Праздник как репетиция счастья

   
                «А тому, кто велик для детской, не войти в Царствие   Небесное и даже  в царство Аполлона» -Честертон Г. К.

            Накануне рождественско-новогодней декады, очарованная разлитым в воздухе настроением и особенными запахами ёлок-свечей-гирлянд, я вижу во снах витражи Сент-Шапели, слышу возносящиеся под своды храма детские голоса в моцартовском каноне Dona nobis pacem; я веду за руку в дом с горящими окнами андерсеновскую девочку с последней спичкой. Мы поднимаемся по лестнице и видим нарядную ёлку, у которой стою трёхлетняя я с очень скромным подарочком, прижимая его к груди, как на старом выцветшем фото…И просыпаюсь с ощущением света и жалости. Хочется обнять весь мир и плакать!
Есть такие даты, которые настраивают на лад любви и дарят обновление и примирение. Казалось бы, ежегодно бывает этот сакральный переход границ, точка отсчета, апогей года, когда замирает дыхание, и ты витаешь-паришь между. А мироздание, простираясь снегом ниц далеко-далеко, мерцает таинственно и тихо…Но всякий раз испытываешь волнение, ибо никогда так остро до слёз, как в этот миг, не ощущаешь непрочность жизни и в то же время её полноту. И опьянение надеждой. Мы летим вместе со вселенной меж звёзд над бездной и истово верим в волшебство снов, наитий, традиций; ритуал словно вписывает нас в вечность и придаёт осмысленность всему. И не важно к какой конфессии вы относитесь, — Рождество и день вашего рождения, будто метроном, озвучивают ход времени.
Да, человеку нужны ритуалы, праздники, которые бы вырывали его из будничного течения, позволяли подняться над бытом, а главное—давали бы повод для объединения в единой эмоции с людьми. И ожидание чуда, и неожиданная распахнутость души — это всё, конечно, в нас из детства, от того ожидания, которое культивировалось традициями Европы и бывшего СССР и американскими фильмами о Дне благодарения… Всё сливается в хоре всеобщего торжества. Звучит музыка Чайковского из «Щелкунчика» и «Черевичек», челеста и колокольчики возвещают о приближении сказки, и незабываемые голоса Нэта Кинга Коула, Ива Монтана, давно ушедших в лучший мир, по-прежнему согревают нас. Популярнейшей рождественской песенке «Jingle Bells» уже около 150 лет, а «Щедрику» Миколы Леонтовича тоже немало. Одна из красивейших народных украинских мелодий, обработанная профессионалом, обрела вторую жизнь с английским текстом, под названием «Carol of the Bells». Очень нравится её звучание a capella в исполнении Pentatonix
На тему рождества сочиняли почти все классики, но мне среди грандиозных ораторий Баха и Генделя, пьес Шумана и Листа и многих-многих других нравится «Рождественское кончерто гроссо» А. Корелли. Попробуйте послушать наедине, post factum, когда вы впадете в меланхолию, когда устало погасите свечи, проводив гостей, и придёт осознание, что самый милый домашний праздник уже позади и нечего больше предвкушать…. Но это потом, а пока мы ждём чуда, легкости и общения с близкими.
Какими тёплыми компаниями мы раньше собирались на встречу нового года! В прежних наших застольях, дружеских или родственных (если без излишеств), было такое очарованье! Прежде всего налицо была та общность, то тепло, которое служит человеку своего рода защитой. Ибо ощущение себя ячейкой медовых сот, которую непременно любовно заполнят сладким нектаром комплиментов, ласковых взглядов, рукопожатий-похлопываний, душевных разговоров, участием в твоей жизни, весьма благотворно. Ты интересен сам по себе, в тебе нуждаются, без тебя не получится полноценной долгожданной встречи. "Мы рядом, мы похожи, —транслируется тебе со всех сторон, — но ты особенный тем или другим качеством, ценимым нами ("спой, старик!" или "расскажи, как только ты умеешь"; а вот он—маэстро внимательного молчания, и можно купаться в его эмпатии ). Это тот вариант коллективного, который мы душевно приемлем, о котором тоскуем как о навсегда утраченном рае, так как многие уже далече, а с некоторыми уже пройден этап отчуждения. А собственные отпрыски и прочие домочадцы утыкаются в гаджеты, если не приложить неимоверных усилий по вовлечению их в совместный реал. Но энергия-то уже не та...Счастливцы те, кому удалось сохранить дух дома или дружеской компании или, сверх ожидания, посиделок с бывшими коллегами. И жаль, что нет у нас такой сферы, как клубная жизнь. Ни тебе гостеприимства Ростовых, ни приёмов в шляхетских домах...Все по своим малогабаритным норкам. Эх! Надо добавить, что такие встречи надолго согревали и отчасти придавали смысл бытию. А может это оптика возраста дает розоватую подсветку былому?
А если не удаётся встретить праздник с родными и любимыми, то всегда выручает кино. Запасайтесь глинтвейном и вкусняшками  и дайте себе погрузиться в экранную историю. Она непременно должна быть с зимне-новогодними чудесами: неожиданным явлением неординарного персонажа незадолго до боя часов или смешной путаницей в жанре сентиментальной мелодрамы или рождественской комедии положений или забавных волшебных приключений(превращений). Главное, чтобы это был добрый, семейный фильм, который бы укрупнял, словно увеличительное стекло, возможность новых жизненных шансов, чтобы поиски любви, тепла и веры проступали как знаки жизни.
 Поэтому-то «Ирония судьбы» и «Один дома» и всевозможные поиски Санты, и даже «Ёлки» — любимы до сих пор.
А ещё бы назвала фильм «Рождественские истории», состоящий из новелл, в которых обычные люди попадают в необычные ситуации и начинается новый отсчет в их жизни, и «Рождественскую историю», созданную по повести Ч. Диккенса в 2009 г., интересны экранизации известной новеллы О. Генри «Дары волхвов». Помните трогательную историю о молодых, любящих, бедных супругах, которые желая порадовать друг друга продали единственно ценное, что у них было? Жена отрезала свои роскошные волосы, чтобы купить цепочку для часов, а муж — часы, чтобы приобрести дорогой гребень для любимой. Кстати, некоторые новогодние сюжеты завязаны на подарках и кутерьме, связанной с их приобретением. И, честно говоря, мне не хочется смотреть в канун праздника фильм «Страна Оз» российского режиссера Сигарева, несмотря на отмеченное кинофестивалями качество: в нём беспросветность российской глубинки, маргинальные типы, болезненность. Хочется не столько высокого качества кино, сколько утешения, обещания, хочется научиться извлекать из обстоятельств радость, как красивый тон из музыкального инструмента. И чтобы звучало рефреном, как в старой песне на стихи Александра Величанского:
…Что жизнь была напрасна,
Что жизнь была прекрасна,
Что все мы будем счастливы,
Когда-нибудь, бог даст…

Скоро Новый Год и Рождество. И мы опять станем немножко детьми. Нам это нужно, чтобы мир хоть раз в год ощутил себя большой семьёй, чтобы легкая авантюрность стёрла избыток прагматизма, чтобы….
Да просто хочется праздника!

На Каляды, на Каляды
Снегапады, снегапады—
Не праехаць-не прайсцi!
Падымайся i ляцi!(Змитер Вайтюшкевич)

Публикация в ж. "Маладосць" № 12\2019


Рецензии