Действительность и Гуссерль

Попытки описать действительность "объективно" закончились в 1900-м году, когда Гуссерль выдвинул тезис, что "мы не можем соприкасаться с действительностью ("объективной реальностью") непосредственно, а лишь через прослойку своих субъективных ощущений и моделей". Эту, как я ее называю, "субъективную объективную реальность", он назвал "лебенсвельтом" ("жизненным миром") и подтвердил, как неизбежное, что мы живем исключительно в этой реальности. Науку, которая исследует мир этой реальности, назвал "феноменологией". Забавы ради нужно отметить, что этот же тезис в виде легкого вопроса встречается у Сократа в диалоге "Теэтет", и затем через 2 000 лет у Канта в виде его "вещь-в-себе". И через 250 лет Гуссерль - "феномен", или "явление", или "то, что нам является", или "то, чем оно для нас является".

"Объективно" осталось лишь на уровне науки, да и то в ее простых областях - физика, астрономия, химия. А где чуть посложнее - биология, медицина, психология, не говоря уже об экономике, истории, общественных процессах, управлении личной жизнью - там это уже не работает.

В заключение скажу:

Диалектическая логика нужна, как раз, для работы в этих, находящихся выше по сложности, чем арифметика и механика-астрономия, пространствах. Именно она нужно для того, чтобы в моментальных срезах "феноменологической действительности" создавать не "объективные" (это невозможно), а "предельно адекватные" модели действительности.


Александр Клейн
28 декабря 2019 г.


Рецензии