Рельсы Победы Гл. 16 Мой вклад в оборону Харькова

                Глава 17. Мой вклад в оборону Харькова
               

Октябрь 1941 года


В октябре 1941 года комбат Байков вместе со мной составляет и выполняет план заграждений  на протяжении от Тернополя до станции Гребенка и от станции Ромодан до Харькова.

В окрестностях Харькова, в течение 8 суток мы осуществляем работу по составлению и реализации плана заграждения железнодорожных участков 13-й бригады в городе с детальным описанием минирования объектов.
Всего нашей бригадой уничтожено 35 искусственных сооружений и 600 стрелочных переводов.

План заграждения  представляет собой схемы и расчеты, нанесенные на один большой лист с горизонтальными полосами разной ширины в зависимости от объема записей и расчетов по видам железнодорожных объектов.

В верхней полосе листа нами начерчена в масштабе схема железнодорожных участков с указанием нескольких станций, средних и больших мостов и других сооружений.

Ниже последовательно рассмотрены способы устройства заграждений с расчетом сил и средств для верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений, ряда станций со всеми объектами. Для средних и больших мостов сделаны отдельные расчеты.

Еще ниже – планы и графики минирования с указанием сроков замедления мин, расчетом потребности сил и средств для минирования.

Самый нижний край листа занимают сводные таблицы потребности сил и средств для всех участков. План заграждения подписан нами, заверен подписями командира бригады, начальника военных сообщений армии полковника Коршунова, начальника тыла армии и утвержден командующим армией.

В ходе выполнения задания мы несколько раз бываем у командующего армией, который на последнем совещании предупреждает комбригов, комбатов и «инжиров»  о необходимости постоянной бдительности:

– … буквально день назад нашими частями захвачены в плен две группы противника, которые на советских автомашинах и переодетые в форму военнослужащих Красной Армии пытались проникнуть в Харьков...
Полковник Коршунов несколько раз приезжает в Харьков, проверяя ход выполнения работ по заграждению.

20 октября около 23 часов он сообщает мне и другим военинженерам, что приказом Ставки Верховного Главнокомандования принято нелегкое решение о временном оставлении нашими войсками Харькова. В связи с этим необходимо основательно разрушать искусственные сооружения. В его присутствии я составляю дополнительный план заграждения, который он утверждает.

С 20 октября гарнизон Харькова (216 стрелковая дивизия полковника Макшанова , 57 стрелковая бригада войск НКВД полковника Соколов–Васютинского , Харьковский полк народного ополчения, отдельные батальоны местных стрелковых войск и бронетанковый отряд) начинает вести ожесточенные оборонительные бои с надвигающимся на Харьков противником.

Противостоят нашим частям подразделения  6-й армии вермахта генерал-фельдмаршала Вальтера фон Рейхенау и 55-го армейского корпуса генерала пехоты Эрвина Фирова.

23 октября около 24 часов нашими железнодорожными частями завершены разрушения большей части мостов через реки Лопань и Уды (часть зарядов не сработала), путепроводов, пунктов водоснабжения, стрелочных переводов и путей, а 24 октября город оставлен врагу.


Рецензии
Настоящий урок заграждения железных дорог в условиях воздействия проивника! Учебник заграждения на все времена! Потрясающе!

Сергей Лелеко   27.04.2021 11:15     Заявить о нарушении