Предсказуемость побед в Голосе

                Предсказуемость побед в «Голосе»

Для тех, кто наблюдает за проектом сезон за сезоном, давно не секрет, что во взрослом «Голосе» побеждает не столько участник или даже наставник, сколько направление в музыке. У меня сложилось впечатление, что аудитория определенного возраста, которая устала до невообразимости от нашего шоу-бизнеса, воспринимает все, что связано с эстрадой вообще в штыки, и ищет противоядие, некий противовес всему этому. И находит его в академическом пении, считая, что опера – это высокое светлое искусство по сравнению с любой, какая ни есть, эстрадой. Поэтому и голосует так. Достаточно спеть что-то академическое (или в этой манере), и участник тут же становится лидером голосования. Причем этот участник может быть объективно (в своем направлении) очень средненьким, не иметь яркой индивидуальности – его в любом случае поддержат. И не важно, что у соперников могут быть более выразительные голоса, не говоря уже о харизме, они воспринимаются как «эстрадники», то есть что-то низшее по сравнению с академической музыкой.

На мой взгляд, такое противопоставление не идет на пользу ни эстраде, ни академической музыке (когда-то на эту тему я защищала диплом). Были времена, когда композитор писал и симфонии, и оперы, и эстрадные песни – он умел все. И музыка разных жанров и направлений только выигрывала от этого – ее создавал человек с большим музыкальным кругозором. Потом у нас в стране решили, что эстрада – это что-то низкосортное, и для нее не важен уровень, ей не нужна никакая профессиональная критика, это индустрия, в которой значение имеют исключительно доходы (и туда ринулись, хлынули люди, которым на самом деле музыка по барабану, им только деньги нужны). Исчезли профессиональные обозреватели, худсоветы… и мы получили то, что теперь имеем.

Академических певцов тоже многие идеализируют. Есть среди них те, кто отбракован для оперы, потому что у них недостаточно мощные голоса, петь они могут только с микрофоном. И они идут на эстрадную сцену, исполняя романсы, арии, песни в академической манере… но без микрофона не могут. Их так и называли: микрофонные певцы. Они могут не говорить правду о себе, лукавить, давая понять: я и оперу петь могу, но мне тесно в этом жанре. На самом деле многие из них, увы, не могут.

Чтобы повысилось качество эстрадной музыки, нужно рекламировать, пропагандировать ее лучшие образцы. Противопоставление  «хорошая эстрада – плохая эстрада», а не «эстрада и высокая классика». Для академических певцов есть свои проекты и конкурсы. Или если уж зрителям так хочется слышать именно их в «Голосе», почему бы вообще не превратить этот конкурс в академический? Пусть у всех наставников только такие певцы и будут – и не в финале, а вообще – в команде… Вот тогда это и будет адекватный конкурс. А какой это конкурс, если один академист противопоставляется десяткам эстрадников? Это делает финал, победу предсказуемыми, скучными, многие заранее зевают, уже даже не испытывая раздражения – так, ворчат слегка… слишком привыкли к такому раскладу, чтобы всерьез раздражаться. Чудом будет, если в этом сезоне победит не академический музыкальный материал.

Не то, чтобы мне не нравился нынешний фаворит (Аскер), я ничего против него не имею, дело вообще не в нем. Исключениями за эти годы были Гарипова и Воробьева, но у них тембр и манера частично близки академической, и они исполняли романсы и ретро. Эти победительницы мне импонируют – у них нет так раздражающего многих оперного пафоса (которого у тех же итальянских певцов меньше), они поют естественно – с повествовательной интонацией.

Полуфинал уже дал представление о том, чего ожидать дальше. Ушел Нуржигит с редкостным голосом (но эстрадным), остался Аскер (он академическую манеру предпочитает). Этого можно было ожидать, удивления никакого. Только осталось некоторое недоумение от выступления Рагды Ханиевой. Сначала девушка в восточном костюме пела этническую музыку под соответствующее инструментальное сопровождение, потом в быстром темпе начала демонстрировать бунтарский образ («Нас не догонят»). Я не знаю, что эта команда хотела сказать, у меня возникла одна ассоциация – с Жади из сериала «Клон», которая все время стремилась бежать из мусульманского мира в более «западную» среду (условно говоря – с Востока на Запад) в поисках свободы, а ее все время насильно возвращали обратно к мусульманской родне. Может, и правда, к этой исполнительнице не подобрали ключ, чтобы ее раскрыть, потому что в жизни она вряд ли – Жади, просто не на нее делалась ставка в финале, нужно было, чтобы победил Антон.

Из оставшихся четырех участников больше всех импонирует Ив Набиев, который обладает способностью вживаться в разный стиль и в нем адаптироваться. У него индивидуальность скорее актерская, чем именно вокальная. Но до финала дойти – это уже великое дело. Даже не знаю, есть ли смысл поддерживать команду Гагариной, может ли он реально набрать голосов больше, чем Аскер?.. Но этот участник действительно со своей изюминкой.

В идеале победитель должен хотя бы запоминаться.


Рецензии