Царский кубок

– Пошли на холмы! – предложил Петя своему приятелю, когда они выходили из школы.
– А что? Давай, – согласился Андрей.
Андрей был полной противоположностью худому, вихрастому и непоседливому Пете. Во-первых Андрей – довольно упитанный паренёк, а во-вторых, отличник…
Надев ранцы, приятели направились в сторону Крылатских холмов. Всего-то, минут десять ходу от школы.
– Петь, ты приготовил доклад о жизни москвичей в шестнадцатом веке? – вдруг спросил Андрей.
– Пока нет. Об этом в учебнике всего пара абзацев. Марья Петровна говорит, мы должны сами в интернете найти информацию. Вот раньше, наверное, здорово было! В том же шестнадцатом веке люди меньше знали. Значит, и учить приходилось меньше, – сказал Петя.
– А ещё теперь учителя нервные пошли. Наверное, боевики по вечерам смотрят. Вот учитель физкультуры Антон Иванович то отжиматься, то приседать, то по канату лазать, то бегать вокруг школы заставляет, – вспомнил Андрей.
– Да ладно, учитель физкультуры! Географичка, Ирина Петровна, как начнёт указкой карту колоть, словно шпагой! Видел, как она меня сегодня достала с островом Маврикием? Дался ей этот Маврикий! Правда, нервная…
Разговаривая в таком духе, они пришли на холмы. Стояла весна. Склоны были покрыты изумрудной травой с вкраплениями жёлтых одуванчиков. Тропинка сбегала вниз к роднику. По ней прохаживались пенсионеры и мамаши с маленькими детьми и с колясками. Друзья сбежали вниз, и пошли вдоль ручья, который вытекал из родника.
– Этот ручей раньше был речкой Каменкой, – сказал Андрей.
– Откуда ты знаешь? – удивился Петя.
– Книгу читал. Здесь село было ещё во времена Ивана Грозного.
Они заметили на песке странный предмет. Петя поднял его. Это был красивый серебряный кубок. На нём были изображены синие цветы и золотистые птицы, похожие на павлинов.
– Кто эту красивую вазу потерял? – удивился Петя.
– Это кубок. Он как новый, – удивился Андрей.
– Давай рассмотрим его и заодно отдохнём, – предложил Петя, снимая ранец.
– Отрок, подойди сюда! – раздался за их спинами грозный окрик.
Ребята оглянулись, и увидели всадника на гнедой лошади. Он был одет в красный кафтан, на голове его красовалась синяя шапка, отороченная рыжим пятнистым мехом. К седлу лошади были привязаны метла и собачья голова.
– Это вы мне? – спросил Петя.
– А то кому же ещё? Ты зачем царскую вещь украл, пёс?! – всадник сурово сдвинул чёрные густые брови.
– А почему вы так грубо со мной разговариваете? – спросил Петя.
– Что?! Так ты ещё и на язык горазд! – взревел всадник, выхватывая из ножен саблю.
Ребята, недолго думая, бросились в заросли кустарника.
Лошадь остановилась перед густыми зарослями, а всадник принялся ругаться за их спинами:
– Задери вас медведь! Всё равно найду татей!
Ребята долго бежали, а потом шли, пока не очутились на открытом месте. Перед ними стояли деревенские избы, крытые щепой. Из-за угла одной из изб выбежала ватага босоногих мальчишек в длинных белых рубахах и коротких серых штанах. Они увидели приятелей и бросились врассыпную. Только один светловолосый парнишка подошёл к ним, подозрительно глядя на друзей.
– Это вас, что ли ищут? – спросил он.
– Кто?
– Да опричники!
– Какие опричники?
– Царские. В нашем селе царь вчера ночевал. Так за ужином хватились, а кубка нет. А царь из него мёд пить любит. Сказывают, что двое бесенят утащили…
– А мы-то тут причём?! – удивился Андрей.
– Одежда на вас и, правда, бесовская, – пристально рассматривая Андрея и, особенно, Петю, который держал в руке кубок, – сказал босоногий мальчик.
– На нас школьная форма, а не бесовская одежда, – возразил Андрей.
– Да не крал я этот кубок! – возмутился Петя, перехватив взгляд мальчишки. – Нашёл неподалёку от церкви, что на холме стоит.
– Быстрее за мной! Я вас спрячу, – предложил мальчик.
Он привёл их к сараю, открыл дверь, и они зашли внутрь.
– Вас как звать? – спросил незнакомец.
– Меня Петя, а его Андрей, – сказал Петя.
– А меня Тимошка! Откуда вы взялись такие чудные?
– Это не мы, а вы здесь странные. Этот дядька с саблей на лошади – артист что ли? И деревня странная. Кино снимают?
– Чего? – не понял Тимошка.
– Да ты издеваешься, что ли? Ты не из соседней школы?
– Нет тут никакой школы.
– А где вы учитесь?
– Здесь же, в селе. Учимся коров пасти, сено грести, землю копать, зерно молотить.
– А читать и писать вас не учат?
– Нет. Нам не положено. Мы холопы.
– Слово то, какое неприятное – «холопы»! – поморщился Андрей.
– А вы кто будете?
– Мы ученики пятого «Б» класса московской семьсот первой школы, – с гордостью сказал Петя.
– Ну это не важно… Если поймают, вам несдобровать. У нас и бояр не жалуют. Чуть что, в котлах варят, головы рубят или сажают на кол. А вас за такой кубок даже бить не будут – сразу в котёл! – уверенно сказал Тимошка.
– Да что же это такое?! – возмутился Петя. – Дикость какая!
– Неужели мы прошли через пространственно-временной портал? Какой сейчас год? – вдруг сообразил Андрей.
– А я почём знаю, – почесал затылок Тимошка.
– А царя вашего как зовут?
– Иоанн Васильевич. Строгий он, сказывают.
– То-то бабушка мне говорила, что при царях порядок был, – вспомнил Андрей.
– Да уж, при царе-батюшке не забалуешь! – согласился Тимошка.
Тут с улицы донеслось лошадиное ржание. Ребята прильнули к щели в двери.
– Ух, ты! Всадников уже трое! Двое в синих кафтанах, а один – в красном. Тот самый! – дрожащим голосом сказал Андрей.
– Да отдам я им этот кубок! Больно он мне нужен! Я его машинально с собой ношу, – сказал Петя.
Всадники спешились и направились  к сараю, где прятались мальчишки.
– Мы пропали, Петька! – прошептал Андрей.
– И Тимошке несладко придётся из-за нас, – сказал Петя.
Петя распахнул дверь и выбежал наружу, прижимая к груди кубок, а за ним следом рванул и Андрей.
– Ага! Вот они, тати! – закричал тот же суровый дядька в красном кафтане.
Три опричника погнались за друзьями, но ребята бегали быстрее. Даже полный Андрей на этот раз нёсся раза в три шустрее, чем обычно на физкультуре.
Приятели оказались на том же самом месте, где Петя обнаружил злосчастный кубок. Они посмотрели на гору и вместо бирюзовой каменной церкви увидели неокрашенную деревянную.
Тут из кустов выскочил разъярённый дядька в красном кафтане с саблей.
– Опричник! – крикнул Петя и метнул в него кубок.
Кубок, не успев долететь до опричника, вдруг исчез, будто растворился в воздухе. Пропал и сам опричник…
Ребята растерянно смотрели, как по тропинке прогуливаются  пожилые пары и гуляют мамы с колясками.
– Жаль, что нам никто не поверит, если мы расскажем, где побывали, – вздохнул Андрей.
– Мне и самому не очень верится, что всё это  произошло с нами. Лучше молчать, а то скажут, что мы болтуны, – сказал Петя.
– Я, пожалуй, пойду доклад готовить о Москве шестнадцатого века, – сказал Андрей.
– А я географию буду учить. Слушай, у нас в школе ещё не так плохо: ну, не найдёшь Маврикий на карте, двойку поставят, родителей вызовут. Не отожмёшься на физкультуре десять раз – физкультурник поворчит, подерёшься с Васькой из «А» класса – к директору отведут. А там: кубок подберёшь, и сразу – в котёл! Как Конька-Горбунка!
– Как Ивана-дурака, – поправил приятеля Андрей.
– Это место надо огородить, чтобы кто-нибудь ещё туда не попал, – сказал Петя.
– Не… Такое раз в сто лет случается.
Ребята подобрали ранцы и побрели по тропинке. Сзади послышался цокот копыт. Мальчишки вздрогнули и оглянулись. На серой лошади ехала их одноклассница Вера Перепёлкина. Она занималась в конноспортивной школе.
– Привет, мальчики! – весело сказала Вера. – Что шарахаетесь? Не задавлю.
– А мы и не боимся. Мы уроки делать идём, – солидно сказал Петя.
И приятели переглянулись как заговорщики.


Рецензии