Внутренний голос

Во время экзамена профессор заметил, что студент часто заглядывает под свои бумаги. Он быстро подошел к нему. Под бумагами лежала фотография девушки. На которой было написано: «Когда тебе будет трудно, взгляни на меня». Профессор улыбнулся и больше к студенту не подходил, а тот, заменив фотографию на шпаргалку, спокойно списывал.
                Студенческий анекдот

Студент четвертого курса Григорий Паливода сдал последний экзамен по деталям машин весенней сессии на четверку. Вписывая в его зачетную книжку отметку «хорошо» преподаватель сказал:
- Паливода, я видел, что вы куда-то заглядывали, но на дополнительные вопросы вы ответили хорошо и получаете четверку. Покажите куда вы заглядывали?
Гриша достал из кармана брюк маленькую записную книжку. Перелистывая ее страницы преподаватель с изумлением рассматривал аккуратно сделанные рисунки, четко вписанные формулы и расчеты.
- Подарите мне эту книжечку, - попросил преподаватель, - я коллекционирую шпаргалки, и ваша книжечка украсит мою коллекцию. Конечно, переписывая мой курс, вы многое узнали и запомнили. Если бы вы сразу мне показали вашу книжечку, то и без ответа получили четыре!

Гриша вырос в крестьянской семье, учился в сельской школе и всем сообщал, что его прадед был крепостным и лично знал Тараса Шевченко. Он был старательным и трудолюбивым, но постигать науки ему было тяжело. Учителя его жалели и не ставили троек: в институте даже с одной тройкой не давали стипендию. Я учился с Гришей в одной группе.
- Гриша, - спросил я после экзамена, - зачем ты ему показал свою книжечку? А вдруг он зачеркнул бы четверку? Как ты решился?
- Мне подсказал внутренний голос. Он сказал: ПОКАЖИ!
- И давно это у тебя?
- Что?
- Ну, внутренний голос.
- Давно. Если бы не он, я бы не попал в институт. Пошли в кафе, отметим окончание сессии, я угощаю, там и расскажу.
- Пошли, - согласился я, - но выпивка за мной.
Когда мы сели за стол, я спросил:
- Сколько тебе заказать, сто пятьдесят?
- Нет, это много.
- Так сколько?
- Два по сто.
Принесли графинчик и закуски.

- С детства я любил точные науки, - начал Гриша, - таблицу умножения выучил в шесть лет. А разве  можно не любить физику? Ведь она объясняет как устроен наш мир. Химия мне не давалась, формулы щелочей и аминокислот я запомнить не мог, когда заканчивал школу, твердо знал только одну формулу: аш два о. Мне нравилась техника, я уже умел управлять трактором, решил стать инженером и был уверен, что химия мне не понадобится. Когда я купил справочник вузов, где были перечислены приемные экзамены, оказалось, что в политехническом мне придется сдавать химию. Я стал спешно готовиться, но перед самым экзаменом успел выучить только первые девять билетов. По остальным двадцати все ночь делал шпаргалки.
- Писал ответы в такую же книжечку?
- Нет, тогда просто сделал 20 карточек. Я потянул билет и прочитал его номер: 29. Без шпаргалки мне экзамен не сдать. Я сел подальше от учительского стола, вынул из кармана брюк нужную карточку и стал не спеша переписывать ответы, краешком глаза наблюдая за учительницей. На всякий случай положил на шпаргалку фотографию, что подарила мне в день отъезда Зинка - первая красавица нашего села и написала на обороте:
«Милому Грише, что грел меня в стужу,
Лучшему другу, а может и…»
Учительница беседовала с теми, кто подготовился раньше меня. Отпустив очередного абитуриента, она встала и начала поправлять на столе свои бумаги. И тут появился он.
- Кто он?
- Внутренний голос. СПРЯЧЬ ШПАРГАЛКУ! - ясно услышал я
Я сразу спрятал шпаргалку.
- Встаньте!
Я встал.
- Выйдите из-за стола!
Я вышел. Она внимательно осмотрела все вокруг, но шпаргалки, естественно, не нашла. Посмотрела на фотографию.
- Я знаю этот анекдот, - сказала она, - вы пользовались шпаргалкой.
- Вы ошиблись.
- Может я ошиблась, знаете что, покажите, что у вас в карманах. Если там нет шпаргалок, я при всех перед вами извинюсь.
- Ну, вот еще, что я маленький, карманы выворачивать.
- Мне все ясно, я отстраняю вас от экзамена. Можете идти.
С этими словами она вернулась к своему столу.
Это была катастрофа. Химия была четвертым последним экзаменом. Прощай институт и все надежды на будущее. Отец сказал, не сдашь экзамены, до армии будешь пасти коров. Я вернулся к своему столу и стал покорно собирать свои бумажки.
- СЯДЬ! – услышал я внутренний голос.
Я сел.
- Уходите, - повторила учительница, - я у вас экзамена принимать не буду, за пользование шпаргалкой уже поставила вам два.
Я встал.
- СЯДЬ! - скомандовал внутренний голос.
Я сел.

Тут открылась дверь, и в комнату вошел председатель приемной комиссии.
- Как идут экзамены, - спросил он.
- Скоро кончаю, только был у меня конфликт с одним абитуриентом. Вон он, полюбуйтесь.
И указала на меня. Председатель полюбовался.
- А что случилось?
- Он пользовался шпаргалкой, и я поставила ему пару. А он не уходит.
- Вы отняли у него шпаргалку?
- Нет, я ее не нашла. Вероятно, он успел спрятать.
Председатель задумался.
- Давайте сделаем так, - сказал он, - пусть он возьмет новый билет и сядет рядом с вами за ваш стол. Вряд ли в таком положении он сможет пользоваться шпаргалкой.
Эта идея ей понравилась.
- Идите сюда, тяните новый билет.
- КРАЙНИЙ СЛЕВА! - сообщил голос
- Я взял крайний слева билет. Номер шесть!
- Возьмите стул, и сядьте рядом со мной.
Я взял стул и сел рядом. Она принимала экзамены, а я готовился. Время от времени она смотрела на меня, а я на нее. Я исписал три страницы и прекрасно ответил. Потом она задала мне дополнительный вопрос и мне опять повезло: я знал ответ.
- Даже не знаю как быть, если бы не было этого конфликта, я бы поставила вам отлично, а так, поставлю хорошо. Согласны?
- СОГЛАШАЙСЯ!
Я кивнул головой, взял зачетку и вышел. Мне было стыдно, но в институт я поступил.
На лекции по химии, которые потом на первом курсе вела эта учительница, я ходил аккуратно и экзамен сдал честно. Ты спросишь, что у меня осталось в памяти? Она рассказывала, что если охапку сена подержать в воде, происходит какая-то химическая реакция, вода становится мягкой и в радиаторе автомобиля не оставляет накипи. Мой папа - шофер, и у него в кладовке по моему совету всегда стоит мешок сена. И папа уже два года не чистил радиатор. Теперь я люблю химию. Химия великая вещь!
Он встал.
- Гриша. Еще сто?
- Нет, я свою норму знаю. Пойду, пока не закрылась почта, родители просили после каждого экзамена посылать телеграмму. Обрадую их, что стипендия будет.
Мы расстались.

Я пошел в общежитие и по дороге выбросил в мусорный ящик свои шпаргалки.


Рецензии