Про свободное время...

  Меня всегда коробило, когда я слышал это словосочетание, потому что когда я слышу слово свобода, в любом контексте, мне всегда хочется спросить:"А от чего, собственно, свобода то?" Например, когда мы бодрствуем, то у нас время, свободное ото сна, когда мы не работаем, у нас время, свободное от работы, когда мы не едим, у нас свободное от приёма пищи время и так далее. А свободного времени в абсолютном понимании не может быть, потому что мы всегда чем-то заняты, даже когда лежим, спим или просто думаем. В абсолютном понимании свободное время может являться только смертью, а правильнее будет сказать - отсутствием жизни, вот тогда мы точно не у дел.

  Моё отношение к жизни изменилось когда понятия время и жизнь стали для меня тождественными, а ведь это так просто - действительно же, время и есть наша жизнь, а как иначе-то, ведь оно начинает для нас течь в момент рождения и прекращает своё течение в момент последнего вдоха. Я и до этого момента ценил и уважал время, но только не осознанно, а исключительно слушаясь свою совесть, а она никогда не позволяла мне тратить время впустую. А после этого я мысленно начал в любом контексте, в котором я употреблял слово время, заменять его на слово жизнь, и предложение сразу же приобретало значительно иной смысл, истинный. Таким простым способом я раз и навсегда отучил себя от лени, теперь в моей жизни нет такого понятия, как лень. Помните, как в сказке про Алису в стране чудес, когда с её уст неловко слетело выражение "Убить время", все сидящие за столом испугались и задрожали, а кролик в ужасе сделал замечание, что нельзя так говорить, Оно этого не любит. Да, разумеется, жизнь не любит, когда её убивают.

  Последние несколько лет я при первом же удобном случае, между делом, задаю собеседникам простые вопросы: "Чем ты занимаешь себя вечером, после работы/учёбы? А в выходные дни? А на праздниках? А в отпуске?" Мне, действительно, это очень интересно, потому что я долгое время сам не понимал точно зачем я живу, однако при этом жил, и весьма интересной, насыщенной и полезной для окружающего мира и себя жизнью. Я задавал этот вопрос всем подряд: и студентам, и школьникам, и пенсионерам, и маленьким детям, и людям среднего возраста, в основном, жителям городов. В общей сложности я таким образом опросил около пары сотен человек, и их ответы были все, как под копирку по своей сути, а во многих случаях прямо до мелочей.

 Большинство отвечали, что приходя домой с работы, они ужинают, смотрят телевизор, читают книгу, "сидят" в интернете или сморят какой-нибудь фильм или ютуб-канал, потом ложатся спать. Кто-то играет в компьютерные игры весь вечер до поздна, причём я лично знаю таких людей, которым далеко за сорок. Кто-то непременно пьёт пиво, вино или коньяк за просмотром фильма, игрой или прослушиванием музыки. Очень редкие люди отвечали, что иногда по вечерам они где-то гуляют, например, с друзьями или своей парой. В выходные дни они предпочитают сходить по магазинам, в кинотеатр или встретиться в баре с друзьями. Отпуск такие люди, как правило, проводят либо на пляже в Турции или Египте, либо на даче. Пожалуй, эта вот "категория" людей составила подавляющее большинство, то есть, действительно, около восьмидесяти процентов.

  Процентов десять-пятнадцать вечерами посещают концерты, кинотеатры, театры, выставки, музеи, то есть, худо-бедно, хотя бы культурно, да просвещаются. В выходные они, могут уехать на автобусную экскурсию выходного дня, например, в какой-нибудь другой город или пригород. Отпуск у них, может пройти также за знакомством, например, ближнего зарубежья, европейских городов или все на тех же пляжах, только, возможно, уже не на Средиземном море, а возможно, на берегах Индийского океана, попутно посещая какие-либо экскурсии.

  И только пять-десять процентов людей ведут активную жизнь: занимаются спортом, ездят на велосипеде, уезжают куда-нибудь загород и гуляют, штурмуют бездорожье на машинах, квадроциклах или мотоциклах, прыгают с парашютом, занимаются бегом, скалолазанием и так далее. В эту же категорию я отношу и людей, занимающихся любым видом творчества: и музыкантов, и актеров, и художников, и скульпторов, и ремесленников, и писателей, и поэтов, и даже всеразличных блогеров, учитывая настоящее время, да и многих других, так или иначе, увлеченных людей, включая коллекцилонеров всех видов, потому что они тоже увлечены своим делом и познают себя через своё увлечение.

  Эти цифры примерные, у меня нет привычки что-либо считать и мерить, но приблизительно именно такое соотношение я увидел между этими очень условными "категориями" людей (не в моих правилах классифицировать людей, равно как и всё живое, но для наглядности это было необходимо, а посему вынуждено). Так вот, представьте, что, как минимум, три четверти людей живут пассивной жизнью, то есть не увлечены ничем, не имеют любимого занятия, не имеют собственного мнения, а значит, не имеют и собственной жизни, поэтому в лучшем случае интересуются чужой, любым способом: через телевизор, интернет, книги, сплетни и так далее. И это не так уж и плохо, на мой взгляд, потому что я встречал людей, которые не интересуются вообще никакой жизнью, в принципе, даже чужой. И вот, как раз, у последних есть то самое свободное время, о котором я и завёл разговор, потому что жизни то по сути и нет, от того и не интересуются ею - нечем.

  Отсутствие жизни у других людей меня безпокоит, это единственное, пожалуй, над чем я сегодня переживаю, потому что в других я вижу себя и только себя. Когда-то, после окончания института, я устроил себя на работу инженером, и проработав пару лет, начал понимать, что счастье куда-то ушло, и мне сильно чего-то не хватает, а я вне счастья жить не могу, это мой нормальный процесс с рождения. И я не знал что делать в такой ситуации, когда ты не знаешь где взять радость, я столкнулся с ней впервые за двадцать пять лет. Мне очень хотелось снова быть счастливым, но я не знал как, потому что не знал что такое счастье, где его искать. Как же здорово, что у каждого из нас есть эталон счастья, с которым всегда можно сравнить нашу жизнь сегодня - это наше детство. Я именно так и поступил, потому что другого выхода не нашёл. Я просто начал вспоминать от чего же я в детстве был счастлив, что меня заставляло ни о чем не думать, а просто жить и радоваться жизни. Я всё вспомнил, всё своё счастливое детство в деревне, в городе, в школе, и мысленно сравнил его со своей сегодняшней жизнью, и нашёл очень много разногласий в этих двух списках. Моё счастливое детство, как правило, проходило в деревне, я играл со своими друзьями в разные игры, мы дурачились как могли, ходили в лес за грибами и ягодами и раздавали их всей деревне, купались в любимых озёрах и речках, прыгали по лужам, строили шалаши, штабы на деревьях, вечером сидели у костра и болтали, рассказывали анекдоты, шутили друг над другом, пели песни, помогали во всём взрослым, кололи дрова, косили траву, копали картошку, ходили за водой на колодец, ездили на сенокос, сметали стога и скирды и так далее, и душа от этого радовалась, потому что всегда была сплошная любовь. Больше всего я любил кататься на своей старенькой Яве, собранной с помойки, я ездил на ней везде и всегда. Я очень любил уехать на ней в леса, поля, к дальним озёрам и речкам, в другие деревни. Я очень любил фотографировать красоту природы и показывать фотографии родителям, городским друзьям. Я очень любил всем рассказывать как здорово жить в деревне, как здорово каждый день гулять по лесу, по полям, кататься на мотоцикле, ходить на рыбалку, за грибами и так далее, я рассказывал людям как здорово жить, и меня всегда слушали с открытым ртом.

  Я просто взял и выкинул из жизни всё, что меня не радовало и вернул то, от чего я был счастлив в детстве, я просто вернул себе детство. Сейчас я живу в деревне, каждый день хожу в лес, катаюсь на мотоцикле по полям и лесам, встречаю закаты, любуюсь ледоходом на реке, собираю клюкву на болоте, постоянно путешествую на мотоцикле по самым сокровенным уголкам России, фотографирую, снимаю фильмы, пишу рассказы и книги о жизни, о деревне, о природе, о людях, о родине, о своих приключениях, и меня слушают.

   И у меня нет свободного времени, ни секунды, я всегда чем-то занят, чем-то интересным, увлекательным и полезным. Мне категорически не хватает времени на всё, что мне хочется сделать, каждый вечер я жалею, что в сутках всего двадцать четыре часа. Я всегда где-то гуляю, на чём-то катаюсь, чем-то любуюсь, интересуюсь, кого-то люблю, с кем-то общаюсь, что-то фотографирую, рассказываю о чём-то или ком-то, что-то пишу и всегда и везде обязательно неизменно думаю, я всегда занят жизнью, я всегда живу. Мне некогда даже доску какую к сараю приколотить или лампочку заменить. Я искренно не понимаю как можно не знать чем заняться, как можно ходить в кинотеатр, театр, суши-бар, пить пиво, читать книги, смотреть ютуб, телевизор или сидеть в интернете. Вокруг же столько всего интересного, красивого, увлекательного, вокруг такая интересная жизнь, и она может кончиться в любой момент, в любую секунду. Я тридцать лет прожил в городе, но ни разу в сознательном возрасте не возвращался домой раньше полуночи, и всегда приходил домой только чтобы поспать, хотя бы пять часов, а утром опять уходил из дома, чтобы жить. А зачастую и не возвращался вовсе. А если по какой-то причине у меня вдруг выдастся свободное время, то я еду через лес к соседу в соседнюю деревню или иду в баню. И я всегда улыбаюсь, всегда смеюсь, я всегда счастливый, я всегда молодой и пьяный, от жизни пьяный.

   Люди проживают жизнь зря, она уходит от них из-под ног, ускользает прямо на глазах, улетает с сумасшедшей скоростью вперёд, а они так и остаются лежать на диване, а потом с удивлением говорят: "Как декабрь?"

  Такое впечатление, что люди собираются жить вечно...


Рецензии