Еду я на родину. Эх дороги наши... разные

   И вот я снова еду на родину. Тянет туда. Просто побыть, походить, к сестрам заглянуть в гости. Воздух родной вдохнуть. Он там до сей поры такой же чистый и свежий. Как само детство. Как сама юность.

   Выехали в пять утра. Втроем. Я, жена моя и наш добрый Серебряный Крейсер (http://www.proza.ru/2019/12/13/620) .  Ехали без приключений. Какие приключения, если с шестью фарами не видно ничего!  Декабрь – самый темный месяц. А если вместо желанного снега -  лишь унылый дождь – так темнее темноты получается. Особенности нынешней зимы!

    Нос не вешать!
    Хвост поднять трубой!
    Еду я на родину!
    Хотя и не домой…

   А вот и заветный поворот с магистрали на Велье. И далее тридцать километров до Красного города.

   А оттуда - “ до Опоцки три верстоцки, да в боцок один скацок! “.   

   До Велья доскочили быстро, обогнав вялый “Фордик”. Не спится же еще кому-то!  “Фордик” в Велье остался…

   Вот и древнее городище. Слева – озеро. Впереди лесная  грунтовка. Две недели назад здесь ехали. Печальный повод был. Уходят люди порой. Навсегда. Ехали проводить.

   Дорога была уже сильно разбита сорокатонными самосвалами. Здесь, в тихой глуши, идет стройка века. Животноводческие “тысячники”. Но ехать было терпимо. Потому и теперь свернули сюда, не ожидания подвоха.

   Смутные сомнения пришли, когда сразу за Городищем началась странная “стиральная доска”. В точности как на испытательных полигонах!  В знак протеста отвалился от лобового стекла антирадар, державшийся на присосках. Ну и ладно, он в лесу без надобности.

   Обогнав едва ползущую “Гранту”, я увидел вдруг, что замурован на встречке.  По центру дороги была возведена разделительная полоса из песка и щебня высотой под полметра! Видимо грейдер “забыл” про недоработку свою.
   Ничего себе, сюрпризик!  Ну, Крейсер мой и не такое видывал. Спокойно, не снижая скорости, перемахнул через дорожную неожиданность на свою полосу… “Гранта” вскоре свернула в деревеньку…

  А дальше началось странное. Двигаясь по разбитым и развороченным колеям, я вдруг ощутил, что машину сильно водит, а под днищем что-то шуршит и плещется. Так бывает, когда едешь по глубокой луже, или по жидкому бездорожью. Но ведь я  по дороге еду! Как бы.

  Добавил дальний свет, всмотрелся и понял – действительно, дорога представляет собой сплошную глинисто- песчаную жижу!

  Эх, дорога!

  Через какое-то время решил – пора подключать полный привод! Свежая резина и блокировка заднего моста уже не спасали.

  Так и продолжили путь. Машину бросает. Штурвал из рук рвется. Штурман мой, жена на соседнем кресле, крепко ухватилась за поручень и сомневается:

- Уже должно быть Платишино! А его нет. А может, это не та дорога!? Ты никуда в темноте не свернул?

  Опа! Мало того, что дороги нет! Одно направление! Так ведь и в направлении засомневались!
    И действительно, все кажется незнакомым!  На обочинах – все пестрит от отражающих поверхностей новеньких знаков. Раньше не было!
    “ Обгон запрещен”, “ Не более сорока километров в час”….
    Я глянул на спидометр. 35!  Больше никак! По болоту ведь едем! Жижу гребем. Вдобавок, видеорегистратор рассмешил до колик в животе, уверенно заявив чувственным женским голосом:

-  Внимание – ДНЕВНОЙ РЕЖИМ!

   Поймав отражение луча фар от очередного странного знака, “женщина” решила, что наступил день, и решила перейти на дневной режим съемки. Мило. Это когда шесть фар ничего не видят в кромешной темноте.

    Однако, вот и Платишино! Дороги нет. Но направление наше! Не заблудились!

    В Красный город приехали еще по темноте. Когда рассвело, стало видно, что  машина покрыта толстым слоем  рыжей глиняно-песчаной “мастики”.  Взял ведро и плеснул водой из канавы. Потер щеткой. Засохнет – потом зубилом придется… Вышел сосед Николай. Смеется:

- Ну, как? Хороша наша дорога?!

- Да уж, драйв по полной!

- Сын у меня там на “НИВЕ” застрял! Приехал, с колес до крыши весь рыжий от жижи! А тут как раз репортаж был – дорогу в окрестностях Ильинского подремонтировали!
  Верхний слой сняли. Дошли до “дедовой земли”. Вот и поплыла дорога! Стройка века! Мир будем кормить дешевой свининой!

- Видал я сегодня, как отремонтировали! – сказал я, с трудом гася внутри себя нехорошие слова.

   Немного обсудили  вопрос. Строительство мега – комплексов в экологически чистых поэтических местах. Пушгоры рядом!  Если кто запамятовал.

   Серьезные опасения. Вспоминаются американские фильмы 70-80-х годов. С сюжетами, когда крупная алчная корпорация приходила на земли аборигенов и … Ну, Вы помните. Там всегда все заканчивалось хорошо. Приходил герой в исполнении Стивена Сигала, наводил порядок. Права местных жителей восстанавливались, природа сохранялась.

  Что будет у нас? Куда приведет эта дорога?

   Прожив пол - века, я научился понимать, что самые благие начинания у нас  заканчиваются  “как всегда”. И причины этого знаю. Но не скажу. Обязался писать добрые рассказы.

    Пока с соседом болтали, жена моя подошла. Перевела разговор на тему, что мужикам надо форму сохранять. Николай защищался:

- Как, ежели, не поем – трясет меня!

    И я в тему вступил:

- А я, как не поем…Меня тоска тогда берет!

   Посмотрели на меня и почему-то расхохотались. Что смешного? Я же правду сказал.

    Протопили печки в доме. Стало теплее, чем холодно.

    А у меня впереди - дорога.

     К сестре в Опочку. До Опочки  дорога асфальтированная! Только извилистая. Будто бык…прошел.

    Погостив немного у сестры, направился дальше.

    Дорога к храму.

   Вот и Покровское кладбище. Здесь могилы предков. Далеких и не очень. Служба в храме уже закончилась.

    Шапку снял, зашел в храм. Просто спросить. А меня узнали! Женщины, служащие в храме сказали:
- А мы ваши рассказы читаем! И родителей ваших помним!

   Волнительно. Очень. Переполнение пошло!

    У ворот повстречался настоятель храма отец Иоанн. Высокий, статный. Почитают его прихожане. Осенил меня крестным знамением, благословил.

    Незадолго до этого Отец Иоанн приезжал на отпевание в Красногородское, в тот самый дом, где и мы были тогда. Провожали в последний путь.

. Недалеко от Красногородского есть деревня с дивным названием - Синяя Никола. А там чудный по красоте храм – каменная церковь Николая Чудотворца. 

    Отец Иоанн поинтересовался, не довелось ли мне, бывать в Синей Николе, и видеть тот храм. Я ответил утвердительно. Бывал я в тех местах. Церковь видел. Очень большая и красивая!
    Отец Иоанн поведал, что и он недавно был в Синей Николе и осмотрел этот Храм. Как раз в связи с празднованием дня святого. Церковь  давно не  действует и разрушается.  Хорошо бы восстановить. Но…Дело даже не в средствах. Не осталось там никого почти. А ведь в 1914 году погост Синяя Никола населяло более шести тысяч жителей. Кстати, в те времена “погост” – это населенный пункт с церковью и кладбищем. А теперь, когда говорят “погост” – подразумевают лишь кладбище. Старики умерли, дети разъехались, кто куда. Церковь разрушается. Прихода нет.

   Поблагодарив отца Иоанна, посчитав случайную встречу с ним добрым знаком, отправился дальше.

   Путь мой лежал к главной достопримечательности Опочки – древнему городскому Валу.  Стоя на мосту через реку Великую, я обозревал масштабы развернутых строительных работ. Давненько Опочка не видывала такого. А древний Вал такого не испытывал, думаю, с того времени, когда его возводили для защиты русских рубежей от западных ворогов. Это случилось в далеком пятнадцатом веке.

   Я стоял и смотрел, решая, как реагировать на изменения. Со стариковским брюзжанием, или с оптимистичностью молодости. Наверное, все-таки с оптимизмом. Убрали заросли, прочистили протоки. А если и правда восстановят старую водяную мельницу – восторгу предела не будет!   Главное, чтобы пластмассовым новоделом не пахло! Плохо это. Когда пластмассовый новодел и дешевый металлопрофиль - рядом с историей. Надо ближе к традициям.

   Поживем – увидим! Оценим старания и вложения.

   Делая снимки, спустился с моста по лестнице  к реке. Причем туда, куда, на удивление, никогда не спускался, прожив в Опочке 17 лет. Со стороны часовенки, где раньше было здание ЗАГСа.   Подошел к реке. Обычно здесь высокая трава. Или снег глубокий. А нынче декабрь теплый и дождливый. Стою я на холме. Опустил взгляд и понял, что подо мной – кирпичный бой.
   Вздрогнул. Это ведь, наверное, то, что осталось от огромного Спасо-Преображенского Собора, что стоял на площади со времен Екатерины!  Рассказывали, что когда Собор взорвали в 1937 году, уцелевшие кирпичи использовали для достраивания этажей большого здания. Здесь же, на площади. А то, что использовать было нельзя, спихнули сюда. К речке.  Мне стало не по себе. Я стоял на …”костях” Храма. 
   Старики говорили, что еще долго на месте уничтоженного Храма из земли слышался звон, если приложиться ухом. И на том месте часто происходили нелепые автомобильные аварии. Верить - не верить, личное дело каждого. Но Храм здесь был. Второй по величине на Псковщине. А по красоте – наверное, первый. А теперь здесь лишь площадь и дорога. Уже не ведущая к храму.

   Я стоял на холме из старого битого кирпича и мне жгло. Не ноги, но душу. К Собору была приписана деревня предков моих по маме. Деревенька Пружки. Когда я искал следы родословной, выяснилось, что многие метрики и исповедки утрачены.   Собор-то был уничтожен. 

  Я поднялся на мост и постоял какое-то время, глядя на холмистый берег реки. Берег из “костей”  православного Собора. Попытался представить те события. Спецоперацию, в результате которой злые люди уничтожили часть памяти и истории.
   Не большевики уничтожили. Нет! Среди большевиков было много хороших людей, искренне желавших стране процветания и обновления. Ведь не все было хорошо тогда в Российской Империи. Далеко не все хорошо! И не народ в этом был виновен.

   Злые, алчные и недальновидные люди уничтожили Империю. А затем, уже при другой власти, стали уничтожать храмы. Такие люди есть везде. В любых партиях и движениях. В любые времена. Вечная борьба Добра и Зла. Зло агрессивно и коварно. Принципов не придерживается. Добро не может быть таким, ибо оно тогда перестанет быть Добром.

  Эх, дороги наши, дороги.

   В основном, одни направления. А не дороги.  Есть ли у нас сейчас общая дорога? Или у каждой отдельно взятой группы людей она своя?  А кто-то и вообще заблудился. А многие, далеко не худшие из нас, стали подданными иных королевств. По чужим дорогам ходят.

   Найдем ли когда-нибудь свою дорогу? Широкую, светлую, ведущую, несомненно, к Храму.

   Или так и будем бродить каждый по своей тропинке, рассуждая о свободе выбора возможности заблудиться.

   Бродить и натыкаться на “кости” разрушенных храмов и надежд.

                Декабрь 2019г.
Скоро праздники. Новый год, Рождество Христово. Пусть у всех будет все хорошо! Так дед мой любил говорить. Простое и незатейливое пожелание.


   На фото слева – масштабные работы в районе Вала в рамках национальных проектов. Вот здесь, где видны следы бульдозера, когда-то до 70-х стояла деревянная крытая танцплощадка. В синий цвет была окрашена. Такая, в каких  играли духовые оркестры. 
   А чуть далее стояло колесо обозрения. Интересное. В виде пятиконечной звезды. С закрытыми кабинками. Тоже в синий цвет окрашено было. Кто помнит?


   На среднем фото старое дерево, выросшее на “костях” Храма. Оно умерло и его спилили. От его корней молодые деревья пошли в рост. У подножия видны осколки старого кирпича.


А справа – тот самый Собор. От которого сейчас остались лишь холмы, из битого кирпича. На берегу реки Великой.


Рецензии
ГРаницы РОссии хорошо видны из космоса - именно там начинаются дороги!

Петр Евсегнеев   29.07.2020 17:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.