Фрипорт

     Настоящая свобода от всяких там «промоушенов» (promotion – рекомендация для продвижения по службе) – это когда ты без всяких угрызений совести спокойно признаешь свою неопытность, ласково говоришь командору, что он все знает, потому что он начальство. Т.е. он здесь с самого начала, оттого и опытный. А ты же на самом деле, как писал Достоевский, очень слабый человек, ничтожный человек. Скажу честно, если бы молодой штурман был очень опытным, меня бы это насторожило. Запомните, нормальный молодой штурман – неопытный штурман, понимающий, что на работе свет клином не сошелся, оттого он всегда веселый и независимый. Нужно уметь с гордостью заявлять: «Я этого не знаю». Потому что на флоте в долгих контрактах незнание порой лучше, чем знание. Если командир тебе пытается объяснить какую-либо морскую заморочку, ВСЕГДА с неподдельным интересом и восхищением надо слушать начальство. При этом желательно как можно искреннее смотреть ему в глаза. Всегда помни, что тебе с ним надо будет проработать еще многие месяцы.  После пафосного монолога опытного командора паузу выдерживать ни к чему, надо сказать что-то в роде: «Даааааааа, век живи - век учись!». Если глупый штурман прервет души прекрасный порыв опытного капитана советской закваски, у него однозначно начнутся проблемы, контракт может не сложиться. Нужно с нежностью помогать начальству чувствовать свою значимость в морской системе.

    Freeport (Grand Bahamas). Стоим в доке. Все машинное и палубное начальство общаются с «суперинтендантом» (на буржуйском флоте человек, отвечающий за техническое состояние судна), каждый делится своим морским опытом. А старпом - так тот, вообще, завсегдатай сухих доков. Для всех моряков известие о доке – это неподдельный ужас и скорбное выражение лица уже за два месяца до дока, но не для нашего молодого старпома. Его даже можно назвать береговым, ибо за свою морскую карьеру он провел на берегу в доках больше, чем на волнах. И тут нестандартный вопрос от «супера» по поводу того, как тестировать fire alarm push buttons (кнопки на пожарных извещателях). Наступает тишина. А иными словами врубается режим «морского Ермолая». Кто молчит многозначительно, кто открыто признает свое незнание. Голландский «супер» вежливо объясняет, как тестировать эти кнопки. На счастье второго помощника, отвечающего за безопасность судна, не было рядом. Иначе бы он однозначно оказался крайним, то есть последним  в палубной иерархической лестнице, приближенных к императору. Все бы признали его служебное несоответствие, да и, вообще, что он не прав по жизни. Потому что и второй помощник думал, что тестирование происходит путем банального нажатия самой кнопки. Ни фига. Тестируются они специальными пластиковыми ключами, которые вставляются в отверстие под самой кнопкой.
Но тут наступает самая интересная стадия сего повествования. Немного уклонюсь от темы. Что такое ремонт в доке для несчастных механиков? Это постоянный action. Когда не доделывается первое, но тут же надо делать второе и третье. Порой даже нет времени сходить пописать. И вновь все спасает Александр. Он и в том контракте прикрывал меня часто, когда я на несколько часов из-за своего  "гуманитарного склада ума" забывал включать твиндеки с фруктами на охлаждение. Стармех и старпом меня тоже не раз бескорыстно прикрывали. Второй механик Александр во всей этой суете ремонта все-таки нашел время отыскать второго помощника, висевшего на шлюпке и прокричать ему снизу по пунктам как тестировать эти «гребаные»  кнопки. Молодой судоводитель просто опешил от такой взаимовыручки и несколько секунд просто не знал, что сказать Александру. Думаю, не надо объяснять, что не каждый второй механик подстрахует штурмана… Александр подстраховал и рассказал все  про ключик, про отверстие, короче, проинструктировал начинающего офицера по полной. А далее все по сценарию: как только командир увидел счастливого  seconda в надстройке, то сразу забыл все важные рабочие моменты. Второй помощник подводится за руку к уже родной кнопочке и, возможно, в предвкушении изобличения несостоятельности safety офицера спрашивается, как тестировать сию красную коробочку… Ну, с мимикой многозначительного молчания у нас все в полном порядке и хмурить брови с задумчивыми глазами мы тоже умеем. Выдерживается положенная пауза, рука очень медленно тянется в левый нижний угол красной коробочки, невзначай вспоминается слово ключик и т.д.. Командир разочарован, а ты понимаешь, что сегодня явно твой день.  Эту кнопочку я однозначно забуду, но точно буду помнить второго механика Александра, не поленившегося сделать бескорыстный “back up” молодому помощнику, явно не рожденного для того, чтобы всю жизнь провести в море.


                Freeport (Bahamas), 05.09.2007 


Рецензии
Молодому помощнику, явно рождённому не только для моря,
желаю от всей души большого плавания в водах прозы!

Варакушка 5   17.07.2020 05:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.