любопытное направление - маньеризм... неоман-зм

Маньеризм



----
начало цитирования:


>>

--
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

--
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 ноября 2018; проверки требуют 4 правки.

Перейти к навигации
Перейти к поиску
--

--
Якопо Понтормо. Снятие с креста. 1526—1528. Флоренция, Санта Феличита
--


----
Маньери;зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века.
Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком[1]. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.


Содержание

    1 Общая характеристика стиля
    2 Маньеризм в изобразительном искусстве
        2.1 Стилевые особенности
        2.2 Живопись
        2.3 Скульптура
    3 Маньеризм в архитектуре
    4 Маньеризм в литературе
    5 Маньеризм в музыке
    6 Влияние маньеризма
    7 См. также
    8 Примечания
    9 Литература о маньеризме
    10 Ссылки


----
Общая характеристика стиля


Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах.
Франческо Сальвиати. Неверие Св. Фомы. Ок. 1543—1547. Париж, Лувр

Стиль был отчасти порождён кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.

--
Маньеризм в изобразительном искусстве


Стилевые особенности

Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой цветовой палитры, перегруженность композиции и т. д.
Ханс фон Аахен. Вакх, Церера и Купидон. Вена, Художественно-исторический музей


--
Живопись

К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию, Жана Дюве, Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана. За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании)[2][3]. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.Германия).

--
Скульптура

В ваянии представителями маньеризма были Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини.
Маньеризм в архитектуре

Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности, использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. В маньеристском духе выдержана фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари.

--
Джорджо Вазари. Лоджия Галереи Уффици. Вид на Палаццо Веккьо. Флоренция




----
Маньеризм в литературе

--
Джамболонья. Похищение сабинянок. 1574—1582. Флоренция, Лоджия деи Ланци
--


Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг.) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В Италии влияние маньеризма заметно в творчестве Тассо и Марино; в новеллистике XVI века, включая Маттео Банделло и Джиральди Чинтио; нередко к этому стилю целиком относят творчество последователей Марино — маринистов, но в этом случае границы стиля глубоко отодвигаются в XVII век. Совершенно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло, Драйден[4] (в Англии); Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании); Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких как трагикомедия и ироикомическая поэма. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). В португальской литературе черты маньеризма литературоведы находят уже в творчестве Луиша де Камоэнса.


----
Маньеризм в музыке

В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка), исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма[5]. Такая музыка получила большое распространение в Италии Франции Германия.


----
Влияние маньеризма

В силу отмеченной внутренней противоречивости стиля влияние маньеризма было разнонаправленным. С одной стороны, он породил рафинированную прециозную культуру и предвосхитил стиль рококо; с другой — открыл в полном объёме эротизм; спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко. Наконец, существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.

Искусствовед Джерри Сальц выделяет такое современное художественное течение как нео-маньеризм. По его словам, это течение XXI века было создано студентами из ряда клише как подражание классике[6].



====
См. также

    Прециозная литература
    Куртуазный маньеризм
    Фонтан-шутиха



----
Примечания

Mannerism: Bronzino (1503–1572) and his Contemporaries. Metropolitan Museum of Art. Дата обращения 19 мая 2013.
National Gallery of Art - El Greco. Nga.gov. Дата обращения 19 мая 2013.
Metropolitan Museum of Art El Greco (Domenikos Theotokopoulos) (1541–1614). Metmuseum.org. Дата обращения 19 мая 2013.
Gardner, Helen. Metaphysical Poets. — London : Oxford University Press, 1957.
см. Willi Apel. Notation der polyphonen Musik. Leipzig, 1981, S.452

    Saltz, Jerry. Jerry Saltz on Art’s Insidious New Clich;: Neo-Mannerism, Vulture (10 October 2013). Дата обращения 16 августа 2014.


----
Литература о маньеризме

    Алпатов М. В. Итальянский маньеризм и барокко // Всеобщая история искусств. — М.—Л.: Искусство, 1949. — Т. II. Искусство эпохи Возрождения и Нового времени. — С. 127—159. — 635 с.
    Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520—1590). — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.— 372 с., ил.
    Власов В. Г. Маньеризм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 307-323.
    Тананаева Л. И. Некоторые концепции маньеризма и изучение искусства Восточной Европы конца XVI и XVII века // «Советское искусствознание». — М.: 1987. — Вып. 22. — С. 123—167.
    Тананаева Л. И. Рудольфинцы: Пражский художественный центр на рубеже XVI—XVII вв. — М.: Наука. — 1996.
    Чекалов К. А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. — М.: ИМЛИ РАН, Наследие. — 2001.
    Hocke G.R. Die Welt als Labyrinth. Manier und Manie in der europaischen Kunst. — Hamburg, 1957—1959. — T. 1-2.
    Briganti G. La Maniera italiana. — Roma, 1961.
    Shearman J. Mannerism. — Harmondsworth, 1967.
    Lowinsky E. The Problem of Mannerism in Music: an Attempt at a Definition // Studi musicali 3 (1974), pp.131-218.
    W;rtenberger F. Der Manierismus. Der europ;ische Stil des sechzehnten Jahrhunderts. — Wien, 1979.
    Maniates M.R. Mannerism in Italian music and culture, 1530—1630. Manchester (N.C.), 1979.
    Pinelli A. La bella maniera. — Torino, 1993.
    Barilli R. Maniera moderna e manierismo. — Milano, 2004.


----
Ссылки

    Медиафайлы на Викискладе

    Манера и маньеризм. Лекция Е. В. Головина
    И. Смирнова. Искусство маньеризма (Всеобщая история искусств, том 3)
    Маньеризм в Германии
    Виппер Ю. Б. Когда завершается эпоха Возрождения во французской литературе?

[показать];

----
Направления в европейском искусстве


Категории:

    Художественные направления  Маньеризм   Эпоха Возрождения



<<.

----
конец цитирования.


----
*
..любопытненько.


Рецензии