Книга даров человеческих 7. Щедрость

«При сем скажу, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2 Кор.9:6)

   Одна крупная сеть магазинов придумала такую штуку – поставила в своих гипермаркетах большие елки, а на них с каждой игрушкой открытка  ребенка из детского дома со скромным желанием , как раз таким, чтобы любой мог  в этом же магазине купить подарок и отнести на стойку информатору . Все это активно распространили в соцсетях и вот я поехала в надежде сделать доброе дело. По приезду выяснилось, что ни одной открытки не осталось , а стойка информатора завалена тележками с подарками.
   Задавив в себе слезу умиления, я ринулась в торговый зал, думаю, все равно что-то куплю, передадут. И вот красный свитер с оленями, коробка конфет улеглись в подарочный пакет и информатор благодарно ахнула , глаза её повлажнели и мой пакет примкнул к горе подарков.
   Я вышла на улицу приготовилась гулять по городу  и заодно гордиться собой , чуть свысока поглядывая на прохожих – вот я успела сделать доброе дело к Новому Году, а вы ? Но,  довольно быстро поняла, что настроение не рвется  к радости, а скорее наоборот, что-то неприятное шевельнулось в душе и испортило день.

Вспомнилась одна давняя история, начала двухтысячных.  Я тогда работала на радио , а две моих подруги, две сестры Ольга и Ирина  , на телевидении. У Ирины (младшей сестры ) была детская программа , а Ольга, как серый кардинал отвечала за все – за детей в эфире, за тексты, пленки ( тогда еще видеокассеты были ) , костюмы, кормление, за Ирину, за домашних , в том числе собаку, морскую свинку, двоих уже крупных детей , мужа и за меня тоже до кучи. Ну еще она отвечала за всяких приезжающих в наш город звезд, особенно  в той части, когда им после концерта нужно было потихоньку  смыться через черный ход. Ольга с мужем подъезжали на своем микроавтобусе впритык к служебному входу, открывали двери машины , счастливая звезда со товарищи ныряли рыбкой внутрь , и автобус быстро уматывал в темную сибирскую ночь. Ольга привозила дрожащую звезду к себе домой, кормила, поила и до утра слушала рассказы из серии «Богатые тоже плачут», потом весь коллектив укладывался спать, в том числе и на пол, а после, уже отоспавшись, отбывали к себе в номера.
 
Вот как-то близится 1 июня, у них на телеканале очередной телемарафон, посвященный обездоленным детям из детских домов и из домов-инвалидов.  Сестры позвали меня помочь им, сказали, что главная моя задача сгонять на рынок, купить не меньше трех килограммов лучшего мяса, а также  все что там нужно – лук, яйца, муку, молоко и настряпать как можно больше беляшей. Мы скинулись деньгами, я : «Зачем беляши?» Мне : «Увидишь» и понеслось.  К одиннадцати вечера у меня был готов таз фарша и несколько кг теста. Я жарила беляши всю ночь, около шести утра приехала машина со студии, я отдала огромную кастрюлю, полную вкуснейших мясных пирожков. К восьми утра  тоже приехала на телевидение. Подруги велели взять с собой корвалол я на всякий случай взяла.  Вот иду по коридорам студии, а там открытые комнаты и в них чего только нет –коробки с отборными фруктами, колбасами, головками сыра, причем лучшего на то время маасдама, и всякие другие вкуснятины . Еще были ящики с дорогим алкоголем , с соками, минеральная вода, газировка и наконец коробки с жвачкой , чупа чупсами, «резиновыми» конфетами. Игрушки, детская одежда и много еще всего.
В одной из комнат был накрыт большой стол с фарфоровой и хрустальной посудой , с накрахмаленными салфетками и всеми приборами по правилам этикета.  Я очень удивилась , думаю, ну дети-то есть и маленькие , сложно им будет кушать за таким пафосным столом.  Вскоре все стало понятно . Микроавтобусы привозили детей, их  заводили в комнаты, где были только кушетки и никакой еды. А на белых правительственных мерседесах приезжали чиновники,  которых усаживали за тот самый стол, кормили, поили, после несли в багажники служебных машин ящики полные снеди. Чиновники длились весь день, директор телекомпании встречал каждого лично.

Дети сидели в своих комнатах  по пять, шесть часов ждали своей очереди в эфир. Отглаженные рубашечки, брючки, юбочки, многие боялись пошевелиться , чтобы не помять одежду. Они все так хотели попасть в телепрограмму и понравиться, может быть взрослые заберут их к себе в семью. Детям дали только жвачку  и резиновые конфеты, немного газировки .Стала понятна кастрюля беляшей, а потом и корвалол  лично мне, потому что сознание человека не может воспринять без боли такое терпение маленьких, в основном тяжело больных детей. Никому не нужных детей. И такое поведение чиновников, имеющих безусловный рефлекс брать все вокруг для себя. Что, у члена законодательного собрания нет дома колбасы ? Или у сотрудника мэрии нет возможности купить  фруктов ?

Чиновники, бывшие на том телемарафоне очень щедрые люди, они выходили в эфир и говорили проникновенные слова о «наших общих детях», а граждане города везли подарки, деньги, старались помочь, ведь какое сердце нужно иметь, чтобы пройти мимо.  Чиновники старались не для себя – их дети ездили  на дорогих машинах и  жили  в элитных квартирах  .  Щедрость, как и любовь бывает разная, все что ты отдал вернется к тебе, особенно если отдал детям, своим , конечно.
  На тот телемарафон многие бизнесмены города прислали  подарки :  игрушки , детскую одежду, отличную  еду. Все эти большие мужчины , владельцы  магазинов, хотели накормить вкусненьким маленьких ,  не очень везучих жителей нашего города . Интересно, чтобы они сказали, узнав куда именно ушли все их дары ?
А  может быть щедрость внутреннее чувство, личное , как страх, или гордость – вот я отдал сколько мог, дальше делайте что хотите.

Может быть сегодня сотрудники гипермаркетов стоят  с влажными глазами от того, что наш народ кинулся сметать с полок все их товары  и будет премия, и будет возможность купить своим детям больше подарков ? Выручка к Новому Году в разы выросла чем обычно , и плачут сотрудники от счастья, что именно в их сети  креативный менеджер придумал такой ход. 

Человеческие чувства сегодня участвуют в лучшей распродаже года :
- В нашем магазине есть все для добрых дел!
- Купите себе галочку в сердце, всего за пятьсот рублей вы сможете гордиться собой !
-Ваша щедрость не останется незамеченной, вон информатор видит и все вокруг видят , какой вы большой молодец !

Я  тоже купила подарок, вышла на улицу,  и стало довольно паршиво на душе. И непонятно почему. Ведь дети ждут ту самую машинку трансформер, так ведь? Или им не машинка нужна и не красный свитер с оленями?
Однажды летом наблюдала такую картину – мама, папа и дочка лет шести подошли к Макдональдсу. Мама, видимо,  пошла в туалет, а папа остался с дочкой на улице. И вот девочка начала говорить : « Я такая голодная». Сначала спокойно, но видя, что отец не реагирует, все громче и громче . Папа дождался маму, взял дочку за руку и пошли они дальше. А по улице от краснощекой девочки несся крик : « Я такая голодная! Папа, мама, я такая голодная!»

Щедрость – слово с острыми углами  : купить что-то легче, чем уступить место в метро. Все подарки чужим детям, алименты своим, от которых ты однажды ушел , все подмены яви на сон, из какого мы мира, господа ?
Где-то в другой вселенной ребенок спокойно идет по земле , он один и у него есть дело – там и тут лежат взрослые, заваленные кучей своих даров, им не выбраться самим, им не позволяют выбираться , они могут видеть только плоды своей щедрости . И тогда ребенок подходит к  большому , умному человеку и говорит, что  ему нужно сердце открытое навстречу  и глаза, не опущенные вниз, а те, которые смотрят прямо  и не лгут.


Рецензии