Рельсы Победы Гл. 14 Учеба в школе Рудольфо

                Глава 14. Учеба в школе «Рудольфо»


Октябрь 1941 года, Харьков
               


Основная масса командиров из корпуса годится только на роль рядовых подрывников, и лишь малая часть – на начальников подрывных команд. Для грамотного минирования железнодорожных путей крайне не хватает знающих, хорошо обученных специалистов.
 
 По этой причине в октябре 1941 года назначены краткосрочные учебные сборы  командиров и команд минноподрывных подразделений 5, 13 и 27-й железнодорожных бригад.

Наше обучение в Харькове проводит известный минер «Рудольфо». Испанский псевдоним легендарной личности, активно прожившей целый век, – полковника Ильи Григорьевича Старинова (1) – начальника отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии.

Стройный брюнет с образцовой выправкой среднего роста знакомит нас с устройством мин различных систем, в том числе и замедленного действия, рассказывает, как надо устанавливать такие мины, маскировать и фиксировать, чтобы в случае необходимости обнаружить самим.

Мы впервые слышим от Ильи Григорьевича об электрохимических и часовых взрывателях и замыкателях, о вибрационных минах мгновенного действия, дорожных минах «ДМ» и не извлекаемых «НМ», взрывающихся от малейшего сотрясения. Вся эта техника позволяет в полевых условиях монтировать как объектные, так и противопоездные мины мгновенного и замедленного действия (замедление устанавливается от 2 до 6 месяцев).

Во время обучения Илья Григорьевич поражает нас своей эрудицией, обширными знаниями в области минирования, подрывного дела и диверсионных работ.

Он ярко и в доступной форме приводит разнообразные примеры из своей богатой практики боевых действий в Испании и на Карельском фронте во время войны с финнами, например:

–… Весной 1937 года с заброшенного маслодельного и сыроваренного завода, окруженного густыми оливковыми рощами и служившего временной базой, вышла наша партизанская группа. Цель –  туннель на участке Пеньярроя – Кордова, а затем несколько мостов в том же районе.

Туннель выведен из строя следующим образом: между рельсами положена автомобильная шина, начиненная взрывчаткой. К шине привязали отрезок стального троса в виде петли. Паровоз, выскочив на скорости из за поворота, зацепил петлю своим сцепным устройством, и уволок автошину с собой. Сработали два воспламенителя.

Одновременно мы из кустов начали забрасывать вагоны бутылками с горючей смесью. Пламенеющий эшелон скрылся в туннеле: через несколько секунд раздался приглушенный хлопок взрыва… Эшелон с боеприпасами горел и взрывался несколько суток. Путь оказался сильно поврежденным, а туннель – завален. Рельсы, вплавленные в камень, противнику пришлось вырезать автогенами и рвать динамитом.

Фашисты, наступавшие на город Пособланко, очень нуждались в этой дороге. Могли ли они предполагать, что роковую мину втащит сюда свой же паровоз?!...

–… во время войны с финнами  при отходе они 99% населения эвакуировали. Ворвемся в село – никого нет. Частично дома повреждены, частично – заминированы  минами замедленного действия. Наши озябшие и измотанные бойцы набиваются в дома по  50 человек. А через несколько часов последуют взрывы.  После этого  мы уже  старались  подальше  держаться  от  любых  зданий  и  сооружений,  хотя минированных  среди  них совсем мало. И  вся армия  мерзнет  в палатках.  Финнам   удалось  выгнать   нас   на  мороз. 

А   теперь,  когда  мы  решили воспользоваться  опытом врага,  что  происходит?  Поджигаем  деревни, в которых живут крестьяне. Вместо их эвакуации. Играем на руку немцам…

Илья Григорьевич, прищуривая в моменты волнения зеленые глаза,  активно призывает нас также придерживаться здорового образа жизни:

– Тавщи командиры! Наша с Вами задача – постоянно трудиться на благо Родины и приобщать к этому бойцов! А курение и алкоголь снижают работоспособность и ясность  мышления, укорачивают жизнь, склоняя чашу весов в пользу врага!...

–…помочь врагу с честью погибнуть за свою отчизну, а не самим бездарно сложить головы!

Илья Григорьевич скромно описывает свои заслуги и не скрывает жестокие подробности проводимых диверсий, при этом подвергая жесткой критике подготовку наших войск к войне с Германией.

В конце войны мне поведал знакомый офицер из Главного военно-инженерного управления, что по этой причине Илье Григорьевичу не присвоено звание Героя Советского Союза, несмотря на неоднократные представления командования.

Время от времени он разбавляет увлекательные лекции военными анекдотами:

– …На пресс-конференции Геббельс говорит американскому журналисту:
– Если бы ваш Рузвельт завел себе SS, как наш фюрер, у вас бы давно уже не было никаких гангстеров!
– Точно так, – они бы все служили штандартенфюрерами!...

–… 1941 год. Берлин. Немца, публично обозвавшего Геринга свиньей судят по трем статьям: оскорбление государственного чиновника, глумление над животным и разглашение государственной тайны…

Благодаря Илье Григорьевичу, я заделываюсь ярым энтузиастом подрывного дела и в ходе учебы близко схожусь с интересными людьми: военинженерами Брыкиным, Фроловым  (впоследствии станет моим помощником), майором Васком, младшим сержантом Земляницыным и другими. Вместе нам предстоит оборонять Харьков.


Примечание:

1) Cтаринов Илья Григорьевич (02.08.1900 – 18.11.2000): уроженец села Войново Орловской губернии, старший советник командующего Южным фронтом Испанской Республиканской армии в 1936-1937 годах, участник Советско-Финской компании 1939-1940 годов, партизан-диверсант, полковник, профессор, «дедушка русского спецназа».
Награжден:
- 2-мя орденами Ленина (1937, 1944г.г.);
- 5-ю орденами «Красного Знамени» (1939, 1944, 1945г.г.);
- медалями «За оборону Сталинграда» (1944), «За оборону Кавказа» (1944), «За оборону Москвы» (1944).
За 4 года Великой Отечественной войны он организовал подрыв 256 средних и малых мостов. Разработанные им мины пустили под откос более 12.000 военных эшелонов противника. Особенно широко в СССР использовались поездные мины Старинова (ПМС) мгновенного и замедленного действия и автомобильные мины Старинова (АС).


Рецензии
Немало уже написано про выдающегося советского учёного, воина и профессора взрывных дел Старинова. Но в этой статье немало очень интересных и важных деталей, ранее, опять же, не известных читателям и даже ветеранам ЖДВ! Прекрсный рассказ, который следует изучать в военных училищах этого профиля (ЛВВКУ ЖДВ И ВОСО, ТВВИКУ)

Сергей Лелеко   27.04.2021 10:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.