Коробовская версия спасения царя Михаила

История о подвиге Ивана Сусанина известна, пожалуй, каждому. Простой мужик ценой своей жизни увёл отряд неприятеля от деревни, в которой находился основатель династии Романовых Михаил Фёдорович. Эта версия о крестьянине-патриоте из поколения в поколение популяризировалась представителями царской семьи. Тем не менее, существует немало точек зрения, которые ставят под сомнение такой вариант развития событий.

Согласно общепринятой версии, крепостной Иван Сусанин жил в селе Домнино (примерно 75 км от Костромы). Там же, в вотчине, зимой 1613 года находился и новоизбранный царь Михаил Романов с матерью инокиней Марфой. Узнав об этом, литовско-польский отряд отправился к селу, чтобы не дать Романову взойти на российский престол.

По пути в Домнино полякам повстречался вотчинный староста Иван Сусанин. Они заставили его указать дорогу к царю, а тот, в свою очередь, повёл отряд в другую сторону. При этом он сумел послать своего зятя Богдана Собинина с сообщением к Михаилу Романову.

Когда поляки поняли, что Сусанин их уводит в другую сторону по Исуповскому (Чистому) болоту, они его жестоко пытали, а потом и вовсе «изрубили в мелкие куски». Царь за это время нашёл укрытие в Костромском Ипатьевском монастыре.
Из поколения в поколение передавалась история о подвиге Ивана Сусанина. Время от времени она обрастала новыми подробностями. В 1836 году в Большом театре в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В либретто (текст к музыкальному произведению) закрепилась окончательная версия истории об Иване Сусанине как спасителе царя Михаила – основателя династии Романовых. Но, что именно происходило в окрестностях села Домнино за 200 лет до премьеры оперы, доподлинно неизвестно.

Тому, что Иван Сусанин существовал на самом деле, есть реальное подтверждение в виде царского документа XVII века. Когда Смута закончилась, и Михаил Романов твёрдо сидел на троне, Богдан Собинин предъявил государю челобитную. В ответ Михаил Фёдорович пожаловал грамоту, согласно которой село Домнино переходило во владение Собинина: «Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры ы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

В дополнение к этому царь полностью освобождал село от всех налогов и давал им вольную: «Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни в какие подати имати с них не велели... и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно».

О том, по какой именно причине царь проявил такую милость, не указывается ни в одном официальном документе.

7 октября 1619 года в село Красное, во время путешествия по святым местам, прибыли царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа Иоанновна. На это путешествие, начавшееся 24 августа, они получили напутствие Святейшего патриарха Руси Филарета – родителя царя.

Есть мнение историков, что это повторение путешествия 1612-1613 годов. Тогда, пережив тяжкое смутное время, освободившись от польского нашествия и царей-самозванцев, Русская земля готовилась к выборам нового государя. Сам же Михаил после московской осады уехал в свою костромскую вотчину. А впоследствии прибывшее в Кострому 14 марта 1613 года московское посольство провозгласило ему решение Земского собора об избрании его царём России.

Но вернёмся к путешествию 1619 года, после которого была дана жалованная грамота потомкам Ивана Сусанина, совершившего подвиг спасения царя Михаила ценой своей жизни. С Костромы начинается посещение святых мест. 17 октября державные путешественники прибыли в Домнино – родовую вотчину Великой инокини Марфы Иоанновны, отбыв в 20 день сентября.

Далее царь Михаил пишет отцу Филарету: «В обители Пребезначальная Троицы у целебного гроба великого в чудесах преподобного отца Макария всенощные пения и утренняя, и литургия, и молебная благодарения, по обещанию нашему, сподобил нас Бог совершити».

Прибыв в обитель 29 сентября, государь извещает своего родителя, что они намерены оставить обитель 1 октября; 7-го числа того же месяца прибыли в село Красное. В Кострому они прибыли 10 октября. (Журнал «Губернский дом», 1993 г., № 1, г. Кострома.).

Возникает невольный вопрос: что заставило царя Михаила пробыть в Красном селе такое же время, как и в монастыре великого в чудесах преподобного отца Макария Унженского и Желтоводского чудотворца?

Н. Н. Коробицкий в 1913 году писал, что село Красное было когда-то вотчиной бояр Романовых, а затем поместьем Годуновых. С 1605 года после падения Годуновых, эта вотчина обрела прежних владельцев. Кто может оспаривать то, что до приезда московского посольства 14 марта 1613 года в Кострому Михаил не жил какое-то время в своей Красносельской вотчине? Видимо, причина остановиться в 1619 году в селе Красное была весьма серьёзная.

В сказании наших предков говорится о том, что свой подвиг Иван Сусанин совершил в коробовских болотах. В наших краях есть коробовская версия спасения Михаила Иваном Сусаниным.

В какое-то время после избрания царём, Михаил решил укрыться. Возможно, это было Домнино, возможно, в Ипатьевском монастыре. Поляки, прознав про это, послали туда отряд убить царя. Здесь судьбы царя Михаила и Ивана Сусанина встретились.

Коробовская версия гласит, что Иван Сусанин в зимнюю пору под вечер ехал в деревню Коробово с возом хвороста. Тут он жил с дочерью. По дороге его догнал молодой человек, назвавший себя царём Михаилом и попросивший его спасти, так как за ним гонится отряд поляков, которые хотят его убить. Иван Сусанин, свалив с саней хворост, положил в них царя Михаила и заложил его хворостом. Догнавшие у деревни Коробово поляки спросили его, не пробегал ли тут молодой человек в такой-то одежде. «Пробежал», - сказал Иван Сусанин и указал дорогу, куда он побежал. Поляки ушли, а Иван Сусанин, сложив хворост, нашёл место, где царь Михаил мог укрыться на время, предупредив об этом дочь. Вскоре поляки вернулись, нашли Ивана Сусанина и сказали, что дорога идёт по незамерзающим топям болота. Они приказали ему вести их. Иван Сусанин понимал, что если поляки будут искать царя здесь, то они его найдут.

Простившись с дочерью, он повёл поляков искать по лесам и болотам царя Михаила. Пошёл на смерть, понимая, что это было последнее прощание с дочкой. Антонина тоже поняла, что он вверил ей судьбу шестнадцатилетнего царя Михаила. Не найдя царя поляки вернутся в деревню. Пример отца и притча, знакомая с детства «возлюби Бога и ближнего как самого себя» преисполнили её решимость. В ночь она вывезла царя Михаила из Коробова. На утренней заре, будучи уже далеко, они увидели зарево «красных петухов», откуда уехали и поняли, что Ивана Сусанина нет, а Коробово превращается в «пустынь». Возможно, всё это было в ночь на 14 марта 1613 года, когда из Москвы в Кострому прибывало торжественное посольство просить Михаила на царство.

Совсем не случайно царь Михаил исполнил последнюю волю «матери нашея, Государыни, Великой старицы инокини Марфы Иоанновны» и переселил «вдову Антониду з детьми её з Данилком, да с Костькою, за терпение и кровь отца её Ивана Сусанина в Костромском уезде, села Красного, присёлка Подольского пустошь Коробово в вотчину и род».

Также не случайно в 1913 году царская флотилия, следовавшая по Волге на торжества 300-летия Дома Романовых, стоянку свою перед Костромой устроила именно у Красного села. В публикации того времени «Преображение Костромы» Андрей Анохин писал: «19 мая 1913 года, когда царская флотилия, набрав пары, отваливала от места красносельской стоянки, Кострома верноподданная и счастливая своей любовью и близостью к Дому Романовых по-доброму взволнованными толпами народа, запрудившего волжский берег, ожидала в гости Российского государя».

Говоря о подвиге Ивана Сусанина, скажем, что это вопрос не местный, а всероссийский. Существует об этом несколько сказаний и версий. «Коробовская версия изложена в газете «Красное Приволжье» от 27 июня 1996 года в материале «Жизнь за царя». В Красном с давних пор сказание это никогда сомнениям не подвергалось. И коробовское сказание имеет больше плюсов, чем другие. Оно наиболее согласуется с жалованной грамотой царя Михаила, данной потомкам Ивана Сусанина. Этому свидетельствует и отношение к коробовским белопашцам Дома Романовых в течение 300 лет.

О том, где и как погиб Иван Сусанин, знал лишь царь Михаил, что, возможно, передавалось изустно следующим монархам.


Рецензии
А есть ещё одна "версия" от Николая Иорданского. Оказывается Михаила и его мать Сусанин осенью 1612 года спрятал от поляков, закопав их в навоз. Но они об этом не знали до осени 1619 года.

А вот моё расследование: "Куда повёл Иван Сусанин поляков осенью 1612 года?"

http://prqza.ru/2021/02/25/1926


Николай Павлов Юрьевский   15.04.2024 22:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.