Ямщикова Ольга Николаевна

Капитан,  командир  эскадрильи.

Родилась  6  июня  1914  года  в  городе  Вятка  ныне  Киров  (Россия),  в  крестьянской  семье.  Русская. 
Детство  и  юность  провела  в  городе  Белая  Холуница  и  селе  Шурма  ныне  Уржумского  района   Кировской  области,  окончила  7-летнюю  школу  им.  Красина  в  Вятке.
С  1928  года  жила  в  Ленинграде,  училась  в  школе-десятилетке.
С  весны  1931  года  14-летней  девочкой  начала  трудовой  путь  на  аэродроме  аэроклуба  под  Ленинградом,  работала  мотористом  школы  летчиков  Осоавиахима,  на  тракторе  развозила  бочки  с  горючим,  мыла  самолеты.
Окончила  Ленинградскую  школу  авиационных  мотористов  при  Ленинградском  аэроклубе.
Окончила  лётное  отделение  Ленинградского  аэроклуба  в  1932  году,  первый  самостоятельный  полет  на  самолете  совершила  1  (4)  июня  1932  года.
Весной  1933  года  окончила  Центральную  летную  школу  инструкторов  Осовиахима  в  Тушино,  немного  позже  -  Центральную  высшую  парашютную   школу  в  Москве.
Первой  из  женщин  стала  лётчиком-инструктором  парашютного  спорта.
С  1933  года  по  1938  год  работала  инструктором  в  Ленинградском  аэроклубе  Осоавиахима,  за  пять  лет  работы  обучила   более  100  летчиков  и  500  парашютистов. С  23  по  26  сентября  1935  года   в  составе  женского  планерного  поезда,  буксируемого  самолётом  Р-5,  участвовала  в   перелёте  из  Ленинграда  в  Коктебель  и  обратно.  Расстояние  в  1.950  км  было  преодолено  за  13   часов  40 минут,  что  явилось  мировым  рекордом  дальнего  полёта  на  планере.
Имела  общий  налет  1.537  часов.
Первой  среди  женщин,  с  1938  года  по  май  1942  года  училась  в  Военно-воздушной  инженерной  академии  имени  Н.  Е.   Жуковского.
В  Красной  Армии  с  сентября  1938  года.
С  мая  (июля)  по  сентябрь  (октябрь)  1942  года  работала  помощником  военпреда  на  авиационном  заводе  №  153  в  Новосибирске,  принимала  истребители  Як-7  и  Як-9,  выпускавшиеся  заводом.
С  сентября  (октября)  1942  года  была  заместителем  командира  эскадрильи,  затем  командиром  эскадрильи  586-го  истребительного  авиационного  полка.
Участница  Великой  Отечественной  войны  с  15  ноября  1942  года. 
С  ноября  1942  года  прикрывала  военные  объекты  Саратова,  с  10  марта  1943  года  воевала  на  Воронежском  фронте
К  концу  июля  1943  года  на  истребителе  Як-1  произвела  15  боевых  вылетов,  из  них  5  вылетов  на  сопровождение  особо  важных  самолетов  Ли-2.
В  1943  году  была  ранена  в  бедро  случайным  выстрелом  из  пистолета  летчицей  М.  Кузнецовой.   
По  сентябрь  1943  года  прикрывала  Воронеж  и  войска  Степного  фронта,  с  сентября  по  ноябрь  1943  года  -  железнодорожные  станции  и  объекты  района  Курска,  с  ноября  1943  года  по  март  1944  года  -  важные  военные  объекты  Киева  и  переправы  через  Днепр.  В  феврале  -  марте  1944  года  участвовала  в  Корсунь-Шевченковской  операции.  С  марта  по  сентябрь  1944  года  прикрывала  железнодорожные  станции  и  объекты  района  Житомира,  с  сентября  1944  года  по  февраль  1945  года  -  объекты  в  районе  Бельцы  и  Котовска.      
Всего  за  период  участия  в  боевых  действиях  произвела  217  боевых  вылетов,  участвовала  в  93   воздушных  боях,  сбила  3  вражеских  самолёта.*
С  февраля  1945  года  по  декабрь  1950  года  работала  на  лётно-испытательной  работе  в   Государственном  Краснознамённом  научно-испытательном  институте  ВВС  (ГК  НИИ  ВВС).   Провела  ряд  испытательных  работ  на  истребителях  Як-9,  Як-15,  участвовала  в  испытаниях   самолёта  Ла-9ПВРД. 
7  июня  1947  года,  первой  в  мире  среди  женщин-летчиков,  совершила  полёт  на  реактивном  самолёте  МиГ-9  (Як-15).
В  1951-1968  годах  –  ведущий  инженер  ГК  НИИ  ВВС.  В  качестве  ведущего  инженера  провела   госиспытания  реактивного  разведчика  Як-27Р  и  других  самолётов.
Всего  освоила  около  40-50  типов  самолётов,  произвела  на  них  свыше  8.000 полётов,  налетала  около  3.000  часов.
В  течение  15  лет  работала  инженером,  затем  ведущим  инженером - испытателем,  руководителем   испытательных  бригад.
Всего  прослужила  в  авиации  25  лет.
В  1958  году  присвоено  воинское  звание  «инженер-полковник».
Летчик-испытатель  2-го  класса.
В  сентябре  1968  года  вышла  в  отставку  в  звании  инженера-полковника.
Жила  на  станции  Чкаловская  (в  черте  города  Щёлково)  Московской  области. 
Умерла  31  июля  1982  года.  Похоронена  в  деревне  Леониха  Щёлковского  района  Московской   области  (Россия).

Была  замужем  за  летчиком  Федором  (Ямщиковым?)  (погиб  в  сентябре  1942  года).

Награждена  орденом  Отечественной  войны  2-й  (1-й)  степени  (1947),  орденом   Трудового  Красного  Знамени  (1960),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (02.08.1943,  1953),  медалями  «За  боевые  заслуги»,  «За  победу  над  Германией»  и  другими  медалями.

Примечание:
*   Данные  взяты  из  открытой  печати  и  вызывают  сомнения. 


Рецензии
Замечательная, мужественная женщина!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.12.2019 15:38     Заявить о нарушении
Полностью согласен с Вами, Владимир, - испытать десятки новых самолетов, в том числе реактивных, не всякому летчику-мужчине удается...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   28.12.2019 22:57   Заявить о нарушении