Стоп-кадры прошлого 14 Мои учителя. Биологиня

        Лидия Семеновна Ампилогова
***
    Поскольку я в шесть лет решила, что стану врачом, биология для меня была одним из основных предметов. В наше время этот предмет был разбит на части: в пятом классе – ботаника, а далее – зоология, анатомия и биология. И все эти предметы вела мама нашего одноклассника Ампилогова Лидия Семеновна.
***
     Её уроки почти всегда сопровождались демонстрацией наглядных пособий.  Дежурные должны были на перемене зайти в кабинет биологии и помочь Лидии Семёновне принести нужные пособия в класс. (Тогда мы учились целый год в одном классе, а кабинеты химии, физики, биологии были предназначены для хранения необходимого оборудования и пособий).  К дежурным присоединялись добровольные помощники, потому что  каждому хотелось лишний раз побывать в этом чудесном кабинете. Чего там только не было! Чучела зверей и птиц, лупы и  микроскопы, огромные цветные плакаты, коллекции бабочек, жуков, большущие папки гербариев, заспиртованные лягушки, тритоны, ужи, муляжи овощей и фруктов. Это богатство было собрано и систематизировано, конечно же, Лидией Семеновной. И всё оно демонстрировалось, пояснялось, увязывалось в единство природного взаимодействия.
***
    Самым вожделенным предметом был микроскоп. Их в кабинете было 15, а парт было 17, поэтому те, кому его не досталось, пересаживались третьим за парту с микроскопом.   Очень мы любили рассматривать в микроскоп разные препараты. Самый первый пример растительных клеток был продемонстрирован на луковой плёнке и тончайшем срезе тыквы. В дальнейшем с помощью микроскопа мы увидели строение листа, разницу между растительной и животной клеткой, любовались ажурными узорами крыльев мух, цветными чешуйками пыльцы на крыльях бабочек, которых мальчишки ловили специально к уроку. Да что только мы не рассматривали в микроскоп! Я вот только сейчас с удивлением поняла, что  такое количество даже школьных микроскопов, а тем более кинопроектора, стоило тогда немалых денег, а ведь прошло всего 15 лет после войны. Ничего не жалели для обучения детей. Не было шикарной одежды, был беден быт, но было то, что побуждало развивать умение думать, понимать, сопоставлять, делать выводы. И наши учителя не считались со временем, отдавали все свои знания и умения, чтобы сделать нас  человеками мыслящими.
***
    Был в нашей школе и кинопроектор. Нам демонстрировались учебные фильмы чаще всего именно по биологии, реже по химии и физике. Видимо, Лидия Семёновна и здесь не оплошала и запаслась необходимыми. Чаще всего учебные фильмы демонстрировались прямо в классе на самодельный экран из простыни. Но этот же кинопроектор иногда демонстрировал и художественные фильмы.  По школьному радио объявлялось название фильма и приглашались все желающие. Фильм показывали обычно вечером в субботу в рекреации на втором этаже. Особенно запомнились фильмы  Первоклассница и Золушка. Никаких денег с нас никто не требовал.
***
    Мы относились к урокам Лидии Семёновны  почти как к экскурсиям Зои Петровны. Конечно, она задавала домашние задания, проводила опросы и контрольные работы.
Но нас это нисколько не напрягало. Ведь материал всегда объяснялся так, что мы понимали его как ответы на наши вопросы, почему и как это происходит в природе.
А кому же не интересно получить ответ на свой вопрос?  Благодаря Лидии Семеновне  мир вокруг нас приобретал осмысленную причинность природных явлений. И даже элементарная генетика в восьмом классе, РНК и ДНК  не были тайной за семью печатями. Спасибо Лидии Семёновне,  она научила нас мыслить биологически.


Рецензии
Микроскоп очень важный инструмент. Помню, мне родители подарили детский микроскоп. Смотреть нужно было одним глазом, внизу был переключатель на три увеличения. Интересней всего было рассматривать насекомых и цветки растений. Интересно под микроскопом выглядит и акварель - http://proza.ru/2023/01/13/1866

Впоследствии, в процессе работы мне приходилось чинить микроскопы самого разного назначения - и операционные, и биологические, и офтальмологические. А моя жена знала толк в электронных микроскопах. Их конструкции ещё более разнообразны.
Обратный принцип - не увеличения, а уменьшения изображения, заложен во всех установках, на которых изготовляются процессоры и другая начинка для всех современных компьютеров.

Дмитрий Маштаков   15.01.2023 06:38     Заявить о нарушении
Спасибо,Дмитрий, за внимание и добрый отклик с воспоминаниями о детстве.
Как много полезного Вы знаете и умеете!
Доброго и крепкого Вам здоровья и солнышка в душе.
С неизменным уважением.

Елена Вознесенская   17.01.2023 01:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.