Не вор

   - Все, решено! И думать здесь нечего. Я машину купил? Купил! И ты просто обязан машиной обзавестись. Ты человек семейный, такой агрегат в хозяйстве обязательно пригодиться.
Толя продолжал размахивать руками и что-то говорить, но Виталий его уже не слушал. Он представлял себя за рулем автомобиля, которого в его семье никогда не было. Красиво, заманчиво, но страшно. Все-таки техника, а с техникой Виталик не дружил никогда. Вдруг машину придется ремонтировать? Что тогда?
- Моя машина просто не убиваемая! – Как бы отвечая на его вопрос, бубнил Анатолий. – Крепкая, мощная! Скорость до ста двадцати километров в час. Сорок две лошадки! А мне больше и не надо. И машина почти новая – полтора года, - радовался приятель. – Если что для дома нужно или на рынок съездить, то никаких проблем нет. Так что не упирайся, автомобиль тебе обязательно нужно купить, тем более у меня вариантов куча осталась – я из газет выписывал. Что надумал? Согласен?
Анатолий вопросительно уставился на приятеля, ожидая ответа. Виталий молчал. Он не раздумывал и не тянул время. Толя убедил его своей решимостью. Впрочем, так было всегда, еще со школы, где они учились  в одном классе. Так уж получалось в их дружбе, что один был ведущим, а другой ведомым. Толя всегда был инициатором и начинателем интересных и полезных дел, а Виталий просто шел за ним, полагаясь на своего друга. После школы их разделила служба в армии. Виталий служил в войсках ПВО, а его товарищ в пограничных войсках. После службы в армии они встретились не сразу, а когда свиделись, то оказалось, что Толя продолжил службу в органах внутренних дел, став младшим инспектором следственного изолятора. Виталий трудился на заводе резиновой обуви, которое раньше было престижным предприятием в силу высокой заработной платы за вредные условия труда, однако после перестройки дела предприятия шли все хуже и хуже. Производство сокращалось, заработную плату задерживали. Буквально с первых минут встречи друзей Анатолий уговорил Виталия поступить на службу. Один год службы за полтора, форму дают – не нужно тратиться на одежду. И работа сменная, по двенадцать часов. День, ночь, двое суток дома. Красота! Виталий тогда послушал своего друга и вот теперь они вместе работают в одной дежурной смене.
   Виталий хлопнул себя по колену:
- Ладно, согласен!
- Вот и здорово! Сегодня ночную смену дежурим, а завтра начнем варианты смотреть.
Так и решили.

   Утром, освободившись от дежурства, друзья прозвонили по нескольким номерам о продаже автомобилей ЗАЗ и, договорившись о том, что посмотрят агрегаты, сели в «Запорожец» белого цвета, принадлежащий Анатолию и покатили по адресам, записанным на бумажке. Первый вариант не устроил потому, что у машины не было колес. Она стояла на кирпичах и никуда не могла поехать, хотя и заводилась. Хозяин объяснил ситуацию – колеса украли, но все остальное в наличии. Покупать новые колеса хозяин не хочет, раз решил машину продать. Скинуть цену готов, а бегать искать колеса - нет. Второй вариант потенциальных покупателей тоже не устроил. Дорого. У Виталия таких денег не было. А вот третий вариант показался почти приемлемым. Денег не хватало самую малость, и напрасно Толя пытался найти у машины недостатки, чтоб сбить цену – хозяин оставался непреклонным.
- Машина этих денег стоит, и снижать цену я не намерен, - так и заявил он.
Парни отошли в сторонку посовещаться.
- Короче, надо уламывать хозяина. Машина ЗАЗ-968М как у меня. Зверь, а не машина. Видел, «ушей» нет и фонари сзади прямоугольные, а не круглые и сигналы поворотов нового образца, и панель современная как у меня. Давай, решайся, брать надо.
- Как решайся? У меня денег не хватает.
- Ничего, заболтаем хозяина. У тебя какие товары есть в натуральном виде?
- Не понял.
- Я говорю – что у тебя в доплату есть? Холодильник, телевизор, стиральная машина.
- Холодильник есть, но самому нужен. Телевизор маленький, черно-белый. Стиральной машины нет.
- Думай, что предложить можем.
- Может быть магнитолу? У меня магнитола есть.
- Не ахти, конечно, но попробуем.
Почувствовав, что парни могут реально купить у него автомобиль, которому было уже двенадцать лет, хозяин согласился на переговоры. В результате обсуждения недостающую часть суммы было решено заплатить магнитолой, которую Виталий недавно приобрел. В областной ГАИ машину оформили на следующий день.
    Приятели сидели в приобретенной машине, когда обнаружилась проблема.
- Мне же ее ставить некуда, - тихим голосом проговорил Виталий. – У тебя частный дом, машина в сарае стоит,  а мне….  Куда ее деть?!
- Возле дома поставь, чтоб из окна видно было.
- Да ты что?! Угонят. А если и не угонят, обязательно что-то украдут. Наркоманы кругом. Аккумулятор снимут. Да мало ли что!
Толя немного подумал и радостно воскликнул:
- Да! Это единственный вариант. Погнали в тюрьму. Там уж точно никто не украдет!
«Запорожец»,  бодро покатил по улицам города, весело разбрызгивая весенние лужи.

   После недолгих переговоров начальник дежурной смены капитан Титов разрешил приятелям загнать автомобиль на территорию следственного изолятора.
- В шлюзе я вам ставить машину не разрешу, сказал он, - тут машины только дежурной смены, а на хозяйственный двор загоняйте, можно даже в автомобильный бокс поставить, чтоб не отсвечивала. Скажите там работяге из хозяйственной обслуги, что я разрешил.
- Спасибо, товарищ капитан, я ненадолго. Решу вопрос с парковкой и заберу машину. - Виталий был благодарен офицеру. - Вы скажите по смене, что в боксе мой автомобиль стоит?
- Не переживай, скажу. Иди. К воротам подъедешь — нажми кнопку звонка. Тебе откроют.

Загнав машину в бокс и перепоручив ее дежурному осужденному из хозобслуги, друзья отправились по своим делам. Виталий твердо решил найти место для своей машины и быстрей забрать ее, так как ему очень хотелось порулить, а кататься по территории тюрьмы или ездить в город через шлюз туда-сюда ему никто не позволит. Через два дня Виталий, во время своего дежурства, улучшил момент, забежал в гараж на хозяйственном дворе и, открыв дверь своей машины, сел за руль и запустил двигатель. Машина работала исправно, только выезжать на ней было пока некуда. Вздохнув, Виталя подумал, что после смены нужно обязательно съездить к своей родственнице, которая недавно продала автомобиль «Нива». Мать Виталия сказала, что если договориться с теткой и пока гараж пустой, можно временно поставить туда свой «Запорожец».

   Вопрос о гараже решился через день. Вечером того же дня, уговорив Анатолия, Виталий отправился за своей машиной в тюрьму, чтобы перегнать ее на новое место. Уговаривать Толю пришлось по простой причине — Виталя пока не уверенно чувствовал себя за рулем, тем более в темное время суток, и хотел, чтоб друг помог отогнать автомобиль к новому месту стоянки. Друзья, предупредив дежурного, что будут выгонять машину, направились к гаражному боксу.
- Давай ключи, - протянул руку Толя.
- На, - Виталию не хотелось отдавать ключи от своей машины, но что поделаешь? Сам пригласил приятеля.
«ЗАЗ» стоял на своем месте, ожидая хозяина.
- Открывай ворота, мы выезжать будем! - Крикнул Толя осужденному из хозяйственной обслуги, дежурившему в гараже, однако тот, на удивление, выходить из каптерки не торопился.
- Совсем зажрался, сука, - зло процедил младший инспектор Анатолий, запуская двигатель.
Стартер начал крутить коленвал, но двигатель не запустился.
- Щас мы его вот так, - бывалый Толя выдвинул рычажок подсоса топлива и опять запустил стартер. Стартер крутил бодро, но двигатель не заводился. Попробовав запустить двигатель еще раза три, Толя махнул рукой.
- Пойдем, покурим, пусть постоит, а то аккумулятор посадим. - Повернувшись в сторону каптерки, крикнул осужденному, - а ты чего ворота не открываешь? Оборзел в конец?!
- Гражданин начальник, Вы, как только заведете, я мухой открою — вам еще двигатель прогреть нужно.
- Слушай, Толя, а чего машина не заводится? - Забеспокоился Виталя. - Я ее позавчера заводил и проблем не было!
- Ну, чаще всего двигатель не запускается в результате того, что в цилиндры не поступает топливо или горючее не воспламеняется по каким-то причинам. Ты вот что. Ты лобовое стекло протирал?
- Протирал.
- А колеса пинал?
- Нет еще.
- Ну вот, сейчас перекурим, попинаем колеса и заведем. – И, посмотрев на недоуменный взгляд Виталия, добавил. – Шутка!

   Все дальнейшие действия не помогли завести двигатель. Друзья крутили, стартер пока не разрядился аккумулятор, Затем толкали машину, надеясь завести «с толкача», пропотев как в бане. Дежурный по гаражу из хозяйственной обслуги помогал приятелям толкать «Запорожец», но как только Толя предложил подсоединить разряженный аккумулятор проводами к аккумулятору «УАЗ», начал сопротивляться:
- Гражданин начальник, эта машина дежурная. Посадим аккумулятор, что делать тогда, если машина понадобится?
- Это не твое дело, осужденный. Я тут за все отвечаю! – Сделал грозное лицо Анатолий, но потом, подумав, продолжил. – Ладно, неси фонарь. Заглянем в моторный отсек.
   Луч света выхватил мотор «Запорожца» и уперся в трамблер, крышка которого отсутствовала, а провода болтались в беспорядке.
- На кой ляд мы толкали это железо? – Разочарованно произнес Анатолий. – Нужно было сразу посмотреть! Все, приехали. Ставим аппарат на место. Сегодня уже никто никуда не едет.

   На следующий день, сразу после развода, Виталий рассказал о беде, постигшей его автомобиль, дежурному. Майор выслушал подчиненного и пообещал помочь. Через три часа он вызвал Виталия к себе.
- Понимаешь, какое дело, - начал он. – Я в оперативный отдел обратился. Там уже через час раскололи дежурного жулика, того, что помогал вам машину толкать. Это он снял крышку трамблера.
- А как он машину открыл. Она закрытая была!
- Для осужденного это не проблема.
- Тогда пусть он эту крышку на место поставит.
- В этом то и есть проблема. Нет у него крышки.
- Как нет?
- Вот так! Не для себя же он ее снимал. Он действовал по заказу сотрудника.
- Какого?
- Понимаешь, Виталя, - майор посмотрел подчиненному в глаза, - с жуликом разговор короткий, его уже закрыли в одиночку и отправят в колонию ближайшим этапом. А вот с сотрудником так нельзя поступить. Предъявить мы ему ничего не можем. Машина твоя не штатная, а личная. И находиться она на территории учреждения вообще не должна.
- Что же делать?
- Тебе придется с ним поговорить лично, если хочешь. Это старший по выводу на прогулку. Прапорщик Иванов Юрий Юрьевич. У него и личный «Запорожец» есть.
- Вот тварь! – Вырвалось у возмущенного автовладельца.
- Только я тебя прошу, без драки. А то сам вылетишь со службы как пробка. Прапорщик человек заслуженный, а ты здесь недавно.

   Виталий столкнулся с Ивановым утром следующего дня. Он уже надумал вообще не разговаривать с прапорщиком, но посмотрев в улыбающееся лицо Юрия Юрьевича, сказал:
- Я все знаю.
Прапорщик остановился.
- Что ты знаешь?
- Что ты у меня крышку трамблера с машины украл.
- Ты ошибаешься. Я ничего не крал.
- Ну, не ты, жулик украл по твоей указке.
- Жулик украл…. Вот с жулика и спрашивай!
- Это ты крышку себе взял. Отдай мне, и разойдемся по-хорошему.
- Слушай, парень, - прищурился прапорщик, - ты меня за руку поймал? Нет! А не поймал, так иди себе. Не пойман – не вор!
Иванов обошел Виталия и направился дальше. А Виталий остался стоять, осознавая, что тюрьма не самое надежное место для сохранности личных вещей и живут на свете люди, которых «поймать за руку» и привлечь к ответственности невозможно.


Рецензии