9 Гвардейский ИАП со товарищи в боях марта 1943 го

В марте 1943 года 9 ГИАП вел боевую работу  с аэродрома Фрунзе города Ростова. Полк имел задачю прикрытие своих войск и железнодорожных узлов Ростов, Батайск.
Судя по всему первые бои в  воздухе летчиков полка произошло 9 числа, в этот день старший лейтенант Головачев заявил сбитым 1 Ме-109. Противником наших летчиков были истребители из II./JG3 "Удет" и из штаба эскадры. Всего в полосе действий 8 ВА летчики выше указанных частей заявили сбитыми 10 самолетов, из которых 9 истребители: 6 LaGG-3, 2 Yak-1, 1 LaGG-5.  Не смотря на многочисленный состав на тот момент 8 ВА, реально в боевых действиях в это время участвовали в основном 268 ИАД и 201 ИАД, причем последняя ограниченно, например её 236 ИАП простаивал из-за отсутствия горючего, но так как в заявках немцев присутствовал Ла-5, можно прийти к выводу что другие два полка дивизии - 13 и 437 ИАП участвовали в боевых действиях.
Истребителям II./JG3 удалось в этот день сильно потрепать 2 ИАП 268 ИАД , было сбито в воздушных боях 4 Як-1 полка. Летчик мл.л-т Паршин совершил вынужденную посадку, самолет разбит, летчик был ранен в руку и ноги, но спасся, заместитель командира эскадрильи лейтенант Марков В.В. погиб, младшие лейтенанты Кардашов и Письменный пропали без вести. Других безвозвратных потерь 268 ИАД не понесла, но были подбиты 2 Як-1 из 9 ГИАП. У Як-1 старшего лейтенанта Чиликина была пробита плоскость и консольный бензобак, а у "Яка" мл.л-та Кантонистова былт пробиты бензобаки правой плоскости и побит стабилизатор, самолеты были отпралены в ремонт, летчики остались невредимы.
Таким образом из 8 заявок немцев на "Яки" и "Лагги" подтверждается половина - 4 победы.
Что касается заявки на победу Головачева, а также заявки на 1 Ме-109 летчика 2 ИАП Бубенкова, то эти претензии не находят подтверждения  в сведениях о потерях противника.  В данных противника значится, что 9 марта Bf-109 G2 w.n. 13921 II./JG3  был поврежден на 20 % по причине повреждения двигателя, но место происшествия было значительно севернее места заявки Головачева.

С 20 марта авиация немцев начала наносить довольно сильные удары по железнодорожным узлам и аэродромам Ростова, Батайска и переправам через Дон.

20.03.43 - Люфтваффе наносила удар по железнодорожной станции Батайск и переправам через Дон. Бомбардировщики противника появились над целью в 10:32, всего их было 6 групп по 6-15 самолетов типа Ю-88, Хе-111, Ю-87 (всего до 70 машин), под прикрытием 16 - 20 самолетов. Группы бомбардировщиков подходили к цели с интервалом 1 - 2 минуты на  высотах от 1500 до 3000 метров с юго-востока, прикрываясь солнцем.
На отражение удара 6 ГИАД (бывшая 268 ИАД) подняла в воздух 27 Як-1, причем своевременного оповещения не было, вылет происходил по зрячему с опозданию на 2-3 минуты.
Время взлета согласно отчета:
10.33  4 Як-2 - 2 ИАП
10.36  4 Як-1 - 9 ГИАП
10.37  2 Як-1 - 2 ИАП
10.40  3 Як-1 - 31 ГИАП
10.55  3 Як-1 - 296 ИАП
10.56  3 Як-1 -  9 ГИАП
11.35  4 Як-1 -  9 ГИАП
11.40  4 Як-1 -  2 ИАП
Не совсем ясно с кем могли сражаться две последние четверки  "Яков" 9 ГИАП и 2 ИАП, взлетевшие спустя час после появления противника над целью, но тем не менее они в отчете включены в число тех кто отражал налет.
Часть истребителей вела бой с Ме-109ми прикрытия, а часть атаковала бомбардировщики. Согласно подробному отчету, из которого все эти данные ,  было проведено 5 воздушных боев в которых заявлено сбитыми 2 Ю-88, 1 Хе-111, 1 Ю-87 и 2 Ю-87 подбито.
1 Ю-88 сбил летчик 296 ИАП сержант Левченков (скорей всего Левшенко С.П.)
1 Ю-87 сбил ст.л-т Чиликин - 9 ГИАП
1 Ю-88 сбил ст.л-т Алелюхин - 9 ГИАП
1 Хе-111 сбил летчик 2 ИАП мл.л-т Галюк
В полковых документах и на личных счетах летчиков дивизии число побед за 20 марта еще увеличивается, по одному Ме-109 числится на счетах летчиков 296 ИАП Левшенко и Линовицкого, но возможно они были заявлены не во время отражения налета, а в другое время.
Потерь при отражении этого налета 6 ГИАД не понесла.
Также отражали этот налет истребители из 105 ИАД ПВО, в перехвате участвовали 2 Як-1 и 4 "Харрикейна" из 182 ИАП, а также 1 Як-1, 1 Як-7б, 2 ЛАГГ-3 234 ИАП. Старшие лейтенанты Пивоваров м Полищук из 182 ИАП летевшие на Як-1 сбили в паре 1 Ю-88. Другой летчик этого полка, летевший на "Харрикейне" л-т Громов, вылетевший одиночно встретил 9 Ю-88 и выпустил с дистанции 800 метров 5 реактивных снарядов и заявил сбитыми 2 Ю-88.
Четверка 234 ИАП действуя вместе атаковали 9 Ю-88 и заявили сбитыми 2 Ю-88, в дальнейшем бою летчик этой группы ст. лейтенант Рыков заметил одиночный Ю-87, атаковал его и сбил, но сам был атакован истребителями противника и сбит, посадил  свой горящий ЛАГГ-3 вне аэродрома.
Во время прикрытия этого налета немецкие истребители из эскадры "Удет" заявили только две победы:
20.03.43 Ltn. Wolf Ette               4./JG 3 LaGG-5 ; 98 833: at 1.800 m.              08.43
20.03.43 Oblt. Emil Bitsch           9./JG 3 LaGG-3 ; 10 km. s;dw. Rostov: at 2.000 m.      08.45

Из этих данных можно сделать вывод, что в прикрытии ударных самолетов принимали участие две группы эскадры - II./JG3 и III./JG3, и летчик последней  Эмиль Бич сбил самолет Рыкова.
Данные по 201 ИАД весьма скудны и потому мы не можем пока сказать удалось ли тоже самое сделать Вольфу Эттелю, а именно сбить Ла-5.
Истребителям ПВО  были засчитаны все выше указанные претензии - 5 Ю-88 и 1 Ю-87, и эти заявки выглядят весьма сомнительно, разве что заявка двух пилотов Пивоварова и Полищука на 1 Ю-88 выглядит правдоподобно.
Немцы в этом налете понесли по крайней мере одну потерю, не вернулся из боевого вылета в район Батайска 1 Ю-88 А4  w.n. 0134 (5K+MR) из состава  III./KG3, весь экипаж в составе 4 человек пропал без вести. Кто его сбил определить, ввиду обилия победных реляций, весьма трудно. Алелюхин как мне кажется является одним из главных претендентов, ввиду своей опытности. Возможно также это групповая победа, если по одному этому "Юнкерсу" отсрелялся не один наш истребитель.
Также нужно добавить что 1 Хе-111 w.n. 8303 из 1./KG55 был потерян (60% повреждений) в Кировограде, по причине повреждения шасси, вылет был боевой и возможно этот эпизод связан с заявкой мл.лейтенанта Галюка на Хе-111.

21.03.43 - немцы совершили налет на Ростов и переправы через Дон. Группы бомбардировщиков типа Ю-88, Хе-111, Ю-87 насчитывали до 45 самолетов, под прикрытием до 20 Ме-109. Бомбардировщики появились над целью в 16:33 несколькими группами по 7 - 25 машин. На отражения налета было поднято 28 Як-1 6й ГИАД и в отчете пишется, что они были подняты своевременно. Не смотря на это в проведенных 7 воздушных боях были заявлены сбитыми только истребители - 4 Ме-109.
По одному Ме-109 заявили Алелюхин, Амет Хан Султан, Иванов из 9 ГИАП и 1 Ме-109 заявил летчик 2 ИАП Галюк.
Потери воздушных боях 6 Гвардейской дивизии составили 2 Як-1.  Сержант Ульев из 296 ИАП был подбит в воздушном бою и добит при посадке,  мл.лейтенант Вамшеев из 2 ИАП был сбит в воздухе и спасся на парашюте.  Также были повреждены истребители капитана Решетова из 31 ГИАП и отличившихся летчиков Амет Хана и Галюка.

105 ИАД ПВО подняла на перехват 19 истребителей, которые были подняты не заблаговременно и были скованы истребителями противника, потерь истребители ПВО не понесли и заявили подбитым 1 Ме-109.

Истребители немцев в этом налете были представлены, судя по всему, только одной группой - II./JG3 и штабом эскадры "Удет", и как можно заметить они справились со своей задачей, не допустив наших истребителей к бомбардировщикам. Они заявили 8 побед: 5 LaGG-3, 2 LaGG-5, 1 Yak-1, и таким образом в отношении истребителей с моторами жидкостного охлаждении, завысили свои успехи в трое, шесть заявок на два уничтоженных "Яковлевых". В свою очередь никаких потерь  эскадра "Удет" не признает.

22.03.43 авиация Люфтваффе наносила удары по переправам через Дон в районе Ростова и по аэродромам Ростова. Над целью самолеты противника появились в 14.04 группами 15,18, 24 самолетов типа Ю-88, Хе-111, Ю-87, всего до 60 самолетов. Прикрытие было оценено в 18 - 20 Ме-109.
В отчете пишется, что так же как и 20 марта, рация наведения со своими задачами не справилась и о налете предупредила поздно. Было проведено 6 - 7 групповых воздушных боев, в которых заявлено сбитыми 5 самолетов и подбитыми 4 самолета.
1 Ю-87 сбит ст.л-том Карасевым 9 ГИАП
1 Ю-87 сбит капитаном Пешкан 31 ГИАП
1 Ю-87 сбит ст. сержантом Борисенко 296 ИАП
1 Ме-109 сбит мл.л-том Кантонистовым 2 ИАП (Константиновым)
1 Ю-88 сбит мл.л-том Литвяк 296 ИАП (известная летчица - истребитель)
Подбито: 1 Ме-109 л-том Куракотовым 2 ИАП, 1 Ме-109 капитаном Мартыновым 296 ИАП, 1 Ме-109 ст.л-том Карасевым 9 ГИАП, 1 Ю-88 мл.л-том Мазан 2 ИАП.
Сразу можно добавить, что некоторые подбитые в дальнейшем превращались в сбитых. Так произошло по крайней мере с подбитыми у  Карасева и Мазана.
Свои потери сотавили 2 Як-1,  один был из 2 ИАП, мл.л-т Косовцев погиб, при этом в отчете записано, что он был сбит на взлете проходящей группой бомбардировщиков противника. 
Второй сбитый "Яковлев" был из состава 9 ГИАП, мл. л-т Борисов спасся на парашюте,  при этом во многих документах и отчетах эта потеря не упоминается. А Лавриненков в своих мемуарах пишет, что Борисов сбит 25 марта, что не соответствует действительности судя по всему.
Так же был потерян 1 Як-1 из 105 ИАД ПВО, ст.сержант Фионин по данным дивизии был сбит своей зенитной артиллерией (спасся на парашюте), при этом перед этим Фионин вел бой с истребителями противника и заявил сбитым Ме-109.
Если наши данные о потерях верны, то немецкие истребители сбили только один Як-1 из трех потерянных, в тоже время прикрывавшие налет две эскадры "Удет" II./JG3 и III./JG3 заявили  сбитыми 9 истребителей: 7 LaGG-3, 1 Yak-1, LaGG-5. Из заявленных семи "Лаггов" и 1 "Яка", таким образом подтверждается один, хотя есть вероятность что Фионин был сбит внезапной атакой и противник был не замечен, а записано было на З/А. В общем немецкие пилоты сильно завысили свои успехи во время прикрытия этого налета.
Летчики 105 ИАД ПВО заявили сбитыми 2 Ме-109 и 1 Ю-88, и по одному Ю-87 и Ю-88 подбитыми.
 Всего если не считать подбитых, советские истребители заявили сбитыми 3 Ю-87, 3 Ме-109, 2 Ю-88, но потерь противника в этом районе в этот день пока не обнаруживается. Таким образом советские летчики превзошли своих оппонентов в оверклейме, и день 22 марта был в этом смысле был более отличным.

После двухдневного перерыва 25 марта немецкая авиация в период 15.15 - 16.05 произвела массированный налет на железнодорожный узел и город Батайск, переправы через Дон, город Азов, одновременно штурмовался аэродром Батайск. В налете участвовало до 180 бомбардировщиков Ю-88, Ю-87, Хе-111, под прикрытием до 40-50 Ме-109 и Ме-110.
В отражении налета приняли участие все полки 6 ГИАД и 105 ИАД ПВО, и также части или вся 201 ИАД .  Летчики 9 ГИАП активно противодействовали противнику и заявили сбитыми 6 самолетов: 2 Ю-88, 2 Ю-87 и 2 Ме-109. Согласно отчету в бою отличился капитан Амет Хан Султан, во главе четверки Як-1 он  атаковал группу до 30 - 40 Ю-87 и сбил ведущего немецкой группы, который взорвался в воздухе. Увидев это группа противника рассыпалась и повернула на запад, не сбросив бомб. В дальнейшем бою Амет Хан заявил сбитым 1 Ме-109 из пары которая пыталась отомстить за сбитый "Юнкерс". Ст.лейтенант Коровкин в том же бою совершил таран самолета противника Ю-87, экипаж которого выпрыгнул на парашютах, Коровкин также выбросился на парашюте, но был расстрелян двумя Ме-109ми и умер от тяжелых ранений. Ст. лейтенант Дранищев в бою с группой до 15 Ю-88 как написано в отчете "меткой очередью вогнал в землю фашистского стервятника". Два Ме-109 увидев в воздухе один самолет, "задумали найти себе легкую добычу", но Дранищев затянув их на высоту 7300 метров, заставил выйти из боя. Самолет Дранищева в этом бою был подбит (пробит левый консольный бензобак, кок винта и сгорел мотор).  Также при отражении налета ст.лейтенант Головачев заявил сбитым 1 Ме-109, лейтенант Сержантов - Ю-88.
Другие полки 6 ГИАД заявили еще не менее 12 самолетов, 31 ГИАП - 1 Ме-109, 3 Ю-88; 73 ГИАП - 1(2) Ме-110, 1 Ю-88, 1 Ме-109; 85 ГИАП - 3 Ме-109, 1 Ме-110. Всего на счет дивизии пошло в этот день 18 самолетов (в отчете дивизии - 16 самолетов), за потерю 4 Як-1 и 2 летчиков, хотя в том же отчете в детальных списках потерь получается, что потери составили 6 Як-1 боевых потерь в этот день, включая один из 31 ГИАП про который написано, что он разломился на двое после вынужденной посадки и не совсем ясно безвозвратная ли это потеря, я считаю безвозвратной.  Остальные 5 записаны точно как безвозвратные боевые потери, в любом случае потери были больше чем четыре. Также можно предположить что потери 4 Як-1 и 2 летчика - это потери не посредственно во время отражения налета, а другие были потеряны в утренних боях.
По полкам потери таковы:
9 ГИАП - 1 Як-1 летчик ст.л-т Коровкин погиб при таране.
31 ГИАП - 1 Як-1 летчик мл.л-т Березкин К.А. - поврежден Ме-109, в.п. самоллет развалился на две части.
73 ГИАП - 1 Як-1 летчик ст.сержант Табунов В.А. подожжен в в/бою выпрыгнул на парашюте, получил травмы и ожеги.
Еще 2 "Яка" полка подбиты  в в/боях совершили вынужденные посадки, самолеты требовали ремонта.
85 ГИАП - 2 Як-1 летчики мл.л-ты Беспалов и Кулюшин не вернулись с боевого задания, самолет Безпалова видели горящим, тянувшим к линии фронта в районе Харцызск - то есть события утренние. Кулюшин пропал при отражении налета в районе Ростов.
1 Як-1 летчик мл.л-т Мочалин сбит истребителем в районе Койсуг, летчик погиб.
Летчики 201 ИАД заявили в этот день, вероятно при отражении этого налета, сбитым 1 Ю-88 (437 ИАП) и подбитым 1 Хе-111 (13 ИАП).
Журнал боевых действий 105 ИАД ПВО отмечает, что в этот день с 6:00 начала работать радиолокационная станция наведения и в первые, с момента перебазирования частей 105 ИАД на Ростовский аэроузел, истребители дивизии были подняты заблаговременно.  На отражение налета было поднято 14 истребителей дивизии.
 В воздушном бою летчики 182 ИАП (6 самолето-вылетов) заявили сбитыми 3 Ю-88 и 1 Ме-109 подбитым. При этом расход боеприпасов составил всего лишь:  снарядов ШВАК - 120, пулеметов БС - 175 и ШКАС - 120.  Уже по расходу БЗ можно сделать вывод, что истребители 182 ИАП ПВО были весьма оптимистичны в своих заявлениях.
Пара летчиков 234 ИАП - ст.лейтенанты Верников и Дураков, находясь в прикрывающей группе, завязали бой с группой 12 Ме-109 и Ме-110. Прикрывая друг друга, летчики заявили сбитыми 2 Ме-109 и 2 Ме-110, другой летчик полка ст.л-т Черников заявил сбитым 1 Ме-110. Расход боеприпасов 234 ИАП: ШВАК - 215, БС - 90, ШКАС - 250.
738 ИАП поднял на отражение налета 4 самолета из которых видимо 2 были И-16. Пара последних, летчики - ст.л-нт Макаров и л-нт Штеин подбили 1 Ю-88, затем Макаров атаковал Ме-110 и поджог его, затем видя, что тот не падает, таранил его в правую плоскость. В этот момент Макаров был атакован в хвост другим Ме-110 (Ме-109) и сбит и погиб, самолет И-16 сгорел. Макарову был засчитан этот  Ме-110 как сбитый. Расход БЗ 738 ИАП: РС - 7, ШКАС - 410.
Всего летчики 105 ИАД заявили сбитыми таким образом - 9 самолетов: 3 Ю-88, 4 Ме-110, 2 Ме-109, за потерю 1 И-16.  Но  эти заявки летчиков ПВО, учитывая известные данные, выглядят весьма завышенными.

Что касается немецких потерь в этом налете, то известно, что группа пикировщиков II./St.G.2 понесла потерю, по немецким данным был сбит истребителем 1 Ю-87 w.n. 1293 (T6+JO ?) из 4 штаффеля, в районе восточнее Азова, экипаж пропал без вести. Также был сбит истребителем 1 Ме-110 w.n. 5257 из состава I/ZG1 в районе Батайска, экипаж погиб. Тараны немцы со своей стороны не подтверждают.
Также в этот день был поврежден в воздушном бою на 15 %  1 Bf-109 G-4 w.n. 14936 командира 6./JG3 Оберлейтенанта Пауля Штольте (Oblt. Paul Stolte), сам командир штаффеля был ранен.
Еще 1 Bf-109 G-4 w.n. 13427 из той же второй группы "Удет", был потерян (90 % повреждений) в результате неисправности двигателя в боевом вылете, летчик Унтер-офицер Хейнц Дахмс получил при этом травмы. И эта потеря может быть была связана с боевыми действиями, так как в этот день было обилие боевых столкновений в воздухе и не мало заявок на Ме-109е со стороны советских истребителей.
Без сомнений сбитый Ю-87 на счету 9 ГИАП, его уничтожил или Амет Хан или Коровкин.

Со своей стороны две группы эскадры "Удет" заявили сбитыми, при прикрытии этого налета - 14 истребителей: 11 LaGG-3, 3 LaGG-5 ("Лавочкины" видимо из 201 ИАД).  Еще 4 LaGG-3 заявила сбитыми группа "разрушителей" I./ZG 1. Заявок на сбитие И-16 нет, но есть одна заявка на R-5 к юго-востоку от Батайска, у земли, может быть это и был на самом деле И-16 Макарова.
Из 15 LaGG-3 (на самом деле Як-1) заявленных II./JG3, III./JG3 и I./ZG 1 реально было уничтожено максимум 6 Як-1, из них один по нашим данным был потерян в результате тарана. Также некоторые из этих потерь могли быть понесены в утренних боях этого дня (по крайней мере Беспалов), я предполагаю что 1 (2) Як-1 был потерянны утром, а 5 (4) Як-1 при отражении налета. В общем немецкие истребители завысили свои успехи по Як-1м (LaGG-3) в трое, из 15 заявок подтверждаются - 5, плюс был еще сбит 1 И-16. Сбили ли они кого то из Ла-5х пока выяснить не удалось.

27 марта авиация Люфтваффе вновь произвела массированный налет на железнодорожный узел Батайск. По данным 105 ИАД ПВО налет произошел в период 13.10 - 13.40 и в нем участвовало до 30 Хе-111, 50 Ю-87, 33 Ю-88 под прикрытием до 50 Ме-109.  По данным 6 ГИАД противника было: 12 Ю-88, 40 Хе-111, 25 Ю-87 под прикрытием до 25 истребителей. По отчету 6 ГИАД налет удался немцам внезапно, благодаря облачности, прикрываясь которой противник подходил. Немецкие истребители до 18 Ме-109 отсекали наши истребители, чем давали возможность уходить без потерь - написано в отчете. Известна только одна заявка на победу в этот день - 6 ГИАД, ее сделал летчик 9 ГИАП Алелюхин заявив сбитым 1 Ме-109 (в отчете не упоминается), но потерь в таких машинах в этот день и в этом районе немцы не признают. В свою очередь дивизия потеряла 1 Як-1, был сбит четырьмя Ме-109 зам.ком.эск лейтенант Нерод В.Б. 73 ГИАП, он спасся на парашюте, но был ранен в ногу и получил ожеги лица.
 Еще 1 Як-1 из 2 ИАП (85 ГИАП), летчик старшина Буденков по показанием очевидцев упал с высоты 20 метров идя на аэродром Сельмаш, самолет сгорел, летчик погиб.

Летчики 105 ИАД ПВО на отражение налета произвели 28 (30) самолето-вылетов, в том числе 4 с/вылета 182 ИАП летчики которого из-за позднего вылета в бою не участвовали. В отражении налета участвовал в том числе и 266 ИАП на вооружения которого были на тот момент И-16 (боевой состав на 27 марта - 14 И-16 и 2 Як-1).  Летчики 234 ИАП в составе 2 "Яков" и 4 ЛАГГ-3 атаковали группу до 30 Ю-87 под прикрытием 15-20 Ме-109 и заявили сбитыми 2 Ю-87 и 3 Ме-109. Летчики 266 ИАП вылетев на И-16 (13 с/вылетов) также не поскупились на заявки. Напав на Ю-87 они заявили сбитыми 7 Ю-87 и 1 Ме-109, но 2 И-16 увлекшиеся преследованием "Юнкерсов" не заметили атаковавших их в хвост Ме-109х и были сбиты, сержант Горбатов спасся на парашюте, а сержант Чупеев погиб. Также по данным 105 дивизии Ст. л-т Нечушкин вел бой с 2 Ю-87, одного он сбил, а второго таранил и при этом погиб.
Явно командование 105 ИАД ПВО не критически относилось к выше перечисленным заявкам на победы своих летчиков, все они: 9 Ю-87, 4 Ме-109 были засчитаны. И мягко говоря эти заявления были очень оптимистичны.
 По крайней мере германская авиация понесла одну потерю (известную мне) в этом налете, в районе Батайска пропал без вести 1 Ю-87 w.n. 296 из 5./St.G.77 со всем экипажем, еще 1 Ю-87 этой же эскадрильи был поврежден на 35 % в Днепропетровске по причине повреждения шасси, вполне вероятно что шасси было повреждено в воздушном бою.

Налет прикрывали старые знакомые летчиков 8 ВА - II./JG3, III./JG3 группы "Удет". Они заявили сбитыми  9 советских истребителей:
27.03.43 Oblt. Albrecht Walz Stab/JG 3 I-16 Rata ; 98 850: at 1.000 m. 11.25
27.03.43 Ltn. Hans Weik Stab I./JG 3 I-16 Rata ; 98 810: at 1.200 m. 11.30
27.03.43 Fw. Leopold M;nster 4./JG 3 I-180 ; 98 881: at 3.000 m. 11.08
27.03.43 Oblt. Gustav Frielinghaus 6./JG 3 LaGG ; 97 242: at 6.000 m. 11.12
27.03.43 Ltn. Wolf Ettel 4./JG 3 I-16 Rata ; 98 842: at 3.500 m. 11.15
27.03.43 Fw. Leopold M;nster 4./JG 3 I-180 ; 98 872: at 300 m. 11.17
27.03.43 Ltn. Wolf Ettel 4./JG 3 I-16 Rata ; 98 813: at 3.000 m. 11.20
27.03.43 Ltn. Wolf Ettel 4./JG 3 LaGG-3 ; 98 673: tiefflug   11.30
27.03.43 Fw. Emil Zibler 9./JG 3 I-16 Rata ; 8 km. s;dl. Bataysk: at 5.000 m. 11.03

Как можно видеть большинство заявленных это И-16 - 5 самолетов, возможно и самолеты которые немцы идентифицировали как I-180, тоже являются теми же И-16. В общем из 9 заявок немцев подтверждается только четыре: 1 Як-1 и 3 И-16, (если отвергнуть версию о таране 105 дивизии).

31 марта последовал еще один налет немецкой авиации на объекты в районе Батайска. В период с 10.27 - 10.43 (10.35) до 50 Ю-88 и Ю-87 под прикрытием ло 25 - 30 Ме-109 нанесли удар. Вылетавшие на отражение летчики 6 ГИАД провели один воздушный бой в результате которого было заявлено сбитыми 2 Ме-109, но потерь эскадра "Удет" не понесла.
 В потерях 6 ГИАД значится не вернувшийся с боевого задания ст.сержант Ковоженков П(?).С. из 73 ГИАП, у ком.эска этого же полка  ст.л-та Домнина в воздушном бою заклинил мотор и он совершил вынужденную посадку в районе Кулишовка, самолет требует ремонта, летчик не вредим.
В данных 31 ГИАП значится, что не вернулся с боевого задания в этот день летчик Вишневецкий, но тут не ясно безвозвратная ли это потери, в отчете дивизии за месяц не упоминается, вероятно летчик потом нашелся. И так как 31 ГИАП специализировался на разведке, то вероятно этот эпизод не имеет отношения к отражению немецкого налета.
Летчики 105 ИАД ПВО произвели на отражения налета 18 вылетов, заявили подбитыми 1 Ме-109 и 1 Ю-87, за потерю 1 Як-1, который был сбит в бою с 6 Ме-109ми, летчик мл.л-т Кузьмичев погиб.
Немецкие истребители при сопровождении налета на Батайск заявили 3 победы:
31.03.43 Oblt. Gustav Frielinghaus 6./JG 3 LaGG-3 ; 98 841: at 2.500 m.  09.32
31.03.43 Ofw. Hans Schleef 7./JG 3 MiG-1 ; 10 km. s;dl. Bataysk: 4.800 m.  10.00
31.03.43 Uffz. Herbert Zimmer 8./JG 3 MiG-1 ; 10 km. s;dl. Bataysk: 4.800 m.  10.01
Скорей всего Фрилингхаус имеет отношение к потере летчика 73 ГИАП Ковоженкова, а заявки двух пилотов из III./JG3 вероятно связаны с гибелью летчика ПВО Кузьмичева.

Всего 9 ГИАП в марте добился 15 побед: 8 Ме-109, 4 Ю-87, 3 Ю-88.  Боевые потери составили 2 Як-1 и 1 летчик Коровкин погиб.


Рецензии
Дополнение: по данным историка Бергстрема 20 марта, в описанном статье налете, немцы потеряли 3 двухмоторных бомбардировщика и 1 Ю-87. Без детализации к сожалению и возможно в это число не входит Хе-111 w.n. 8303 из 1./KG55 потерянный при посадке в Кировограде.

Дмитрий Марченко 2   12.05.2020 20:39     Заявить о нарушении