Природа в твоих руках

               
                1
    Каждое лето Серёжа приезжал  отдыхать к бабушке в деревню. Каникул он ждал с нетерпением, вычёркивая в календаре прошедшие дни. В городе ему не хватало игр в «Вышибалу», «Разведчики», даже в футбол, потому что играть в футбол на траве – это совсем не то, что играть в зале. Он скучал по бабушке, по деревенским друзьям и особенно - по лесу.

 Бабушка собирала в лесу лечебные травы, а Серёжа просто с лесом дружил. Он бесконечно удивлялся, как бабушка узнаёт, какая трава лечебная, от чего она помогает, почему так называется. А бабушка говорила:
- Ты, внучок, присмотрись: каждая травка имеет название о места, от действия. Вот смотри: у дорожки растёт трава с широкими листиками, сверху – колосок. Это – подорожник. Он растёт у дорог, где люди ходят, значит, им и помогает. А вот эта – кровохлёбка, кровь останавливает. Природа, внучок, - это жизнь. Она ничего лишнего не производит.

     Собирались в лес, обычно, с вечера.  К восходу солнца надо было дойти до опушки леса. Вечером бабушка доставала корзину, складывала в неё нехитрый обед, туда же отправлялась бутылка с водой, нож, спички, тюбик крема  от комаров.  Чуть начинал  алеть восток, бабушка будила Серёжу. Он быстро одевался, умывался, и они выходили из дома. Вот и на этот раз мальчик всё приготовил с вечера, захватив тетрадь с ручкой. Учитель ботаники Пётр Иванович дал на лето ребятам задание: собрать гербарий полезных трав с описанием их свойств.

   Серёжа и бабушка вышли за калитку, когда солнце ещё только чуть-чуть осветило краешек неба. Рассвет ещё не наступил, но природа уже просыпалась. Лёгкий ветерок шелестел в верхушках тополей. Воробей чирикнул спросонок.  И вдруг среди предутренней тишины раздалось громко и чётко: «Ку-ку!».
- Ишь, гадальщица проснулась,- сказала бабушка.
- Почему гадальщица?- спросил Серёжа.
- Поверье есть такое. Спросить надо, сколько человеку жить. Сколько раз прокукует, столько и проживёт человек.
- Да, ну,- сказал он,- лучше не спрашивать, а то потом думать будешь.
- И то верно,- отозвалась бабушка.

       Они подошли к опушке, и сразу же над рощей раздалось  громкое и тревожное:
- Кар-р!
-Слышишь, дежурный сигнал подаёт, что в лесу появились чужие, - сказала бабушка,- ничего, мы шуметь не будем, птицы и успокоятся.
Ты от меня далеко не уходи. Мы сейчас на южной стороне рощи, видишь, у деревьев ветки и листва на южную сторону гуще растут. Примечай всё, когда по лесу ходишь. На северной стороне кустики ниже, веточки тоненькие. Наше село к югу от леса стоит.

        Серёжа оглядел знакомый лес и не сразу понял, что в нём изменилось. Старые берёзы тревожно шелестели листвой, а вот молодые деревца стояли почти без листвы.
- Что это с берёзками?- спросил  он.
- Вымокли,- ответила бабушка, - видишь: вокруг рощи проложили асфальт, беговую дорожку для спорта сделали. Весной талая вода собирается внутри круга, асфальт разливаться ей не даёт. Вода долго стоит, корни у деревьев вымокают, гниют. У старых деревьев корни глубже идут, а у молодых – поверху.  Неразумное вмешательство человека в природу ведёт к её гибели. Сделать- то  сделали, а вот как спасти лес – никто эту проблему решить не хочет. Нам бы эту землю сохранить, тогда и душу бы сохранили.

  Смотри, вот это – тысячелистник. Видишь, сколько у него листочков – не сосчитать. А мелкие цветы похожи на кашу. В народе эту траву так и называют – кашкой. Отваром из сухих листьев можно заживлять раны, пить при заболеваниях желудка, останавливать кровь. А вот эти цветы – василёк.  Настоем из цветов делают примочки для глаз, можно пить, если болит печень. Травку с корнями не рви, срезай её аккуратно ножом.

    Постепенно бабушка уходила вдоль опушки всё дальше и дальше, а Серёжа пошёл по тропинке вглубь рощи.  Светало.  Защебетали птицы, приветливо зашелестели берёзы. Мальчик увидел яркие цветы кровохлёбки, поспешил к кустикам, но вдруг замер.
                2
 Яркий свет осветил всё вокруг. Стало так тихо, что он слышал стук своего сердца.  Серёжа поднял голову и увидел чуть впереди небольшой светящийся шар, который медленно опускался в просвет между берёз, увеличиваясь в размерах. От шара исходил свет необычной красоты! Этот свет был перламутровым и светился всеми цветами радуги.  Мальчику казалось, что он стоит под куполом.  Синее небо было не плоским и далёким, а охватывало его со всех сторон. Чувство восторга и восхищения от красоты переполняло сердце и грудь.

     Шар завис в метре от земли, и он увидел, как открылась дверь, показалось блестящее приспособление, похожее на лестницу с поручнями.
    На лестницу ступила фигура.
Мальчик не мог поверить своим глазам! В нескольких метрах от него стоял необычный человек. Был он небольшого роста, в зелёном комбинезоне. Серёжа ясно видел, что на одежде мерцают звёзды. Над головой у незнакомца сиял полукруг, лучики света, как электрические разряды, исходили вверх. У человека было четыре ноги и четыре руки. Он поднял одну руку, приветствуя мальчика, и Серёжа  увидел жёлтую ладошку с четырьмя пальцами. 
         
- Приветствую тебя, землянин,- услышал мальчик тихий голос и удивился: он видел, что губы незнакомца не двигаются. – Кто ты?
- Я – Серёжа,- сказал мальчик,- а Вы?
- Мы – лунавты. У нас вынужденная посадка. Исправим корабль и полетим дальше.
- Так вы с Луны? Как интересно!
- Что ты, Серёжа, тут делаешь?- услышал он вопрос.
- Мы с бабушкой травы собираем.
- Зачем?
- Бабушка их сушит, потом заваривает и лечит людей и меня от болезней. Я у неё учусь определять полезные травы.
-Что значит «лечит»?
- Значит, помогает.
- А ты мог бы нам помочь?
- У вас кто-то болен?

      Необычный человек протянул руку в сторону мальчика. Серёжа ощутил лёгкое дуновение воздуха и, опустив глаза, увидел внизу траву, цветы.  Он понял, что медленно парит над поляной, приближаясь к открытому отверстию шара. Невидимая сила втянула его внутрь и опустила вниз. Страха не было. Было очень интересно и необычно.
   Мальчик огляделся. Помещение имело округлую форму. Одна стена состояла  вся из сотни тысяч мелких светящихся приборов. Лунавт в зелёном комбинезоне поднял обе руки, и перед Серёжей прямо в стене открылась панель. Мальчик увидел поляну необычной красоты. На ней росли растения с чудесными цветами.

- В них жизненная сила нашей планеты,- мысленно сказал  второй лунавт,- они хранят запасы влаги. Но они стали гибнуть. Мы испробовали все средства.
   Серёжа шагнул на поляну и склонился над растением,  листья которого были покрыты тусклым налётом. Он ясно слышал, что растение стонет. Мальчик провёл рукой по листве и внимательно осмотрел ладонь.

- Да это же тля!- сказал он.- Надо обработать все растения.
- Чем?- услышал он вопрос. -Мы с бабушкой берём луковую шелуху, можно и луковицы порезать, заливаем горячей водой, закрываем ведро крышкой и ждём, когда остынет. Потом надо раствор процедить и обработать растения. Повторить несколько раз. Все растения будут жить. Тля не выносит веществ, которые есть в луке. Мы  делаем это из расчёта на ведро, а вам надо рассчитать на всю площадь с растениями.
- В этом у нас нет проблем,- ответил лунавт. – Спасибо тебе. С этого дня
 ты будешь знать все травы. Учись для будущего. Береги природу, она – в твоих руках.
 

  Лестница убралась, дверь закрылась, шар стал подниматься. Вот он качнулся, прощаясь с Серёжей. И в этот момент взошло солнце. Лес зазвенел разными голосами птиц.

      Мальчик зажмурил глаза, потряс головой.  Открыв глаза, огляделся.  Он стоял посреди поляны. Страха не было. Была усталость, как будто он прошёл долгий путь.
- Учись для будущего. Береги природу, она – в твоих руках,- вспомнил он фразу и услышал голос бабушки.

- Я здесь, - отозвался мальчик, выходя на зов.
- Ты чего молчишь, я уже  беспокоиться начала.  Давай позавтракаем,- сказала она, устраиваясь в тени под берёзой. Но, взглянув на  внука, спросила: «Ты не перегрелся ли?».
- Да нет,- ответил он,- ты  как думаешь, бабушка, на других планетах жизнь есть?
- Думаю, что есть. Только она там более развита, чем у нас. А почему это ты сейчас об этом спрашиваешь?

     Серёжа стал рассказывать о чудесном видении.  И вновь необычное чувство красоты и восторга охватило его.
- Ты говоришь, пришелец сказал, что будешь знать все травы. А ну-ка, посмотри, что у меня в корзине:
- Это – чабрец,- сказал Серёжа, взяв в руки стебелёк с мелкими лиловыми цветами. А это – пижма, у неё полезны  жёлтые цветы. Вот это – тмин, у него надо собирать только плоды.
- Откуда ты всё это знаешь? В школе учили?
- В школе тоже учили. Но я это просто знаю и всё.

- Знаешь, внучок, ты никому не рассказывай о том, что видел. Учись. Станешь учёным, может, природе поможешь. Сады станут вокруг цвести.
У нас тут до войны  какой сад был!  Яблоки собирали, груши, сливы.
Его переселенцы с Украины в нашей степи вырастили. Настоящее чудо природы и людского труда было. Но в войну за садом некому стало ухаживать, и он погиб.

- Бабушка, я знаю, как спасти эту рощу. Надо под асфальтом с одной стороны на другую пробить отверстия – канавки.  В них вставить  куски водопроводных труб.  Вода будет выливаться через эти трубы на стадион. Роща просохнет. Надо всё это делать весной, чтобы трубы не забило снегом и льдом.  Я ребятам скажу, и они обязательно весной так сделают.
- Правильно, внучок, природе надо помогать. Кто же, если не люди ей помогут.

- Учись для будущего. Береги и помогай природе, она – в твоих руках,- услышал снова Серёжа тихий голос  и мысленно ответил: «Обещаю».


Рецензии