Следы эпох

Перед глазами читателя пройдут события, случившиеся на территории Владимирского края в очень далекие периоды истории — в эпохи камня и раннего металла. Будет рассказано и о том, как изучалось это отдаленное прошлое, какие следы ушедших эпох обнаруживают ныне на Владимирщине археологи.
Статья написана двумя учеными: доктором исторических наук, археологом О.Н. Бадером (период неолита и раннего металла) и археологом В.В. Зыбковцом (период палеолита и мезолита)*.
Европа знала несколько оледенений. Предпоследнее из них — Калининское — не затронуло территорию современной Владимирской области, остановившись на рубежи Минск — Смоленск — Калинин, а последнее, Осташковское, не достигло и этих пределов. Но оба последних оледенения очень сильно повлияли на климат, он был тогда значительно более суров и континентален, чем сейчас.
Растительность края была типичной для приледниковой зоны. Она представляла собой сильно разреженные березовые и сосновые леса (редко встречалась ель) и остепнённые пространства, покрытые лебедой и полынью. Рельеф был такой же изрезанный, как и сейчас. Существовало много оврагов, озер, медленно текущих водных потоков. Две большие реки получили позже название Ока и Клязьма.
Здесь в изобилии водились мамонты, лошади, северные олени, лемминги, песцы и другие животные. На озерах и реках жило много водоплавающей птицы.
Ледник не оставался постоянно на одном месте. Он то спускался к югу, то отступал к северу. Эти колебания ледника сказывались и в приледниковой зоне.
Во время первого отступления Вюрмского ледника, что произошло около 25 тысяч лет назад, на Владимирщину пришли первые люди. Они облюбовали мысок, образованный слиянием Пра-Клязьмы — широкой и полноводной реки, уровень которой был на 30 метров выше современного, — с широким, медленно текущим озеровидным потоком (ныне маленький полу-затерявшийся ручеёк Сунгирь), и построили там свои жилища.
(* палеолит, мезолит, неолит — ранний, средний и последний периоды каменного века)
Вдоль Клязьмы и Сунгири тянулись пойменные луга, островками росли ели, а на более высоких местах — березовые колки. Далее к северу простирались холодные степи с островными лесами.
Люди занимались охотой на животных и птиц, добывали съедобные коренья, побеги, ягоды и плоды. Подробности их жизни мы узнали спустя много тысяч лет, когда археологи раскопали древнейшее поселение человека Владимирской земли — верхнепалеолитическую стоянку Сунгирь.
Открытие стоянки Сунгирь
Эта стоянка открыта в 1955 году во время разработок глиняного карьера Владимирского завода сухого прессования кирпича. С этого времени начались ее планомерные раскопки. Они велись комплексной экспедицией, возглавлявшейся О.Н. Бадером. Сейчас раскопано свыше трех тысяч квадратных метров культурного слоя, находящегося на глубине 2,7—3,5 метра. То, что ученые нашли во время раскопок (свыше 50000 отдельных предметов), позволяет восстановить жизнь древнего человека с почти исчерпывающей полнотой.
Основой хозяйственной деятельности сунгирцев была загонная охота на мамонта и северного оленя, охотились на песца, лемминга и водоплавающую птицу. Охота велась с помощью копий и дротиков.
Кроме охоты люди каменного века занимались собиранием съедобных кореньев, трав, грибов, ягод и других плодов. Коренья приходилось выкапывать. Для этого применяли копалки и мотыжки из кости и дерева. Из дерева изготовляли и различные орудия труда и оружие — копья, дротики, дубинки и другое.
В палеолите первостепенное значение имели кремневые орудия. Выход кремневых валунов находился недалеко от стоянки, поэтому сунгирцам не нужно было затрачивать много сил для добычи сырья. С кремневого валуна сбивалась корка, и из этой первичной заготовки выделывался нуклеус — ядрище, от которого откалывались отщепы и ножевидные пластинки. Это — вторичные заготовки. Из них и изготовляли орудия труда, набор которых на стоянке был очень разнообразным.
Больше всего на стоянке найдено резцов (инструмент для обработки кости и дерева). Найдено довольно много скребков, они служили для обработки больших поверхностей: шкур животных, древков копий, дротиков из дерева и кости, костяных пластинок.
Кремневые ножи Сунгиря по использованию ничем не отличаются от современных, разве только материал другой да прочность меньше. Многими из кремневых ножей и сейчас можно с успехом резать мясо, кроить шкуру, строгать деревянную поделку.
Типичный для древнего каменного века было орудие для разрубания кости и дерева, их так же много, как и резцов. К этому типу орудий труда примыкает и топоровидное орудие, представленное в сунгирской коллекции пока одним экземпляром.
Очень ценны и другие находки: скребла — для обработки шкур, скобели — для изготовления различного рода стержней из дерева и кости, проколки и сверла — для проделывания отверстий в коже, дереве, камне и кости, отбойники — своего рода молотки, которыми раскалывали кремень, наконечники копий и дротиков из камня и кости, дротики, копья из кости и некоторые другие орудия, встречающиеся на всех стоянках верхнего палеолита. Почти каждое найденное орудие труда носит следы работы, встречаются изделия, сломанные еще при жизни их хозяев.

Исследование первого погребения на Сунгирской стоянке в 1965 году. Слева направо; О.Н. Бадер, школьник А. Коновалов, первым наткнувшийся на череп, антрополог М.М. Герасимов. Фото Г. Шлионского
Люди верхнего палеолита жили в суровых условиях приледниковой зоны, поэтому для защиты от холода использовали одежду. Это истина не новая. А вот как выглядел костюм людей, живших десятки тысяч лет назад, не знал никто, пока Сунгирь не поведал об этом. Сейчас мы можем рассказать, что одежда палеолитического человека состояла из штанов, сшитых с обувью, нательной рубашки без разреза спереди, надеваемой через голову, круглой шапочки и накидки-плаща, который застегивался на груди костяной булавкой. Этот костюм — своеобразный прототип современной одежды арктических народов.
Весь свой гардероб сунгирцы шили из шкур, с которых сначала снимали мездру каменными скребками и скреблами, затем кроили кремневыми ножами и, наконец, сшивали костяными иголками. В качестве ниток применяли, вероятно, жилы животных.
Конечно, костюм — защита от холода, но не спасение от него. От холода спасали жилища и огонь. Человек Сунгиря умел не только пользоваться огнем, а и добывать его. На стоянке найдено несколько хорошо сохранившихся очагов самого примитивного устройства — в виде котлообразных углублений.
Жилищ на стоянке пока не найдено. И не удивительно! Дело в том, что при следующем наступлении ледника вечная мерзлота, оттаивавшая летом и сползавшая вниз по склону, перемешала почти весь слой почвы, на которой жил человек. Она разрушила не только возможные жилища, но и их границы. Тем не менее, по расположению находок можно предположить, что в северо-восточной части стоянки находилось большое жилище сунгирцев.
Необычайно интересны украшения, выделывавшиеся сунгирцами. Больше всего найдено костяных бус из бивня мамонта. Можно восстановить технологический процесс их изготовления. Сначала кусок бивня с помощью кремневых клиньев раскалывали вдоль. Затем полученные пластины разрезали на стержни, почти прямоугольные в сечении, а потом из них рубили бусины, но не сразу. Заготовки надрубали для того, чтобы было удобнее сверлить. Лишь после сверления готовые бусинки отрубали совсем. Исследователь первобытной техники А.С. Семенов подсчитал, что на изготовление одной бусинки затрачивалось в среднем по 45 минут. На стоянке Сунгирь сейчас найдено более 6000 бусин. Их изготовление потребовало примерно четыре с половиной тысячи рабочих часов!
Известны и другие украшения, в частности подвески из сланцевых плиток и зубов песца. Есть и несколько уникальных произведений искусства, например изображения лошадки (два экземпляра) и прорезные диски из бивня мамонта. Они замечательны еще и тем, что орнаментированы сверлеными точками, количество которых кратно пяти.

Карта расположения археологических памятников Владимирщины (упомянутых в тексте).
1 — палеолитическая стоянка Сунгирь; 2 — Карачаровская палеолитическая стоянка; 3 - мезолитическая стоянка Елин Бор; 4 — стоянка Илемня; 5 - Мало-Окуловска неолитическая стоянка: 6 —Плехановская неолитическая стоянка Львиный Бугор; 7 — Волосовская стоянка эпохи бронзы; 8 - Панфиловская стоянка; 9 —стоянка Холомониха; 10 — поздняковская стоянка эпохи бронзы; 11 – Мало-Окульевский курганный могильник; 12 — Старший и Младший Волосовские могильники эпохи бронзы и раннего железа; 13 —стоянка Малый Бор; 14 — Ефановская стоянка; 15 — Ковровский могильник фатьяновского типа; 16 — Кондраковское городище начала железного века; 17 - Пирово-Городищи; 18 — городище Лысая Гора; 19 — Тархановское городище
О.Н. Бадер. В.В. Зыбковец. Следы эпох. - О крае родном: Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской: Сборник - Сост. журн. Н.С. Софронов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1978 с.7-26
Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья
https://vk.com/doc399489626_529834939


Рецензии