Владимир Богомолов и Юрий Трифонов. Представители

Владимир Богомолов и Юрий Трифонов. Представители русской литературы в более поздние исторические эпохи. Литературная заметка.


Иногда присматриваешься к какому-либо литературному произведению, и возникает вопрос – к какому литературному направлению оно принадлежит?

Например роман Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого…»…

Вроде бы, этот роман – одно из произведений советской литературы. Но - нет!

Это и не мемуары крупного военачальника, и не воспоминания «окопников». Это и не «Тёркин» Твардовского, при всем к уважении и к «Тёркину», и к Твардовскому. Это и не стихи Симонова.

Роман «В августе сорок четвертого» стоит сам по себе.

По широте охвата реальности в какой-то степени роман «В августе сорок четвертого» можно сопоставить с «Войной и миром» Льва Толстого.

Есть и различия. У «Войны и мира» более широкий исторический материал, большая проработка деталей.

«В августе сорок четвертого» более профессионален, более документален…

Оба произведения описывают исторические интервалы, когда Россия (СССР) были в зените могущества – периоды победоносных событий 1812 и 1942-1944-1945 годов.

Нельзя ли поставить между ними – между «Войной и миром» и «В августе сорок четвертого» - какие-либо произведения Генрика Сенкевича,  лауреата Нобелевской премии по литературе за 1905 год?

Во всяком случае, можно предположить, что Владимир Богомолов был и является представителем не советской, а русской литературы.

А может быть – представителем русской (великолитовской, восточнореспубликанской) литературы? – Такое предположение требует более тщательной аргументации.

Антон Павлович Чехов наблюдал, что происходит с душами людей, живущих в условиях самодержавного политического режима…

О чем размышлял Юрий Трифонов? Тема его творчества примерно та же, что и у Антона Павловича Чехова, – что происходит с современниками? Как так получается, что свобода «сжимается», а со свободой утрачиваются человеческие качества – одно за другим – за исключением самых элементарных, примитивных?

Что-то есть у Юрия Трифонова от Достоевского и от Чехова…

Возможно, Юрий Трифонов – в большей степени представитель русской (великолитовской) литературы, и в меньшей степени – советской.

В общем, если выделять крупные направления  – (великолитовскую, восточнореспубликанскую) русскую литературу, советскую, пост-советскую, «российскую» литературу, - то, возможно, в более поздних культурных комплексных явлениях можно найти представителей более ранних направлений.

По крайней мере, и Владимир Богомолов, и Юрий Трифонов настолько существенно выделяются из общего «тембра» советской литературы, и столь схожи с некоторыми выдающимися предшественниками, что могут рассматриваться как пример существования представителей русской (великолитовской, восточнореспубликанской) литературы в более поздние исторические (культурные) эпохи.


28 декабря 2019 г. 21:08


P.S. Авторы – книги – биографии


По вопросу о неясностях в биографии Владимира Богомолова отметим следующее.

Напомним, для примера, что Генрик Сенкевич не участвовал в событиях 1671 года… А А.Н. Степанов (автор романа «Порт-Артур») никогда не был в Порт-Артуре…

Владимир Богомолов никогда не называл свой роман «В августе сорок четвёртого» мемуарами.

Мышление многих людей имеет не концептуальный характер, а рисуночный, комиксовый (комиксовский). Иными словами, многие люди мыслят не концепциями, не знаниями, а рисунками, комиксами.

Томасам Боклям (авторам из «простых людей») всегда было трудно.

Мопассану приходилось входить во французскую литературу через Флобера, а Флоберу годами сидеть, если не в прихожей, то в своем кабинете (пока он не стал своего рода ходячей легендой).

Сколько лет пилили фельетоны Чехов и Горький?

Для комиксовского мышления (особенно при отсутствии нормальной литературной критики) важно не только то, что написано, но то, кем написано.

Если ты не Томас Бокль, и живешь, например, в России, то тебе нужно иметь не только произведения, но и «красивую» («героизированную») биографию.

Тем более «красивая» биография была нужна, если автор состоял в уязвимом социальном слое …

При «красивой» («героизированной») биографии в пять раз была выше вероятность быстро добраться до издательства, до печатного станка, до читателей…

По совокупности обстоятельств приходилось идти на компромиссы…


29 декабря 2019 г. 21:22


Рецензии