Случай на вступительных в ВУЗ
В общем, в аудиторию вошел в сложном состоянии – бодрился, но и немного волновался. Вытащил билет с вопросами, а экзаменатор – сухонький старичок – сам наугад достал для меня из кипы листок с примерами. Быстренько пробежался я по вопросам билета, решил примеры – все, кроме одного – и пошел отвечать.
Здесь нужно пояснить – остался нерешенным пример на неравенства – тему эту пропустил я в школе по болезни, а потом, при подготовке к поступлению в ВУЗ, понадеялся на «авось», и наверстать не удосужился.
Пока я бодро рассказывал по билету, старичок просматривал решения примеров. В принципе, по результатам предыдущих экзаменов, четверки мне за глаза хватало и, по логике вещей, я вполне её заслуживал – теорию знал хорошо, и пример всего один не решил. Но это по моей логике, а экзаменатор, дослушав мои выкладки, опять покопался в стопке листиков, достал из неё ещё один, и не подал его мне, а молча подвинул пальцем по поверхности стола в мою сторону.
Сразу скажу, что за всё время нашего «общения» я не услышал от него ни одного слова. Взял я листок, и уже не так бодро отправился решать. Просмотрел быстренько примеры в надежде, что хоть в этом листке не окажется той зловредной темы – но, как оказалось, чудес не бывает. Решил опять всё, кроме неравенства, и даже присаживаться на стул не стал – ждал приговора, понимая, что я «попал». Ясно было, что хорошего ничего ждать не стоит – если, при возможности поставить мне четверку, он не поставил её сразу, значит, хочет завалить.
Стоял я ни жив, ни мёртв, а этот педант, между тем, просмотрев мой листок с решениями, опять полез в стопку с примерами. Внутри у меня от возмущения всё закипело, но на остатках надежды взял я всё так же молча подвинутый мне листок, и пошел решать. Конечно, кто бы сомневался, неравенство было и в нём...
Я повертел листок в руках, сомневаясь, стоит ли вообще продолжать эту бессмысленную борьбу - при том, что сила точно не на моей стороне, огляделся и встретился глазами с таким же мучеником, расположившимся за соседним столом. Сидел он сгорбившись, и во взгляде его были тоска и безнадёга. Подумалось, что со стороны и я выгляжу так же, и сама по себе всплыла мысль о том, что ВУЗ, это совсем не обязательно, и что служба в армии не так уж и страшна.
Потом мелькнула мыслишка попытаться разжалобить старичка-издевателя, рассказав, что тему эту не знаю я не по тупости своей, а из-за того, что пропустил в школе по болезни. Но высокомерно-неприступный вид его и настойчивость, с которой он, как мне казалось, «валил» меня, однозначно отметали возможность положительной реакции с его стороны. Да и не хотелось унижаться, выпрашивая четвёрку, которую, по моему мнению, я и без его снисхождения заслуживал.
В общем, отдал я ему ещё один листок с нерешённым неравенством и готов был уже к любой оценке, но не к тому, что произошло – он опять полез за листком с примерами – уже четвёртым! Пока я стоял, потеряв от возмущения дар речи, он выбрал листок, и опять, молча, не глядя на меня, подвинул его ко мне пальцем. И что-то недоброе, даже зловещее, было и в этом его молчании, и отвернутом в сторону взгляде, и в том, что он не подавал мне листки, а подсовывал их.
И тут напряженные мои нервы не выдержали, и я на повышенных тонах стал объяснять ему, что экзамен предназначен не для проверки нервной системы поступающих, а для определения уровня их подготовки. И если он никак не может понять, то я сам могу сказать, что тему неравенств я не знаю. И уже более спокойным тоном добавил, что я хорошо понимаю цель этих затянувшихся дотошных исследований моих знаний, и что не буду оспаривать любую оценку. В общем, я довольно недвусмысленно усомнился не только в его умственных способностях, но и в моральных качествах – да ещё и при нескольких таких же страдальцах, как и я.
В аудитории повисла мертвая тишина. Прекратились всякое движение и шелест бумаги, готовящиеся абитуриенты застыли, забыв о своих собственных проблемах, другая экзаменаторша глядела на меня округлившимися глазами. И ещё несколько пар глаз смотрели на меня – часть из них удивлённо, а другие с ужасом – из опасения, наверное, что разозлённый экзаменатор отыграется на них. А я, наоборот, дышал спокойно - толку-то нервничать из-за того, что от меня не зависит.
Мой старичок молча выслушал ту тираду, медленно повернул голову и долго смотрел в окно, думая свою, непонятную мне, думу. Потом листок вернул в стопку с прочими, занёс меч своего всемогущества в виде обыкновенной авторучки над строчкой с моими данными, помедлил ещё несколько бесконечно долгих секунд, проставил оценку в ведомости, расписался и так же, пальцем, подвинул её ко мне. Напротив моей фамилии стояла пятёрка.
Честно скажу – двойка меня удивила бы намного меньше. Ошарашенный и потерявший дар речи, я вышел из аудитории, присел на лавочку и пытался понять, что же произошло. Сначала всё это казалось мне полностью иррациональным, алогичным и абсолютно необъяснимым, но, потом, восстановив в памяти всё, что я решал, я понял, что неравенства были вообще ни при чём – экзаменатор выбирал листки так, чтобы охватить все прочие разделы и выяснить – только ли неравенства я не знаю, или и другие темы. И, видимо, остался доволен моими знаниями – судя по пятёрке, поставленной, невзирая на то, что я ему нахамил. Как он смог сдержаться после моих несправедливых нападок-обвинений и не влепить мне двойку, я до сих пор не понимаю.
Позже я узнал, что старичок тот был одним из лучших преподавателей нашего ВУЗа – студенты любили его за толковые объяснения материала и за то, что он никогда не брал взяток - зато много своего личного времени тратил на консультации и дополнительные занятия.
К сожалению, в нашей группе преподавал не он – только недолгое время замещал нашего препода во время его болезни.
Свидетельство о публикации №219122701882
На экзамены ездил в парадке ПШ, паспорта еще не было, был только военный билет, ПРОПИСКА В ОБЩАГЕ ПО ЛИМИТУ…
Математика -4 письменный, 5 устный.
Физику зубрил больше всех, а напряженность электрического поля внутри полого заряженного шара не мог объяснить, почему она равна нулю. Дама бальзаковского возраста нехотя
поставила 3 бала.
Это на всю оставшуюся жизнь. Внутри сферы напряженность равна нулю, потому что на поверхности сферы всегда найдутся два таких заряда, что создаваемые ими напряженности в точке внутри сферы будут равны по модулю и противоположны по направлению.
С уважением
Виктор Девицын 19.02.2023 21:42 Заявить о нарушении
Вадим Рубцов 19.02.2023 22:23 Заявить о нарушении