Рецензия на книгу Наринэ Абгарян С неба упали три

Крючок
С первых строк, как рыбка, попадаешь на крючок увлекательной завязки. И кажется, что нет времени читать, нужно СРОЧНО узнать, чем всё закончилось. Можно даже сразу убежать в конец книги, игнорируя середину, и понять, что ничего не понимаешь. Откуда взялся такой финал? Чем автор угостил читателя в кульминации?
Возвращаешься в начало и пьёшь до дна каждое слово. А слова Наринэ подбирает красивые, выкладывает историю мозаичным узором. Рисунок хочется разглядывать, перечитывать, смаковать!
Герои выпуклые, осязаемые. Кого-то хочется обнять, подержать за руку, кому-то накренделять сковородочкой, чтобы руки не распускал. При линейном сюжете флешбэками подаются истории людей, приправленные ромашковой горечью, подсвеченные россыпью звёзд, щекочущие пением сверчков, постепенно раскрывая главную героиню Анатолию. Читая о прошлом Анатолии хочется взвыть, размазывая градины слёз по щекам, и шумно высмаркиваясь в салфетку.
Маленькая деревня, в которой разворачиваются события - затерянный мир в горах, требующий ежедневного тяжёлого труда, в котором пекут хлеб, заквашивают мацун, готовят мягкую, нежную брынзу и сушат авелук. Чтобы вызвать карету скорой помощи из долины, нужно послать телеграфом молнию. А в снегопад карета вообще не сможет добраться по крутой змейке дороги. Лишь упрямый почтальон раз за разом покоряет вершину. На местном кладбище молчаливые каменные кресты несут имена целых семей.
Героиня - прелесть! Пташки, букашки, насекомые тянутся к ней. Все жители деревни ценят и хвалят её. Кроме одного. Собственный муж - деспот бессердечный, который силой берёт жену, а вместо ласки раздаёт тумаки.
"За окном разлилась южная ночь, водила по подоконнику робкими лунными лучами, рассказывала нежным сверчковым стрекотом о сновидениях, что грезились миру. Анатолия лежала на подушках, прижав к груди альбом с фотографиями родных, – и плакала". И невозможно не плакать вместе с героиней.
Самыми близкими людьми стали соседи - очень пожилая пара. Муж и жена мило ворчат друг на друга, отпускают добрые шуточки. Жена собирает травы и готовит лекарства, а муж выращивает табак, делает самокрутки из рекламных листовок и рассматривает запутавшиеся в ветвях шелковицы бледные лоскутки прозрачного неба.
На фоне бедности, оглушительного одиночества, бесконечной печали пары кажутся по-своему счастливыми, не надеясь на светлое будущее. Искренние и настоящие, простодушные и отзывчивые. Пережившие землетрясение, войну и голод. Они есть друг у друга, и это главная ценность - люди. Уютного крохотного мира не касаются городская суета, щегольство и бессмысленная погоня за ненужными вещами. Здесь жених приходит к невесте с нужной в хозяйстве косой, а сватья несёт невестке свежевыпеченные кукурузные лепешки и миску садовой клубники. Разобидевшемуся покойнику пытаются передать новые туфли на тот свет. "С этими людьми невозможно даже спокойно умереть".
Предупреждение: некоторые сцены читать тёмной ночью, когда кто-то рядом спит, не рекомендуется, во избежание высокой вероятности неприлично громкого хохота!
Нотами магического реализма звучит появление царственного павлина, пышного и неуместно красивого. Жар-птица пахнет то мокрой курицей, то корицей и миндалём, проявляет характер, но всё же приживается в Маране (название деревни), благодаря заботе жителей.
Таинственную красоту умирающей деревни запечатлевает талантливая художница: колесо телеги, старческий профиль хозяина, начертанный прогнившими балками в развалинах дома, луч света в узком окне часовни.
Автор соткал полотно из судеб-ниточек, они причудливо переплетаются, и хочется каждую разглядывать, ощупывать, обдумывать. Благодаря деталям, пикантным подробностям, повесть кажется историческим событием, искусно записанным со слов очевидцев.
Когда всё уже прожито и пережито, нечего ждать от жизни, осень может оказаться приятнее весны, интимная сторона -  счастьем. Ласка, бережное отношение, благодарность, нежность - воротами в земной рай. Неумелые слова любви заменит выкованный цветок, а затуманивающую сознание страсть - предупредительность и душевный комфорт.
В этой повести ружья подвешены заблаговременно, и выстреливают поочерёдно. Герои невероятно трогательные, со своими недостатками и силой духа. В забытом всеми уголке вселенной двери не запирают на замок, а праздники и поминки справляют всей деревней. Хорошим людям везёт на хороших людей. Обладающие большими возможностями не спекулируют и не берут взяток. Со смертью, хоть очень редко, но всё же можно договориться. И даже умершие продолжают играть свою роль. Вредителей гонят прочь. А с добрыми гостями случаются маленькие чудеса. Пережив тяжкие испытания, люди остаются людьми. Расколотые землетрясением стены являются символом сердца, давшего трещину, но продолжающего жить.
По-настоящему тёплая история, сложенная из множества пазлов, в которой имеют значение имена и фамилии, символы, знаки и сны. Будь то собака или павлин - все гости не случайны, детали работают на сюжет, создают объёмный, реальный мир, в котором нет ничего картонного, искусственного. Живые диалоги со смешинками и грустинками, удивительные праздничные блюда, которые хочется попробовать, атмосфера душевной гармонии и сплочённость семьи, когда во взаимоотношениях не ищут выгоду и спешат на помощь в трудной ситуации. Между детьми не делают различий - свои или чужие. Где воздух чист и свеж, а с неба падают яблоки: "одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто слушал и верил в добро".
Приятным бонусом в книге в дополнение к повести идут восхитительные рассказы, колоритные, наполненные эмоциями до краёв, дающие эффект полного погружения!
Самый мощный, на мой взгляд, рассказ "Хаддум". " Эрхоме се сас. Я к тебе иду", - эти строки невозможно читать без душевного отклика. Пробирает до костей.
Рассказ "Я живу" можно с первых до последних строк разбирать на цитаты. "Или верь и живи, или отрекайся и умирай. Я живу".
Сильное послесловие заставляет мысленно возвращаться к пережитым событиям, волнующим образам. Эта книга не требует спешки, в ней нужно лелеять каждое предложение. Она о добром, о вечном, искренняя до боли, без гламура и пёстрых гирлянд, завораживающая красотой распахнутой настежь души.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.