1. Как мы мыслим и познаём. И. Кант

             Как мы мыслим и познаём? На этот вопрос ответил И. Кант.
          
             Из книги И.Канта «Критика чистого разума»:

(стр.6) « «Трансцендентное» обозначает то, что существует вне сознания, недоступно ему и непознаваемо».

              Чьего сознания, земного человека или вообще сознания?

«Понятие «трансцендентальное» охватывает всё имманентное сознанию, то, что может быть познано и действительно познаётся».

              Значит, всё окружающее можно разделить на то, что можно познать и на то, что нельзя. Почему? Потому что то, что существует вне сознания нельзя познать, так как нет сознания,  чтобы познать. Логично предположить, что вне сознания существует что-то другое для познания или оно не требует познания, так как ему всё известно.
            
               Как же познаёт и мыслит человек?

«Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления. Рассудок можно вообще представить, как способность составлять суждения».

               Разум созерцает и разумеет, а рассудок созерцает и  рассуждает? Какую роль можно отвести уму? Ум управляет жизнью тела. Ум имеют те, кто имеет мозг, то есть животные и человек. Работа ума основывается на пяти центрах: инстинктивном, эмоциональном, мыслительном, двигательном, половом. У человека добавляются ещё два высших центра «высший эмоциональный» и «высший мыслительный». В каком из них находится рассудок? В низшем, мыслительном у человека. А разум? В высшем мыслительном. Человек рассуждает с помощью слов, каждому слову своё понятие. Есть ли рассудок у животных? Можно ли рассуждать с помощью образов? В какой-то мере, да.  Опасный образ и неопасный образ. Значит, зачатки рассудка у животных есть. Вся наша логика, а, следовательно, и рассуждения основываются на двух противоположностях: да и нет. Нравится и  не нравится, хочется и не хочется, люблю и не люблю и т.д.  А если бы этого не было, смог ли бы мы рассуждать? Нет. Наличие противоположностей (выбор) даёт пищу для размышления.
            
                Пять низших центра ума человека находятся в физическом человеке,  в  его мозге , два высших  центра находятся вне человека, но они связаны с низшими.

«Разум ограничивает рассудок применением в опыте».

                Каким образом? Он даёт ему возможность рассуждать вне опыта, то есть в а priori (вне опыта). Человек может закрыть  глаза, отключить все внешние ощущения (чувства) и рассуждать.

«Но применение в опыте не выполняет всего назначения разума. Каждый отдельный опыт есть только часть всей сферы опыта, но самое абсолютное целое всего возможного опыта не есть опыт. Это составляет проблему для разума. Для одного лишь представления об этой проблеме разуму требуется совершенно иные понятия, чем те чистые рассудочные понятия (или категории), применение которых только имманентно, т.е. направлено на опыт, поскольку он может быть дан. Понятия же разума имеют в виду полноту, т.е. собирательное единство всего возможного опыта; тем самым они выходят за пределы всякого опыта и становятся трансцендентными.

Как рассудок нуждается для опыта в категориях, так разум содержит в себе основание для  идей, а под идеями я (И. Кант) разумею необходимые понятия, предмет которых, тем не менее, не может быть дан ни в каком опыте».

                Что нужно понимать под идеей?

«Идеи – Бог, душа, мир, «вещь в себе».

                Получается, что разум оперирует другими понятиями (идеями), чем рассудок (категориями).
               
                Что нужно понимать под опытом?

«Опыт» -  это продукт «рассудка» из материалов «чувственности».
Опыт должен содержать в себе все предметы для наших понятий, но вне опыта понятия лишены значения, так как под них не может быть подведено никакое созерцание».

                Имеется в виду понятия, используемые в опыте?

««Умопостигаемый мир» - мир ноуменов (поитепа), мир «вещей в себе» … -суть не что иное, как представление о некой задаче, предмет которой, конечно, возможен, но решение  которой – согласно природе нашего рассудка – совершенно невозможно: наш рассудок есть  способность не созерцания, а только соединения данных созерцаний в опыт».

                Получается, что,  именно,  разум созерцает.

«Наши «чистые рассудочные понятия» действительно заманчивы для трансцендентного применения (так я  (И. Кант) называю применение, выходящее за пределы всякого опыта)».

                Чистые рассудочные понятия – это понятия, которые невозможно проверить чувственным (через ощущения) опытом.

«Наши понятия «субстанции», «реальности», «силы», «действия» и т.д. не только совершенно независимы от опыта и совершенно не содержат никакого явления чувств, и, следовательно, кажутся на самом деле относящимися к «вещам в себе» (поитепа), но, - что ещё больше подкрепляет это положение, - они заключают в себе необходимость определения, которой опыт никогда не соответствует».

                Вывод: существуют понятия, которые мы познаём через рассудок и  можем проверить опытным путём (эмпирически) и понятия, которые познаём через разум (а priori) и опытным путём проверить не можем, что касается физического мира.


Рецензии