Легенда о Колду Яго

     Его отец был колду, звали его Яго. Он тоже стал колду, его тоже стали звать Яго. Его сын со временем так же будет колду Яго. А вот его дочь не будет колду. Женщины не могут быть колду. За это сразу на костер. Многие хотели бы обладать силой колду. Уметь заживлять раны, останавливать бурю или вызывать в засуху ливень, осушать реки, в одиночку отогнать стаю голодных волков. Да, вообще, сделать на благо племени то, что не под силу простому человеку. Его дед открыл секрет как стать сильным колду. Однажды на охоте он убегал от разъяренного черного медведя. Гигантский зверь, которого боялись все живые существа в округе, загнал бедного Яго в пещеру и от злости завалил вход в нее такими валунами, что охотник даже сдвинуть с места их не мог. Но парень не растерялся и стал искать другой выход. Он переходил из одной пещеры в другую. Постепенно воздух становился все теплее и теплее. В одной пещере жар был почти нестерпим. Он заглянул в нее и увидел, что из расщелины, которая казалось шла из самого центра Земли выплескивается нечто. Что потом стали называть Волшебством. Маленькая капелька брызнула ему на кожу и он, до этого усталый и разбитый, почувствовал вдруг прилив сил. Его мучила жажда, он мечтал хотя бы о глотке воды. Яго дотронулся до другой капельки и, не успел он подумать опять о жажде, как в углу пещеры зажурчал родник с холодной водой. Сообразительный мужчина наполнил Волшебством небольшой плетеный туесок, который всегда носил на поясе. Яго вернулся к заваленному входу и одним движением руки раскидал преграждающие путь камни. Черный великан еще сидел возле входа. Увидев добычу, медведь радостно оскалил клыкастую пасть. Яго даже успел рассмотреть, что самый маленький зуб у него был размером с его ладонь. Прикоснувшись в очередной раз к Волшебству, он мог легко убить зверя. Но, став колду, Яго поступил мудрее. Он усмирил чудовище, оседлал его и верхом на черном медведе приехал в племя. Тогда все, даже вожак Дум, поняли, что перед ними великий колду. С тех пор у племени появился могущественный защитник.
     У Яго вырос сын и отец посвятил его в тайну колду. Это была их семейная тайна. Наверное, в каждой семье должна быть своя тайна, которую родитель передает своим детям. Туесок с Волшебством перешел от отца к сыну. Само место, где находилась пещера с источником Волшебства, предок открывал наследнику только перед тем как уйти в Долину Смерти.
     Яго с сыном отправились на охоту. К вечеру им удалось добыть зайца. Пока сын возился с   костром, отец ободрал шкурку и выпотрошил добычу. Они пожарили мясо на костре. Самые лакомые кусочки: печень и сердце забрал себе старший. Сын из гордости просить поделиться не стал, но обиду затаил.
- Скажи, отец, - допытывался он, - зачем мы идем в дремучий лес охотиться на зверей. Мы собьем себе ноги, карабкаясь по камням. Раздерем одежду и кожу о колючие ветки, устанем, как барбосы. У тебя же есть туесок, благодаря которому ты можешь получить все, что захочешь, даже не слезая с теплой печи.
     Не сразу, но Яго ответил сыну.
- Когда мой отец, твой дед, передавал мне этот туесок, он наказал мне, что Волшебство должно служить не мне, а всему роду. Ибо мы без своего рода, как дерево без корней. Ничто. Пыль. Сухой лист, который гоняет любой ветер без цели, без надобности. Я же один из корешков, благодаря которому живет наш род. Я смертен, а род будет всегда. В этом смысл и бессмертие рода и каждого родича.
- Зачем нам эти родичи? - продолжал недоумевать завистливый юноша. - Они все завидуют нам. Вождь все время помыкает тобой. Вылечи этого, помоги забить медведя-шатуна, спаси нас от засухи. Его придиркам нет конца, а Волшебство тратишь ты. Хотя мог бы уйти от них. Жить на берегу теплого моря-океана, питаться лучшими яствами, носить красивые одежды, а не это старое рубище. Зачем нам родня? Это лишняя трата Волшебства.
- Я не могу ответить тебе, сын. Слова это просто сотрясание воздуха. Ответ в тебе. Только крепко запомни. Бойся желаний своих, сын. Ибо они безудержны, как необъезженная степная кобылица. Чем больше ты ее нахлестываешь, тем быстрее она несется и тем ближе конец. Ведь остановиться она уже не может. И разобьетесь вы оба. Так и желания. Остановить их бег невозможно. А конец будет тот же. 
     Отец жестом остановил, готового ему возразить юношу.
- Давай спать, Яго. Завтра нам с тобой надо будет идти в соседнюю деревню, откуда родом твоя мать. Люди говорят, что там появилась черная хворь.
- Зачем нам туда идти, отец? Черная хворь очень заразна и от нее нет спасенья.
- Значит никто кроме нас с тобой не справится. Я ложусь отдохнуть, а ты последи за костром.
     Долго сидел у костра юноша и смотрел не отрываясь на огонь. Тяжкие думы одолевали его, не давая уснуть. К утру он решился. Осторожно, чтобы не разбудить спящего, срезал с пояса заветный туесок и скрылся в кустах. Когда юноша выбежал из леса, он сделал то, что задумал. Открыл туесок и прикоснулся к Волшебству.
- Прости, отец, но я не хочу чтобы ты меня остановил.
     Тут же лес вспыхнул со всех сторон. Неумолимое пламя пожирало все. Ему было все равно кого убивать. Горели вековые деревья. Дико ревел в огненном мешке медведь — гроза всего леса, но бессильный перед огненной стихией. Гибли новорожденные еще слепые лисята. Их жалобный писк сводил с ума мать-лисицу, но она никак не могла им помочь. Ее шерсть уже тоже горела. Гибли деревья, животные, птицы, другие твари лесные. Гибли по желанию одного человека.
     Яго проснулся от того, что стал задыхаться от дыма. Он резко вскочил. Вокруг него со всех сторон полыхал лес. Одна мысль тревожно билась у него в голове «Где сын?». Но юноши нигде не было. Усмирить огонь было делом одной минуты. Достаточно было только раскрыть заветный туесок с Волшебством. Но туеска не было. Только свисали аккуратно обрезанные концы пояса. Отец все понял. Обида и горечь захлестнули его. Огонь подступал все ближе. Его искры уже прожигали рубаху, волосы начали дымиться. У Яго остался единственный шанс — амулет Последней Надежды. Эту ладанку носил еще его отец. Она ему, к счастью, не пригодилась и он передал ее сыну. В ладанке, висящей на прочном шнурке была спрятана малюсенькая капелька Волшебства. Последняя надежда.
     Когда горящие деревья уже стали падать на поляну, в небо стремительно взлетел крупный сокол. Мощные крылья вынесли его высоко вверх, до самых облаков. Зоркий глаз сокола узрел, что на скалу возле глубокого озера взобрался юноша. В руках он держал неприметный туесок. Юноша уже открыл крышечку, что бы исполнилось какое то его желание. Стол ли с яствами, чтобы утолить голод, или мягкая перина, чтобы отдохнуть после бессонной ночи. Он еще не решил. И тут на него с небес, как молния, рухнул сокол. Птица вырвала у него из рук заветный и такой желанный туесок. Рушились все его надежды и мечты. Ради чего тогда он предал свой род, погубил отца. В отчаянии он схватил камень и яростно бросил вслед птице. Камень сломал крыло сокола и птица с печальным криком упала в холодные воды глубокого озера. Только круги разошлись над тем местом где погиб последний Яго. Сын остался один. Выжить ему в одиночку в диком мире, полном хищников, без поддержки рода, значит обречь себя на мучительную смерть. «Что мы без своего рода. Ничто» вспомнились ему слова отца и он закручинился и прыгнул со скалы на острые камни.
     Много раз озеро меняло свое название. Но старики его упорно называют озером Последней Надежды. Местные жители верят, что если наступит край и выхода нет, нужно подойти к скале и попросить «Во спасение отца и сына». Растворенное в озере Волшебство отзовется и набежавшая волна выполнит твое сокровенное желание.


Рецензии