековья принадлежит Казахскому Национальному университету имени аль-Фараби, которая была озвучена во время открытия секции «Аль-Фараби – философ цивилизаций» на VII Глобальном форуме Альянса Цивилизаций ООН в 2016 году. Планируемое мероприятие по празднованию 1150-летия Абу Насра аль-Фараби будет осуществлено в 2020 году под эгидой ЮНЕСКО.

     Азы образования Аль-Фараби получил у себя на родине в Отраре (Фарабе) – крупнейшем в то время городе Отрарского оазиса. Сейчас это юг Казахстана. В бассейне р. Сырдарьи найдены развалины более 50 древних городов. В Отраре в IX-XI веках находилась библиотека, вторая в мире по количеству рукописей (после знаменитой Александрийской). В 13 веке города на Сырдарье были превращены в развалины, как считают ученые, монгольскими завоевателями. В Отраре была сожжена упомянутая знаменитая библиотека, рукописи частично вывезены, частично уничтожены, город разрушен, а население почти поголовно было истреблено.
Отрар является родиной нескольких представителей науки и культуры всего средневекового Востока, наиболее крупным из них был Абу Насыр Аль-Фараби.
Иногда к имени Абу Насыра добавляют «ат-Турки», что говорит о его тюркском происхождении. Он родился во второй половине IX века (около 870 г.). Аль-Фараби и его отец носили мусульманское имя Мухаммед, а дед и прадед – тюркские имена Тархан и Узлаг. Тюркское слово «тархан» означало титул, дававший владельцу особые льготы, отсюда русское выражение «тарханная грамота». Иногда имя Аль-Фараби приводится в форме «ат-Тархани», которое означает «потомок Тархана», или из рода Тархана. Кстати, один из больших древних родов казахского народа и сейчас носит название «Тархан».

     Аль-Фараби принадлежал к сословию феодалов, потому что отец его был крупным военачальником в крепости Весидж (современное название – «Бесик Курган»). По происхождению отец Аль-Фараби был тюрком-мусульманином – из числа тех, кто отошел от кочевого быта к оседлому образу жизни. В период жизни и деятельности Аль-Фараби и его родителей Средняя Азия и Южный Казахстан были завоеваны арабами и вршли в состав арабского халифата.
 В разное время он жил в таких среднеазиатских городах, как Ташкент (тогда он назывался Шаш), Самарканд и Бухара, в них юноша обучался и работал. Но ему хотелось видеть и познавать мир, и Аль-Фараби уехал из родных мест.

                Жизнь в Багдаде

Он принял решение отправиться в Багдад, который на тот момент в Арабском халифате был столицей и считался культурным центром. Путь его был долгим, за время путешествия он посетил несколько иранских городов – Тегеран (тогда он именовался Рей), Исфахан и Хамадан. Аль-Фараби добрался в Багдад в 910 (912) году, поселился в этом городе и принялся изучать науки, языки и различные отрасли. Наибольшее предпочтение отдавал греческому языку, медицине и логике. Основная часть его жизненного и творческого пути прошла в Арабском халифате, здесь он также много путешествовал, посетил Харран, Дамаск, Каир и Алеппо. В тот период в Багдаде у власти находился халиф ал-Муктадира, при нём все духовные течения зарождались в столице, а потом распространялись по Арабскому халифату.
Аль-Фараби в своих трудах называл Багдад счастливым и восхитительным городом, который внешне походил на яркие цветастые одежды. Его любил каждый, кто сюда стремился. Люди стекались в Багдад рекой и оседали в нём, тем самым безмерно увеличивая городские размеры. Здесь жили люди различного воспитания и происхождения, они вступали в различные браки и половые связи, в результате чего появлялись на свет различные дети. Если в город приходил иноземец, он быстро сливался с местной толпой и почти не отличался от неё. Также философ писал, что пройдёт время и Багдад станет колыбелью очень достойных людей – поэтов, мудрецов и ораторов. В то же время он называл Багдад невежественным, уж слишком сильно контрастировали в нём добро и зло.
     Существуют неточные сведения, что до того, как заняться научной деятельностью, философ работал на должности судьи. Но как-то раз знакомый дал ему на временное сохранение очень много книг. Иногда Аль-Фараби проводил свой досуг за листанием и чтением этих книг, пока не наткнулся среди них на трактаты Аристотеля. Они настолько увлекли его, что он оставил работу. В его судьбе этот случай стал решающим моментом, благодаря которому из Аль-Фараби получился великий учёный. Интересен факт, что приехав в Багдад, Аль-Фараби владел лишь тюркским языком. Но его тяга к изучению была настолько сильной, что арабский он выучил уже совсем скоро, а в конце жизненного пути знал более 70 языков. Это больше, чем А. С. Пушкин.
     Особенно стекались в Багдад интеллектуалы. В то время там работала школа переводчиков, где занимались переводами текстов Платона, Эвклида, Галена, Аристотеля. Один из знаменитых переводчиков христианин Абу Бишр Матта переводил на арабский язык сочинения античных мыслителей, Аль-Фараби обучался у него и считал самым главным своим наставником. Учитель комментировал трактаты Аристотеля, а ученик жадно и тщательно всё записывал за ним. У Абу Бишр Матты был прекрасный стиль преподавания, он давал очень тонкие комментарии к логическому наследию великого Аристотеля, умело сочетал простоту изложения с глубиной мысли. Все положительные качества и достоинства от своего наставника Аль-Фараби в точности усвоил и перенял, а спустя время намного превзошёл Абу Бишр Матту.
В Харране в то время проживал христианский врач и мыслитель Йуханна бен-Хаилан (Юханн ибн Хайлан). Прослышав об этом, Аль-Фараби отправился в Харран, чтобы просить мыслителя обучить его некоторым особым логическим приёмам. По возвращении в Багдад Аль-Фараби занялся доскональным изучением трактатов Аристотеля. Один лишь труд «О душе» он перечитывал около двухсот раз. Ему даже задавали вопрос: «У кого больше знаний: у тебя или у Аристотеля?» На что он отвечал: «Живи я в то время и обучайся у Аристотеля, был бы лучшим его учеником». Аль-Фараби был очень эрудированным, в характере его присутствовало величие, он обладал недюжинной силой мысли. Всё это способствовало тому, что в Арабском халифате он в скором времени занял самое авторитетное место среди видных учёных.

                Жизнь в Дамаске

     В 941 году он принял решение перебраться в Дамаск, где прожил остаток жизни. Здесь он занялся научной работой и наконец-то закончил «Трактат о добродетельном городе». Сначала на новом месте ему было очень сложно, даже пришлось устроиться на работу садовым сторожем. На деньги, которые зарабатывал в дневное время, он покупал свечи, а ночью занимался наукой при этих свечах. Но спустя пару лет ему повезло: для Аль-Фараби нашёлся покровитель. Им стал правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, он уважал передовых мыслителей своего времени, поощрял искусство с наукой, старался всячески помогать придворным учёным и поэтам. Но философ всё равно старался жить уединённо и закрыто, придворная жизнь его мало интересовала, редко он посещал светские мероприятия.В основном день его проходил в тенистом саду или на краю бассейна, где он писал либо вёл беседы со своими учениками. Человек он был вовсе не притязательный, ежедневно из казны Сайф ад-Даула Али Хамдани выделялось четыре дирхема для философа, этих денег ему было достаточно на жизненные потребности.
     В 949 году Аль-Фараби совершил путешествие в Египет, которое продолжалось больше года. В 950 году он вернулся в Дамаск и до конца жизни уже не покидал это место. Умер философ почти в восемьдесят лет. Точных сведений о том, как это произошло, нет. Есть две версии, по одной из которых уход из жизни был естественным. Вторая гласит о том, что во время поездки в Аскалан он был убит грабителями. Философ скончался в 951 году, его похоронили у Малых Ворот за стенами Дамаска. Сам правитель читал молитву по великому учёному, которая была написана на четырёх папирусах.
                Память о мыслителе
     В память о великом мыслителе Аль-Фараби названы несколько казахских улиц. Его имя присвоено Педагогическому институту культуры в Шымкенте и Казахскому национальному университету в Алма-Ате, имеются памятники философу в казахских городах Алма-Ата и Туркестан. В 1972 году с международным размахом был отмечен 1100-летний юбилей со дня рождения учёного, центром мероприятий стали Москва, Багдад и Алма-Ата.
                Наследие великого философа

     Труд мыслителя продолжили два его самых лучших ученика – Ибрагим ибн Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в Багдаде. Они комментировали труды наставника, а также трактаты философов Древней Греции.
Аль-Фараби написал более 100 трудов по философии и естественным наукам. Его наследие необычайно велико и разнообразно. Он изучал все известные в то время отрасли знаний.


Рецензии