Турецкий марш Моцарта и Вивальди

«Турецкий марш» Моцарта и Вивальди.

Продолжение развития новой науки «Музыкальная криминалистика».

Примерно в 1783 году в Зальцбурге или уже в Вене  Моцартом был написан знаменитый
«Турецкий марш» (Соната для фортепиано № 11).
https://www.youtube.com/watch?v=HMjQygwPI1c

Годы позже итальянский композитор Антонио Вивальди написал четыре не менее знаменитых скрипичных концерта «Времена года».
И на днях, напевая «Турецкий марш» во время приготовления себе завтрака, я вдруг заметил, что «незаметно для себя»  сбился и перешёл к «Весне» Вивальди.
https://www.youtube.com/watch?v=-4kTei0XrCs

Что за сдвиг в психике моей?  – Подумалось невольно. – Окосел Эпри? С утра?
 -- Хотя алкоголя не переношу с детства.
(Вообще-то, у многих есть способность к ассоциативным связям в мозгу, когда вдруг вроде бы «далёкие» понятия связываются какой-то странной цепочкой в нечто общее, пусть и никак не единое.)
Нет, попытался воспроизводить некоторые отрывки из Вивальди и Моцарта, – звучали очень уж похоже. Поскольку Моцарт умер задолго до Вивальди, то остаётся преположить, что последний «позаимствовал» мелодику у Моцарта.
Тем паче, что Вивальди долгие годы жил в Вене, где, конечно, мог услышать и не раз сонату Моцарта.
Был очень плодовитым композитором и жил широко, «не по средствам», посему умер в бедности.
Как и Моцарт.
Увы, все – только люди–человеки.

Навели меня вновь эти музыкальные переживания-размышления на ту же тему:
Классическая музыка и прочая.
Не приемлю такого деления.
Есть ли литература классическая, поэзия, скажем, и НЕ классическая?
По-моему, деление абсолютно неверное.
Есть два типа произведений человеческого сознания: Талантливые и бездарные!
Вот, так и следует судить о ЛЮБЫХ «изделиях» нашего мозга.
Есть музыка талантливая и бездарная!
Других музык нет!

Увертюра И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»(бездарному!) – талантлива, а какая-нибудь «классическая» «Пионерская сюита» (кажется, Кабалевского) – бездарь!
Или опера «Судьба человека»! Схоже с Петькой: Я ОПЕРУ пишу! Да и сравнить её нельзя с талантливыми мелодиями А.Зацепина, тоже к фильмам Гайдая!
Симфоническая сюита Рихарда Штрауса «Так говорил Зарастустра» – начало великолепное, талантливое, мощное и оригинальное. А дальше???
Полумелодичное бренчание неких, подвешиваемых на ветке консонансных цилиндриков на ветру. Если даже мелодично, это всего лишь ПЕРЕЗВОН, а не музыка!
Да пение соловья – это, действительно, програмная музыка!
Или всякие бездарные диссонансы, выдаваемый за нечто «классическое». Та же бездарная мазня, которая выставляется в «художественных» салонах под видом картин, только не на полотне, а на нотном стане!

Сальери в великолепной драме Пушкина «Моцарт и Сальери» раздражённо отвечает на смех Моцарта, которого забавляет примитивное исполнение на скрипке отрывков из его оперы каким-то стариком – музыкантом из трактира:

«... Моцарт хохочет.

Сальери:
И ты смеяться можешь?

Моцарт:
Ах, Сальери,
Ужель и сам ты не смеёшься?

Сальери:
Нет!
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.»

И мне, самому обычному Эспри де Л'Эскалье, тоже не смешно, когда заурядность и бездарь тужатся изобразить чего-то «классическое», когда нет даже способностей написать простенькую талантливую песенку.
Итак, музыка, как все другие произведения человеческого сознания, может быть лишь двух категорий:
Талантливая и бездарная.
Tertiun non datur!
26 XII 2019


Рецензии