Шлёнская умерла

 
Шлёнская Евгения Александровна..  вычёркиваю из записной книжки... рядом запись: "звонить после 11 вечера". Восемьдесят лет прожила в Петербурге эта удивительная женщина, без которой он стал немножко другим. Мало знаю о ней, хотя могла бы и расспросить, ведь встречала постоянно на краеведческих чтениях, библиотечных мероприятиях, музейных конференциях, спектаклях. Познакомились лично не очень давно. Евгения Александровна указала на мои ошибки, за что я была благодарна. Указала без желания обидеть или пристыдить. С тех пор и начала я звонить ей по любому вопросу. Мне казалось, она знала всё! А как она гордилась своей книгой о путешествии по следам декабристов. Принесла почитать и очень беспокоилась, не потеряю ли. Пожалуй, именно книга и сделала её как бы ближе и понятнее. Узнала, что жила она с матерью, нежно заботясь о ней, беспокоясь и переживая. В моём представлении, Евгения Александровна всегда занималась только тем, что любила. Выходит, была счастливым человеком. Слушала лекции, читала, ездила на экскурсии, иногда что-то записывая. Любила садиться на первый ряд. Однажды мы встретились на каком-то прекрасном спектакле. Откуда она узнала о нём, если билеты продавались только в Интернете? В переполненном зале была одна молодёжь и мы с ней!. Мой билет был на какой-то далёкий ряд, но Шлёнская взяла меня под руку и усадила рядом с собой в первый ряд. Не обращая внимания на возражения зрителей, имеющих билеты на эти места, попросила их найти себе другие, мол, нам, инвалидам, тут удобнее. Сгорая со стыда, я не посмела не послушаться. Потом долго шли к метро, присаживаясь на скамейки. Евгения Александровна плохо себя чувствовала, но не говорила ничего по этому поводу. Вообще, ничего не говорила о болезнях, что так непривычно среди людей старшего поколения. Мы говорили о Лермонтове, о декабристах, о Леониде Андрееве. Помню, Евгения Александровна рассказывала, что ходит на все концерты в Филармонию, не покупает билеты, а просто идёт и садится в первый ряд. И слушает. Иначе и не может. Однажды встретились в любимой петербуржцами пышечной на Желябова, как называли с детства. Вот так и вижу её на фоне стены в этой пышечной.
Нашла в Интернете:
"В 2002 году создала городской Клуб друзей Петербурга. Член совета Клуба знатоков при обществе охраны памятников истории и культуры, член общества «Театрал», Филармонического общества.

Автор цикла лекций в Российской национальной библиотеке «Жёны декабристов» и «Декабристы в Сибири». В 2009 году вышла книга "Декабристы позвали в дорогу. Записки современной идеалистки (по следам пешего перехода декабристов из Читы в Петровский Завод 1830 года) июль-август 1990 года".

Во время прощания в большом зале крематория собралось очень много народа. Отпевали. Батюшка удивился. Очевидно, ему сообщили, что родных у неё нет, он старательно избегал слов «родные», произнося только «близкие и друзья». Ему стали перечислять, названия организаций и обществ. Группой пришли члены общества «Мемориал», ВООПИК, краеведы Дворца Творчества Юных, музейные работники, петербуржцы.
 Невозможно забыть стихи, написанные её подругой и однокурсницей по филологическому факультету университета, ученицей известного лермонтоведа Мануйлова:

Смерть окружает со всех сторон.
Ближе подходит, ближе.
Да, неизбежно, таков закон.
День тишины. Всё тише.

В памяти верных друзей живи
Жизнью книжно-бумажной,
Мысли в тетрадку свою лови.
Кто их найдёт? Неважно.

Легче жилось, когда было кому
И рассказать, и поплакать.
Тихо уходит в ночную тьму
Общая наша память.


 Петербуржская интеллигенция прощалась, понимая, что ещё долго будут глаза искать невысокую пожилую женщину в первом ряду – Шлёнскую Евгению Александровну.

 Вычеркнула телефон, очень нужный и незаменимый....


Рецензии
...Как вкус у смерти безупречен, В отборе лучших среди нас...
Не помню кто написал, но думаю, что к месту.

Сергей Плетнев   06.01.2023 23:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.