В городе вечной юности

    Когда мне нужно в центр, я на автобусе еду до метро, станция «Пролетарская». Справа по ходу автобуса проезжаю мимо зданий Обуховского завода.  На фасаде здания указан год основания 1863.   Слышу остановка «Музей истории Обуховского завода». Сегодня решил зайти, ознакомиться с историей завода. У входа в музей справа и слева, прижавшись к гранитным тумбам, отлитые в металле, два  льва. Они смотрят друг на друга, готовые в прыжке, броситься навстречу истине, в споре - кто из них сильней! Я остановился. Мне показалось, что так скульптор  запечатлел прошлое и настоящее. То есть  справа 20 век – революции! В сознании  людей в начале 20 века, осуществилась мечта жить по – новому, всем жить хорошо! Слева 21 век, настоящее – мы в духовной жизни сделали шаг назад, вернулись в прошлое. Решив, что в мире еще не придумали иного пути развития лучше, чем капитализм? Вопрос: какое будущее мы построим?  Чем бесстрашней взгляд в прошлое, тем вернее движение в будущее.   
   Захожу в здание. Познакомился с работниками музея. Ознакомился с экспозицией. Где на стендах, в металле видны смелые шаги развития человеческой мысли. Мое желание написать рассказ о ветеранах труда завода. Нашло понимание у руководства музея. Мне назвали число, заседание совета ветеранов. Пригласили на заседания в качестве гостя. И вот я на совете ветеранов.  Мне дали возможность выступить. Рассказав о себе, я попросил присутствующих поделиться с моими читателями своими воспоминаниями. Для этого, после собрания, подойти ко мне. Где мы, обсудили бы тему и возможность  личной встречи.
   Собрание окончилось. Смотрю, ко мне подходит женщина:
 - Вера Федоровн Грищенко! Спокойно сказала и посмотрела на меня.
- Очень приятно! Я назвал свое имя.
- Я хотела бы  рассказать о своих родителях. Они еще до войны начали работать на заводе.
- Когда Вам будет удобно? Я записал ее номер телефона. Мы созвонились, встретились. Она мне передала свои записи с воспоминаниями.
        Через какое-то время я стал знакомиться с материалами написанными Верой Федоровной. Вечер. Читаю: - Папа – Федор Кирьянович 1907 года рождения. С молодых лет работал на заводе «Большевик» так его назвали.  Когда я подросла, вспоминала Вера Федоровна, выучилась и с 1965 году, стала работать на заводе. Мы с папой в одном цехе работали № 3. Он слесарь механосборочных работ. Я электро монтажницей на участоке №9. Почерк Веры Федоровны ровный, значит человек она хороший, чувствуется уверенность в прожитой ею жизни. Читаю дальше. После работы мы с папой встречалась у главной проходной, я  работала в другом здании. Подхожу. Свой разговор я начала, не доходя до папы.  Завтра 9 мая, я пойду в колонне с подружками нашего цеха. Папа стоял, грустно смотрел на противоположную сторону. Где сейчас автобусное кольцо. Вот там, он показал на площадку, до войны, стоял наш дом, он был деревянный.  Я в детстве жил настолько активной жизнью. Он вздохнул. Прекрасное время! Весна. Мы окончили школу. Шли по Невской заставе. Полной цветущей сирени, черемухи, ветра с Невы и шума заводов. Вечером белые ночи!
       Читаю и вдруг кусочек прошлого вспыхнуло ярко и объёмно.  Я увидел Ленинград: - его улицы, сквозь окна домов комнаты - все пронизано солнцем. По тротуарам идут разноцветные толпы людей.  У них сияющие глаза.
   Включаю компьютер и вот все что я прочитал, что сложилось от прочитанного в моих мыслях, стало ложиться строчками текста рассказа.
        Юность наших прадедов за Невской заставой - что мы о них знаем? Кто  о ней нам сейчас рассказал бы? Тех людей уже нет. Но я знаю! У нас есть воспоминания Ольги  Берггольц! Это  она, современница Федора, отца Веры, написала для нас воспоминания. Ольга Берггольц: - родилась 16 мая 1910 года.  За Невской заставой, она писала: - Училась - Школа № 117. Здесь я стала пионеркой, в 1926 году вступила в комсомол. По вечерам, после уроков шла в ветхое здание клуба фабрики «Картональ», где «старый» комсомолец, 22 летний юноша, объяснял нам устав РЛКСМ и рассказывал, о Третьем съезде комсомола. … Мы слушали затаив дыхание, завидуя участникам съезда, громко досадуя, что «опоздали родиться». Жаждая самоотверженного подвига за дело Ленина. 
В 1930 году окончила Ленинградский университет.   
    Продолжаю читать и писать, для вас мой читатель, воспоминания Ольги Берггольц: - 1932 год. Ольга живет на улице Рубинштейна (по-старому Троицкой), в доме 7, квартира 30. Друзьям она писала: -
 Если кто угрюм и одинок,
 вот мой адрес – может, пригодится? –
Троицкая, семь, квартира тридцать. 
Постучать. Не действует звонок.
В книге «Дневные звезды». Она рассказала об этом доме: «Это был самый нелепый дом в Ленинграде. Его название было «дом – коммуна инженеров и писателей». В начале 30 годов интеллигенция в борьбе с буржуазными пережитками вела «войну старому быту». Они накрывали стол газетами, пили чай с граненых стаканов, а сидели на табуретках. Никаких признаков мещанского уюта. В доме, - вспоминала Берггольц, - всегда было светло и тепло. А какие хорошие коллективные вечера отдыха у нас были: приходил и пел песенки Борис Чирков – живой Максим из фильма «Юность Максима». Рассказывал о своей работе артист Бабочкин – живой Чапаев! Эти картины только вышли на экраны кинотеатров. В этот дом для Берггольц, почтальон приносил письма читателей.
   Да! Жили они по - новому. Бывший редактор газеты завода «Электросила» Н. П. Виткова рассказывала о Берггольц: - Ольга носила кожаную куртку и красную косынку. Это она была душой разных общественных начинаний. Ее горячее слово звучало на собраниях, митингах. На страницах журнала «Звезда» появились очерки, посвященных истории заводов. «Орден депутата» - принадлежал перу Берггольц. Потом в войну на второй день блокады – 9 сентября 1941 года, ее голос звучал по радио. Стихи о «тете Даше» появились в Окнах ТАСС».
Дыша одним дыханием с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
     Мысли вслух! Я не геройствовала, а жила… как эти слова близки каждому из нас. Таких людей сейчас нам не хватает. Ведь по ним ровнялась та молодежь! А мы?
        Продолжаю читать воспоминания Веры Федоровны, пишу: - Перед самой войной. Папа работал на заводе.  Моя мама, Мария Семеновна – 1909 года рождения, выехала на лето в Пустошкинский район, деревню Яшково. Псковской области. С двумя детьми, на отдых.
       И вдруг в стране все поменялось.  Война! Это страшное слово! Молодое поколение о той  войне сейчас узнает по кинохронике, где неслышны взрывы снарядов, свист пуль. Они видят, как бегут в бою солдаты, падают, скошенные вражескими пулями. Видят, как беззвучно  разваливаются стены домов в воздухе, пыль, кирпичи, все медленно оседает на землю. И только когда фильмы стали  озвучивать ветераны войны, все увиденное на экране стало трогать наши души. Мы начинаем даже слышать свист пуль и крики раненых. Видим, понимаем,  сколько страданий и слез, ветераны  пережили, заново посмотрев эти немые кадры. Зеленый мир для них стал серым.
       Если мы все забудем, оно вернётся к нам новыми страданиями.
       Читаю воспоминания и чувствую, у Веры Федоровны, сменилась тональность мысли, она стала грустная, сочувствую ей, пишу: - папа вспоминал о войне. Блокада. С наступлением зимы, холод и голод  сковывали тело. Работали, пока хватало сил. Шёл домой. Благо  жил рядом с проходной. Топил буржуйку. Грел воду. Перекусив, что было, засыпал. И вот однажды. Кто - то заметил в моем окне свет. Постучал. Я подошел, слышу: -   Можно у вас переночевать, ходьбы у порога. – Конечно, можно! Входите! На пороге фронтовик. «Мне дали увольнительную, пропуск, разрешили навестить родственников в городе. Но пока я шел с Понтонной, стало совсем темно. Устал. Я утром уйду». – Попей горяченького, согрейся и ложись. Приблизительно через месяц, опять стук в окно: - Откройте, пожалуйста! Папа открыл. Можно войти? Входи. Солдат с порога говорит: - У вас ночевал мой сослуживец. – Да! Помню. Он меня попросил вам передать…  и протянул сверток. Не беспокойтесь, это конина. Снарядом разорвало лошадь. Вот он и попросил свой кусочек вам передать. Я пойду, служба! Папа долго молчал и добавил: - Вот это были люди! В самое голодное время, когда не было ничего! …  Голос его изменился. Он отвернул от меня лицо. Пошли домой.   
    Ниже, Вера Федоровна приписала: - в конце 1941 года, дом, в котором прошло папино детство и юность, был разрушен фашистской бомбой.  После войны мы жили по другому адресу: - Троицкое поле дом 3.               
    Очень хочется написать о маме, она в войну жила на оккупированной немцами территории. Ведь это забытая страничка жизни наших прадедов.
        1941 год, июль месяц. Немцы наступают. Колонна военной техники, поднимая пыль, входит в деревню. Под окнами с треском проехали мотоциклы. Солдаты в серо зеленых мундирах,  двигалась по деревне. В окно дома видно, как в их двор вошли немцы. Вдруг открывается дверь, в дом вскакивает огромная собака. Она лаяла, побежала к кровати. В это время в доме находилась Екатерина Кирьяновна, сестра папы и дети. Все от страха растерялась. Дети  полезли под кровать. Вдруг откуда-то  выскочила кошка и запрыгнула на спину собаки. Своей мордой к хвосту. И стала задними лапами царапать собаки голову. Собака завыла от боли, забегала по дому, но сбросить кошку не могла. На вой собаки, в дом вошел офицер, выхватил из кобуры пистолет и остановился, в кошку он стрелять не мог. Боялся убить собаку.  Из-под кровати выбежали котята. Кошка спрыгнула с собаки. Хозяйка схватила котят и прижала их к своей груди. Ее глаза полные ужаса смотрели на немца. Во дворе выла собака. Офицер смотрел женщине в глаза, опустил пистолет, выбежал за собакой во двор. 
        Получилось так?.. Защитники Родины, отступив от своей границы, оставили стариков, женщин, детей без защиты. На милость врага. Это страшно! Их некому было защитить. Жестокость фашистов не имела границ. По малейшему поводу они расстреливали людей. А для усмирения не покорных жителей, сжигали деревни, вместе с людьми. ( Пример - деревня Красуха Порховский район),
      Я отложил ручку, бумагу. Война.  Блокада. Вспомнил! И моя мама жила в то время в Ленинграде. Папа воевал на фронте под Ленинградом. Нахлынувшие чувства не давали работать. Я встал, оделся. Пошел пройтись по улицам нашего прекрасного города, сохраненного нам, прадедами. В войну, они дома согревали теплом своей души, улицы освещали светом любящих глаз. Восстановили и передали город новому поколению, как талисман, чтобы все жили счастливо.
      Вечер, перечитываю уже написанный текст. В душе все, что уже написал, понимаю, продолжаю писать. Мы живем в стране, где поменялся строй, уже более тридцати лет. Казалось бы, мы должны сейчас увидеть большие перемены в сознании человека. Через искусство мы напряженно всматриваемся в молодое поколение людей, что бы увидеть будущее. И что я вижу! Образ жизни (оглядывается) обращен  в  19 век – дворяне – нище броды.  Словно читаем произведения писателей: - Н. А. Некрасова:   поэма «Кому на Руси жить хорошо». А. П. Чехова «Вишневый сад». И  т. д. Смотрим новые фильмы. Передачи по телевизору: - на НТВ «Звезды сошлись», «Ты не поверишь!»: - где герои себя считают элитой общества, а остальных нище броды. Да! Все старо как мир. С меня хватит комментарий, я предлагаю нам оглянемся на две тысячи лет назад.  Живое слово не теряется в веках.  Притча о безумном богаче: - …У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собой: … сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Но Бог сказал ему:  безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же  достанется то, что ты заготовил?
      Комментирует притчу протоиерей Павел Великанов: - …  У каждого из нас в жизни случаются неожиданные «излишки». Невозможно понять, почему и откуда они появляются. …
      Главный вопрос, который ставит перед  нами сегодняшняя притча, вот какой: насколько мы способны видеть Господа Бога сквозь те «случайные» удачи, которые порой происходят, - или мы настолько любим их и жаждем, что стоит лишь получить и радость полностью затмевает все наше сердце? Помоги же нам, Господи, всегда помнить: Ты очень внимательно смотришь всякий раз, когда нам что - то ниспосылаешь, захотим ли мы стать «маленькими богами» для окружающих – пустив твою милость дальше – или выберем тупиковый путь, оставив этот поток любви только на себе! 


Рецензии
Добрый день, Алексей! Спасибо за интересный рассказ, в котором написаны
воспоминания Ольги Берггольц и Веры Федоровны про войну. А притча говорит нам о том, что надо больше думать о душе, а не о богатстве. Богатство с собой не возьмешь, когда умрешь.
С уважением,

Людмила Каштанова   02.05.2024 12:47     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение и хороший отзыв.

Алексей Решетняк   02.05.2024 16:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.