Нужны ли современному миру границы?

“SOL INVICTUS” AN INTERNATIONAL COLLOQUIUM

Давайте поговорим об этом. Начнём с Украины, головной боли нашей. Шесть лет множественные ток-шоу и просто отдельные журналисты изо дня в день обсуждают различные факты, часами дерут глотки, спорят, а воз украинских проблем всё катится и катится себе под гору. Ситуация сегодня там хуже, чем 6 лет назад. Родилось и благополучно накачивает мышцы опасное и бесчеловечное государственное квазиобразование. И ведь всё идёт к тому, что подобное чудище обло поставят миру (или половине его) за образец. Глобализм склонен к подобным эффектам.

А что если от обсуждения фактов перейти к рассмотрению подобных проблем с философской точки зрения?
Итак...
-----------
1.
Зачем нужна граница в принципе?
Пограничье отделяет. Пограничье обосабливает. Пограничье не дает размыться и
раствориться во внешнем. Вместе с тем, пограничье — это зияние Другого, просвет в
Чужое и Чуждое. Именно в пограничье и посредством пограничья осуществляется
коммуникация.
Коммуникация, разворачивающаяся в пограничье, изменяет, а зачастую и
искривляет коммуникирующие субъекты с тем и до той степени, чтобы контакт
состоялся. Причем этому искривлению в пограничье подвержены даже самые
устойчивые, инвариантные феномены культуры.

Что, как и почему пограничье трансформирует интересно проследить на примере наиболее устойчивого,выверенного и строгого религиозного дискурса.
Есть веские основания полагать, что в пограничье представления о своей и чужой
вере могли отличаться от стандартных трактовок ученых богословов. Причем отличие
настолько разительно, что эти представления предпочтительнее обозначать скорее как богословствование, но не богословие. Термин «богословствование» в этом случае
подразумевает как осознанную, так и не осознанную трансформацию («искривление»)
общепринятых идей. Как и почему пограничье судебного разбирательства, торгового и
дипломатического контакта и т. п. изменяет, искривляет, трансформирует и
переформатирует привычные и общепринятые в обществе способы
богословствования?
В задачи «официальных» богословов входило, в частности, проведение четких
демаркационных линий между религиями и конфессиями, разделение «ортодоксии» и
«гетеродоксии». В богословствовании, напротив, эти границы могли быть размытыми
настолько, что подчас возникает искушение говорить о формировании новой
синкретической идеи. В то же время,  представления об иной вере в богословствовании нередко оказывались более фантастичными или анахроничными,
чем у ученых богословов своего времени, вопреки опыту непосредственного
взаимодействия с иноверцами пограничья.

Концепт «богословствование» позволяет рассматривать место соприкосновения
различных религий или конфессий не как узкую, подобную лезвию, линию границы, а
скорее как спорную территорию — пограничье. Такого рода пространство всегда
оказывалось местом рождения нового феномена, характеристики которого не сводятся
к чертам двух коммуницирующих.

Пограничье всегда понуждает двоицу к порождению чего-то третьего...
В этом смысле, феномен ЛНР и ДНР в 2014 году научно обоснован и неизбежен. Противостоять этому бессмысленно.

(Продолжим)


Рецензии