559. За танковый, за биатлон!

(полная версия статьи, опубликованной в популярном местном еженедельнике «Мой город – Железнодорожный» № 34(559) от 9 сентября 2015 года)

КРУГОЗОР: 13 сентября – День танкиста!

Первые годы своей жизни я провёл на звезде! Дело в том, что кафе «Юлдуз» (узб. – звездочка) располагалось на первом этаже жилого дома и пользовалось большой популярностью у курсантов Ташкентского ордена Ленина высшего танкового командного училища имени дважды героя Советского Союза маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко, расположенного через дорогу.

Можно сказать, что вместе с молоком матери я впитал дух армейской жизни, слушая залихватские песни курсантов под четкий строевой шаг, грозный рёв танковых двигателей и лязг гусениц. День Танкиста в 2013 году общественность встретила шутками-прибаутками. Многие тогда высказывались в адрес Министерства обороны, искренне считая, что вместо повышения боевой готовности бронетанковых войск там занимаются «показухой», перекрашивая танки в разные цвета. Да и названия «танковый - балет, - биатлон, - шоу» вызывали кривые усмешки.

Кто же тогда мог предположить, что идея «Танкового биатлона» будет дополнена «Суворовским натиском», «Авиадартсом», «Десантным взводом», «Каспийским дерби», «Кубком Каспия», «Мастерами артиллерийского огня и противовоздушного боя», «Открытой водой», «Безопасными маршрутом и средой», «Тропой разведчика», «Отличником войсковой разведки», «Мастерами автобронетанковой техники» и «Полевой кухней». Становится совершенно очевидным, что самый яростный скептик и самый язвительный критик остались с носом!

Соревнования российских команд из четырёх военных округов за выход на международный турнир 2013 года захватили меня с головой. Особенно приглянулся красный танк Центрального военного округа. Искренне болел за экипаж из Чебаркульской танковой бригады (командир - лейтенант Владимир Гаврилов, механик-водитель - старший сержант Игорь Кутергин, наводчик-оператор - рядовой Алексей Придеин). Ребята заняли третье место, но какой же был накал эмоций! Глядя в экран телевизора, я находился вместе с ними, ощущая горький запах дизельного выхлопа, пьянящий аромат пороховых газов, одурманивающий лязг гусениц и грохот огромного табуна лошадей! Когда в спешке закрыли выход механику-водителю пушкой, я кричал вместе с Игорем Кутергиным: «Пушку! Пушку!», словно на хоккейном турнире мы просили шайбу!

Будучи десятиклассником, я проходил «обряд посвящения в танкисты» на день открытых дверей в нашей «танкуше» (так ласково мы называли наше Ташкентское танковое училище). На люк механика-водителя опускалась пушка, и, оставаясь в темноте, окруженный со всех сторон бронёй, внешний мир можно было созерцать только через перископ! Это были непередаваемые ощущения!

Далее воспоминания захлестнули меня. Вот я, курсант Самаркандского военного автомобильного училища, лежу на полигоне в танковой колее в обнимку с автоматом и учебной противотанковой гранатой. Кажется, что днище танка вот-вот зацепит мою каску и оторвет голову, поэтому как можно сильнее вдавливаю себя в грохочущую землю, монотонно повторяя про себя: «Граната! Граната!», чтобы не забыть бросить её в удаляющуюся махину! Обкатка танками укрепляла наши нервы и поднимала наш боевой дух!

А какой восторг я испытал от вождения МТЛБ-у (многоцелевой транспортёр легкобронированный универсальный). Тронувшись с места, машина полетела вперёд. Управляя рычагами и педалями, преодолевал различные буераки, то взмывая к небу, то опускаясь на самое дно оврага. Мои сослуживцы, болтаясь в десантном отделении, прокляли в этот момент всё на свете. Прапорщик - инструктор из батальона обеспечения учебного процесса, вцепившись в кресло, изумлённо глядел на меня. Позже он спросил, не было ли мне страшно, и какую песню я пел при вождении! Оказалось, что в громыхающей броне я что-то горланил, но что, так и не вспомнил! «Далеко пойдешь! – сказал прапорщик, - но мозги, всё-таки, надо иметь»!

Мой инструктор тысячу раз прав, так как удовольствие от управления подчинившейся тебе многотонной бронированной машины напрочь забивает все инстинкты, заставляя лететь вперёд через все препятствия!

Кровь закипела у меня в жилах от воспоминаний, руки сами потянулись к перу и бумаге, выводя строки будущей песни. В первом куплете я летел на танке «через реки, горы и долины»! Во втором куплете рассказал, что правдивое признание своих ошибок (которые были, есть и будут) превращают недостаток в «изюмину». Например, как не полностью открывшееся кольцо на зимней Олимпиаде в Сочи!

А после всех испытаний, преподнесенных танковым биатлоном, завоеванный кубок становится, по-настоящему, сладок! Но это не означает, что он сделан из шоколада, нет! Сергей Иванович Ожегов трактует в своем словаре слово «сладкий» как приятный, доставляющий удовольствие.

Ни капли не сомневаясь, но как говаривал Козьма Прутков: «Весь исполненный волненья…», то письмо я отослал. Ответ специалистов группы военно-патриотической песни отдела культуры Культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации поверг меня в шок. Люди, видимо никогда не сидевшие за рычагами боевых машин, начали объяснять прописные истины: 1. Танки не могут летать; 2. Чемпионат мира по танковому биатлону – это международный уровень; 3. Кубок не может быть сахарным, а провозглашение «За танковый, за биатлон!» вообще звучит как тост.

Хочется спросить уважаемых критиков, как же быть с известной римской пословицей: «Dulcis fumus patriae - Сладок дым отечества», горячо подхваченной Гаврилой Романовичем Державиным? И вообще, имеет ли смысл переделывать текст песни, если «пятна на солнце» всегда найдутся? Кому интересен сухой, без задора, вариант? Например: «На танке в горку заползём, преодолев воды преграду! С собою кубок увезём! В металле славную награду»?

Впрочем, Фёдор Иванович Тютчев давным-давно ответил на эти вопросы своими неувядающими строками:
 
«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш - и сам талант всё ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он Отечество коптит!

Из истории известно, что День Танкиста учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых Сил страны бронетанковой техникой.

В этот день хочется поздравить настоящих танкистов, не понаслышке знающих про летающий танк Т-90С, получивший имя «Черный орел». Поблагодарить конструкторов базовой платформы «Армата», сделавшими башню танка необитаемой, тем самым оберегая командира танка и наводчика-оператора, исключая блокировку механика-водителя пушкой. И, конечно, почтить память тех танкистов, которых уже нет с нами рядом. Всем им хочется сказать, что их подвиги, их тяжелая работа не напрасны, так как были направлены на защиту Отечества от наступающего врага.

И ещё, прадеду моего сына, Зайцеву Иллариону Федоровичу (1922-2004), выпускнику Ташкентского танкового училища 1945 года, хочется сказать: «Дедулечка Лара, дорогой! С праздником тебя! Ты можешь гордиться своими потомками, которые успешно разрабатывают и осваивают новые образцы бронетанкового вооружения. А своё мастерство оттачивают в изнурительных сражениях на танковом биатлоне! За танкистов! За танковый биатлон! Ура! Ура! Ура!».

«За танковый, за биатлон»!

Куплет 1:
Кровь закипает! Железо гремит!
Танк по воде, по преградам летит!
Азарт и волнение в каждом сидит, -
Лишь самый умелый здесь победит!
Лишь самый умелый здесь победит!

Припев:
В броне российский биатлон, -
Впервые в мире создан он!
Свою ты удаль докажи,
И мастер-класс всем покажи!
Танкист всегда готов на штурм:
Пальба орудий! Траков шум!
Твой кубок сладок, Чемпион!
За танковый, за биатлон!
Твой кубок сладок, Чемпион!
За танковый, за биатлон!

Куплет 2:
Механик-водитель пушкой зажат,
В ящике ждет командира снаряд!
Нервы чуть сдали – в команде разлад,
Лишь выучка снова спасает ребят!
Лишь выучка снова спасает ребят!

Припев.

Куплет 3 – речитатив:
Сомненья и споры – всё позади!
Сильный и ловкий – всегда впереди!
В честном сражении всех победи!
На пьедестал биатлона взойди!
В честном сражении всех победи!
На пьедестал биатлона взойди!


Тимур СУНЦОВ, подполковник запаса.


Рецензии