Рельсы Победы Гл. 23. Командир батальона

04.02.1944–1945гг.,
1-й Украинский фронт,
4-й Украинский фронт
         

Руководя личным составом, я применяю комплекс факторов, способствующих успешному проведению восстановительных работ:

– моральное и материальное стимулирование (публичное объявление перед строем батальона благодарности отличившимся бойцам и командирам, представление к награждению памятными подарками – в основном,  трофейными часами, награждение денежными премиями, медалями и орденами);

– жесткое поддержание дисциплины (выговоры, наряды вне очереди, снижение в должности и в звании и другие взыскания);

–  неукоснительное выполнение поставленных задач (в конкретные сроки с учетом объема работ, рельефа местности и погодных условий).

В 1944 году, выполняя приказы народного комиссара путей сообщения и начальника железнодорожных войск 1-го Украинского фронта, 14-й железнодорожный батальон под моим руководством обеспечивает успешную подготовку к весеннему паводку искусственных сооружений на восстановленных после освобождения от противника железнодорожных участках Южной и Юго-Западной железных дорог. Мы завершаем в запланированный срок строительство десятка мостов через такие реки, как:

– Псел;
– Боромля;
– Ворскла;
– Свинковка;
– Хорол;
– Сулу у города Лубны (Полтавская область Украины);
– Опор на 39 км линии Стрый – Лавочне (Львовская область Украины);
– Стрый у города Стрый;
– Днепр у города Киева – высоководный мост и досрочное окончание строительства участка низководного железнодорожного моста.

Хлопот доставляет нам работа по восстановлению моста через Хорол. Здесь пришлось поднимать обрушенные пролетные строения на высоту 10 метров и передвигать вдоль и поперек моста на постоянные свайные опоры. Каждая смена работает 12-18 часов, а последние трое суток перед завершением на измор – по 20 часов.

Зато как на диво хороши берега, пробужденные от зимней спячки! Яркие растения (среди них ворох лечебных – зверобой, мята, ромашка), растекающееся заливные луга, а обилие деревьев и кустарников создает благодатную тень среди окрестных степей. Вкуснейшая уха из карпа, судака, леща или окуня наполняет вдоволь желудки и поднимает настроение бойцам и командирам.

***

Мост через реку Сулу после ледохода стал в момент движения одного из поездов отклоняться по течению на 5-8 сантиметров. Начальник Лубенской дистанции пути передает тревожные телеграммы начальству. Прибывшая комиссия из специалистов НКПС и управления Южной дороги после осмотра моста конкретного решения не принимает.

Тем временем ситуация принимает угрожающие формы: опоры при прохождении поезда дают поперечную деформацию, что в любой момент может вызвать крушение поезда.

Я беру ответственность на себя. Принимаю решение установить три 5-ти тонные лебедки таким образом, чтобы не давать опорам моста отклоняться и пропускать поезда на предельно малой скорости.

Днем еду в райком партии, расположенный в центре древнего городка Лубны, основанного князем Владимиром Святославовичем «Крестителем» чуть-ли не тысячу лет назад.  Лубны раскинулся на высоком холме по правому берегу неглубокой Сулы (максимум  6 метров до илистого дна). Цель моей поездки: оказание помощи в выделении населения для погрузки битого кирпича на платформы (человек примерно 250 потребно). Кирпич используем от руин разрушенного здания вокзала.

Применяем две «летучки» по 10 платформ каждая. Кирпичный «бой» подается на мост несколько раз: солдаты засыпают им опоры. Совпадение, однако как только закончилась отсыпка, на небесном своде появился парящий коршун. Широко простерев крылья, медленно и плавно совершает свой завораживающий полет вольный обитатель небес. Небес, которые равнодушны к нашим земным суетливым заботам.

К вечеру кипучая работа стихает. Закрепленные лебедками опоры освобождены, мост приобретает устойчивость и прочность, при прохождении поезда ограничение по скорости снято.

Благодаря этому, стала возможной бесперебойная работа железных дорог, снабжающих продовольствием, снаряжением, боевой техникой и горюче-смазочными материалами наступающие части 1-го Украинского фронта.

***

В 1944 году на территории Чехословакии 18-й батальон проделывает огромный объем работ, восстанавливая железнодорожные мосты через:
– реку Сола линии Суха–Бельско;
– реку Ольза на 287 км линии Моравска Острава–Зебжидовице;
– реку Остравице на 269 км линии Моравска Острава–Зебжидовице;
– 220 км линии Моравска Острава–Пршеров;
– реку Быстричка на 206 км линии Оломоуц–Прага;
– реку Бечва на 184 км  линии Пршеров – Моравска Острава (Моравия, Чехия);
– виадук  на 27 км линии Михаляны–Кошице (Кошицкий край, Словакия);
– 49, 52, 55 км линии Михаляны–Кошице.

В данном случае мы сталкиваемся с такой трудностью, как отсутствие технической документации на устройства пути, станции и сооружения. Так, например, о разрушенном до основания мосте через реку Бечва на 184 км железнодорожной линии Пршеров – Моравска Острава наш батальон не имеет никакой информации. Ни чем не помогают нам и в управлении бригады. Приходится справляться своими силами, что вызывает лишнюю трату сил и времени.

В 1945 году 18-й батальон участвует в восстановлении железнодорожных мостов через реки:

– Днестр на участке Станислав – Палич;
– Самбор на участке Залуж–Загуж (Польша);
– Вислу на участке Чеховице–Дзедзице –Катовице;
– Одер у Рацибужа и другие.

Я тесно общаюсь с братским польским народом: в основной массе – это добрые, работящие, но прижимистые люди. В коей мере познаю традиционный уклад их жизни, весьма очень скромный.

Но – интересный своими традициями. Чего только стоит так называемый «Смигус-дынгус». 16 апреля 1945, в понедельник, молодежь с веселыми криками и улыбками обливая друг друга водой из кружек и ведер щедро окатила и меня, и часть солдат на одной из улиц уютного городка Рацибуж. Считается по древнему поверью, что вода принесет здоровье, удачу и богатство.

В уютных кабачках иногда пробую добротные, вкусные блюда национальной кухни (вареники,  галушки, бигос, галантин, свиную рульку,  журек), чуток выучил польский язык. 

При посещении кабачков, по улицам польских городков передвигаюсь только с несколькими офицерами и солдатами, соблюдая осторожность. К сожалению, на освобожденной территории подпольные отряды Армии Крайовой убивают бойцов и офицеров Красной Армии, советских работников, польских граждан, активно сотрудничающих с нашей администрацией, совершают разного рода диверсии.

На всю жизнь запоминаются забавные на мой взгляд польские слова, как склеп – магазин, корка – дочка, люстро – зеркало, заказ – запрет, урода – красота, диван – ковер, болван – снеговик, злобик – садик.

В миниатюрном городе Загуже на общей фотографии запечатлены офицеры штаба батальона, благо выдалось свободное время.

Заходим в просторное фотоателье. За массивным столом нас приветствует сановитый фотограф с пышными усами с полусонными глазами Бронислав (кажется по фамилии Мицкевич):
 – Джень добры, панове официэры!

На наши просьбы об общей фотографии пан Бронислав флегматично отвечает:
– Пшепрашам, панове! Нема ниц, вшистко герман забрал.

Наконец я язвлю, ухмыляясь:
– А есть ли совесть у пана?
– Пан офицер! Нема ниц, вшистко герман забрал!

Мы оглушительно рассмеялись после такого ответа.

Кажется, переговоры с паном Брониславом заходят в тупик. Хотя, в чистеньком алькове оборудованного места для художественной фотографии на штативе красуется перед нами крупноформатная фотокамера немецкой фирмы «Лингоф».

Никакого внимания пан Бронислав не обращает на предложенные нами советские рубли.

На моего помощника по технической части инженер–майор Кушлянского накатывает озарение. Он  предлагает мешок сахарного песку весом 5 кило и пять банок тушенки – из трофейных запасов.

Мастер мгновенно оживает, его пожилое лицо буквально светлеет от широкой улыбки. Необходимые принадлежности (фотокассеты с пленкой) сразу находятся. Фотокарточки отличного качества с фирменной надписью ателье вручены нам на следующий день.

В сложных природных условиях Карпат на территории Польши мы восстанавливаем виадуки:
– на участках Михаляны – Кошице и Гура – Кальвария – Бельске;
– на 67-м км участка Бескид (Польша) – Мукачево (Украина).

Особенно трудно восстанавливать виадук на 67-м километре.

На минуту представьте! Во впадине меж чарующих длинных скатов гор вознеслось на 45 метров изящное сооружение – затейливое творение инженерной мысли, сравнимое по высоте с пресловутой статуей Свободы (без пьедестала).

Стальной гигант гармонично вписывается в обволакивающий его со всех сторон замечательный ландшафт: уйма пышной зелени, кустарников и деревьев, крутые извилистые склоны гор, живописное озерцо с чистой водой.

Задираю голову, восхищенно взирая на виадук снизу. Он выглядит потрясающе. Словно огромный строгий динозавр с множеством мощных лап, выгнув могучую спину и раскинув длинный хвостище, на мгновение застыл, помогая людям переместиться на разные берега.

Его нижняя опора из рам высотой 14 метров поставлена на подготовленное скальное основание. Для устойчивости на высоту до 12 метров мы засыпаем ее камнями.

Верхняя опора готовится из 2-х спаренных рам на шести стойках, под каждый конец пролетного строения устанавливается одна рама высотой 26 метров. Каждая рама сооружается на специальных мостках. Готовая рама весом 40 тонн поднимается в вертикальное положение и ставится на опору с помощью лебедок и различных приспособлений (домкратов и канатов).

Строительный лес (из ели, лиственницы) заготавливается на склонах окрестных гор и вручную спускается вниз, на проселочную дорогу. Здесь он погружается нашими солдатами на автомашины. Уже с машин красноармейцы, изнемогая, волоком тащат лес на расстояние до 400 метров до виадука (рельеф не позволяет близко подъехать).

Часть подразделений 18-го батальона привлечена для оказания помощи другим частям по восстановлению железнодорожных мостов через реку Тиса на участке Берегово  – Ньиредьхаза, на 82 и 181 км линий Грыбув – Новы и Сонч – Лиманова (Польша).
 
Запомнилась прекрасная природа Карпат. Чистейший целебный воздух,  многочисленные обильные реки, обширные дубравы, девственные буковые леса и прелестные альпийские луга. Величественные горы придают ей неповторимый колорит. Здесь очень много живописных скал, таинственных пещер и старинных замков, отложений солей и  минеральных источников. На фоне этой дивной красоты мало, что напоминает о жестокой войне, которая близится к завершению.


Рецензии
Летом 1972 года около моста через Сулу купались с комсомольским активом моего 16 ОМЖДБ, не зная - опять же, около какого объекта мы отдыхали... Какие места, какая там была красота. И река-то судоходная оказалась, чему мы тогда очень были удивлены. (http://svleleko.ru/2010/08/06/na-pervyx-obektax/ - "Объединённые комсомольские силы", в конце) Ну и вообще - ценнейший источник информации по восстановлению ИССО в стеснённых горых условиях. Словом, УЧЕБНИК ВОССТАНОВИТЕЛЯ Ж.Д.!

Сергей Лелеко   27.04.2021 12:06     Заявить о нарушении