Художник счастья. Огюст Ренуар-10

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетаются мысль и чувство, румянец жизни и обаяние человеческого разума. Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на нас, подперев щеку рукой.
Известная артистка театра «Комеди Франсез» Жанна Самари занимала значительное место в жизни художника. Он познакомился с ней в доме у писателя Альфонса Доде. Её образ запечатлен в трех картинах. Портрет из Музея им. Пушкина в Москве стал для Ренуара своеобразным манифестом импрессионистического портрета. Мазки как бы произвольно положенные мастером на холст, создают форму. Тени на полотне отливают синевой, глаза актрисы таинственно блестят, завораживая своей глубиной. Необыкновенная одухотворенность и живое изящество этой любимицы парижан покорили Ренуара. Но вот что писал об этой картине критик Роже Баллю: «Я не понимаю портрета госпожи Самари. Знакомая головка очаровательной модели совершенно теряется на этом грубом розовом фоне. Ничто, я полагаю, не может быть более далеким от правды». Что можно сказать о такой оценке? Разумеется, Баллю или другие критики не были слепы, более того – они считались знающими толк в искусстве людьми, они выражали вкусы и взгляды множества современников. Это одно из свидетельств того, как далеко заходило непонимание, как глубоко враждебно было общество новым начинаниям в живописи.
А что, если б Ренуар стал писать так, как этого желали господа Баллю, Вольф и многие другие буржуа? Здесь можно рассказать историю, связанную с другим портретом Жанны Самари.
„ПОРТРЕТ ЖАННЫ САМАРИ В ПОЛНЫЙ РОСТ“ (1878, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
После катастрофических неудач, постигших первые выставки импрессионистов, перед лицом упорного непризнания, каким встречала публика новую живопись, Ренуар впервые заколебался. Он был подавлен и решил выставляться в Салоне. Он говорил: «Я не желаю считать что-либо плохим или хорошим в зависимости от места, где это повешено». Он хотел подчеркнуть, что, выступая в Салоне, он намерен остаться самим собой, но....достаточно посмотреть на эрмитажный портрет Жанны Самари, написанный для Салона, чтобы убедиться, как трудно было художнику оставаться верным себе и в тоже время угождать господствующему вкусу. Куда девалась покоряющая свежесть живописи, прозрачность сияющих светозарных красок! Кажется, вместе с внутренней свободой ушел, померк свет солнца. Все потускнело. Жанна стоит во весь рост, позируя, как принято было в салонных портретах, на условно нарядном красно-коричневом фоне. Только лучистый блеск синих глаз и очаровательная деликатность позы напоминают, что это и есть та пленительно-женственная Жанна, которую мы ранее увидели в полном сиянии дня. Такова цена за измену самому себе.
Рассмотрев «ПОРТРЕТ ЖАННЫ САМАРИ» и другие женские портреты Ренуара, считаю уместным напомнить о роли женских образов в искусстве. Вот перед нами некоторые шедевры мировой живописи, изображающие образы женщин.
Вглядитесь в профиль Нефертити, и мгновенно возникает Древний Египет – страна храмов, пирамид, сфинксов, фараонов и рабов.
Рядом Венера Милосская – несравненная пластика её форм – сама Еллада, недосягаемая, вечная.
Прелестные, немного грустные богини Сандро Ботичелли, загадочно улыбающиеся женщины Леонардо, красавицы Тициана – разве это не сам итальянский Ренессанс?
Земные полнокровные женщины Рубенса; жеманные, изысканные богини и дамы Буше и Ватто – разве это не символы барокко и рококо?
Образ женщины – образ времени, страны, народа.... И чем более велик мастер, тем точнее и обобщающе он отражает в женских образах своё время.
О.Ренуар оставил нам воистинне неумирающий образ француженки XIX века. Как удалось ему это сделать? Ни Давид, ни Делакруа, ни тончайший Энгр, ни даже великий мастер женских портретов Эдуард Мане, превосходя порой Ренуара в рисунке, в живописи, в композиции своих полотен, не оставили такого обобщенного образа, который можно назвать Мадемуазель Франция XIX века! А Ренуар оставил. Вот она Мадемуазель Франция глядит на нас с полотен живописца – живая, непохожая ни на кого девушка из народа: актриса, подруга художника, модистка, горничная, молочница. В них Ренуар таинственным образом, неповторимо показывает жизнь его времени, жизнь его любимого Парижа, его Франции.
ФОТО. РЕНУАР, 37 лет.
Вдумайтесь в слова Огюста Ренуара, которого при жизни считали простоватым, а иные – даже чудаком: «В искусстве необходимо иметь ещё нечто, секрет чего не откроет ни один профессор – тонкость, очарование, и это надо иметь в себе самом». Таков предстает перед нами Ренуар, внешне простоватый человек, но с величайшими очарованием и тонкостью в творческой душе.


Рецензии